Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава VI. Техн. орг. Досуга детей и подростков.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
195.58 Кб
Скачать

Список рекомендуемой литературы

  1. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998.

6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества

Центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог – творческая, социально активная личность, умеющая нешаблонно мыслить, профессионально действовать, создавать новые общественные ценности.

Требования к педагогу, работающему с подростками в досуговой сфере деятельности, включают в себя общие профессиональные направления в педагогической деятельности, обусловленные досуговой сферой, и требования к личным качествам.

В учебном пособии «Педагогика» [1] Л.Н. Макаровой был предложен ряд профессиональных и личных характеристик, которым должен удовлетворять педагог нового типа. Мы полностью поддерживаем их точку зрения и будем придерживаться ее в изложении. Под педагогом нового типа понимается не просто преподаватель, транслирующий знания, «он прежде всего творит личность, утверждает человекав человеке». Его характеризуют:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;

  • любовь к детям, потребность в общении с ними, способность проникнуть в их мир;

  • подлинная интеллигентность, духовная культура, личное достоинство;

  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

  • потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии и готовность к этому;

  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Центральное место в профессионализме педагога занимает направленность его личности. В ней выделяют социально-нравственный, профессионально-педагогический и познавательный аспекты.

Идейная убежденность лежит в основе социальных потребностей, моральных и ценностных ориентаций, чувства гражданской ответственности, социальной активности учителя. В процессе воспитания педагог воздействует на убеждения личности, а это возможно только при наличии собственных убеждений.

Профессиональная направленность педагога включает интерес к своей профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, конкретным видам педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание формируется в процессе накопления педагогом опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.

В профессиональные качества входят педагогический долг и ответственность. В пределах своих прав и компетенции учитель обязан оказать помощь детям в любых конфликтных ситуациях. Кодекс педагогической морали обязывает педагога предъявлять к себе повышенные требования, что является особенно актуальным в настоящее время.

Педагогический такт включает в себя и чувство меры, и сознательную дозировку действия, и способность проконтролировать его. Он во многом зависит от личных качеств педагога, его культуры, кругозора, воли и профессионального мастерства.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, отмечает Л.Н. Макарова, является четкость профессиональной позиции ее представителей. Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности, которые являются источником ее активности. Решающими среди факторов, влияющих на выбор профессиональной позиции, оказываются профессиональные установки педагога, индивидуально-типологические особенности его личности, темперамент и характер.

Л.Н. Макарова дает характеристику типичным ролевым педагогическим позициям. Педагог может выступать в качестве:

  • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм и так далее (например, надо быть честным);

  • друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

  • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

  • советчика, если он использует осторожное уговаривание;

  • просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь, порой до унижения и лести;

  • вдохновителя, если он стремится увлечь интересными целями и перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя, но всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол, подыгрывание ребенку, превращение его в маленького диктатора или кумира, подкуп, неуважение к личности ребенка.

«Овладеть педагогической профессией можно только на индивидуально-личностном уровне, когда имеются возможности для самореализации личности каждого педагога, то есть для выявления и развития его творческой индивидуальности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей» [2].

Творчество педагога проявляется при решении разнообразных задач, где требуются умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории, используя разнообразные приемы) и другое. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность, – способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Можно выделить следующие признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инертности мышления, высокая потребность в достижении целей, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

В практике социально-культурной сферы чаще всего используются следующие принципы досуговой деятельности:

Принцип «красной линии». Красная линия – это грань риска, грань меры, грань разумного и допускаемого. В отношениях содружества педагога и детей создается демократическая сфера. Переступив эту грань риска, педагог может оказаться в ситуации панибратства, лжедружбы. Нарушения красной линии могут привести к отсутствию субординации. На информационном уровне красную линию обязательно нужно соблюдать в вопросах политики, истории, национальных проблемах, эротики и секса, организации деятельности, связанной с жизнью и здоровьем.

Принцип «могучей кучки». Досуг – это дело коллективное. Для того, чтобы радость коллективной победы была для каждого индивидуальна, необходим соответствующий психологический климат.

Принцип «фельдмаршала Кутузова». Для того чтобы соблюсти этот принцип, необходимо быть терпеливым и ничего не предпринимать в ситуациях, которые могут разрешиться сами. Досуг – это личное дело ребят, и помощь им должна быть оказана только в том случае, когда она им действительно нужна.

Принцип «горы». Если ребенок достиг чего-то, то следующий его продукт должен быть выше по уровню.

Принцип «антиканона». Этот принцип основан на высказывании: «гениев порождает не система, а противостояние системе». Дети не должны ограничиваться рамками принятой взрослыми педагогики.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.

По мнению педагогов Г.Ф. Терещенко и Ю.Т. Минеевой, в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Учителя сами должны быть способны к изменениям и не относиться к своему сложившемуся опыту как единственно ценному, уметь понять позицию сегодняшних подростков [3].

12-13-летние подростки стремятся определить свое место в событиях общественной жизни, реально оценить свои возможности. Они испытывают потребность действовать в соответствии со своими убеждениями через поступки, где самостоятельно принятые решения они проверяют посредством реальности нравственных норм, предложенных им в процессе воспитания.

Через собственную интеллектуальную деятельность у ребят идет дальнейший процесс формирования собственных позиций, проявляется стремление познать сложный мир человеческих отношений, самого себя, и все это порождает состояние внутреннего напряжения, которое они скрывают под маской внешней развязности, шутовства и иронии.

Это период поиска и созидания собственного «я». Идет процесс полового созревания, появляются новые потребности, переживания по поводу несоответствия собственных личностных качеств принятым социально-ценным установкам, оценкам окружающих и самооценке. В период социальной адаптации у подростков ярко проявляются индивидуальные особенности, способность к широким контактам с новыми людьми. Иногда они увлекаются внешне престижными атрибутами взрослого поведения, избавляя тем самым себя от внутренней работы по созиданию собственной личности.

Долго и мучительно подростки ищут себя, не могут разобраться, определить свое место во взаимоотношениях с окружающими. Моральные принципы их неустойчивы, отношения с людьми порой непредсказуемы. Педагоги, плохо знающие внутренний мир подростков, часто не могут объективно оценить их поступки, что приводит к сложным ситуациям, отчуждению, личностным конфликтам. В то же самое время ребята активно ищут среди воспитателей тех, с кем можно обо всем поговорить откровенно. Взаимоотношения с педагогами становятся для них ареной для демонстрации новых возможностей в личностном общении, способом выработки отношений со взрослыми людьми в целом.

В этот ответственнейший период формирования личности происходят сложные, противоречивые процессы определения подростками своей гражданской позиции, профессионального выбора и нравственных ориентиров, рождается стремление к личностной неповторимости и оригинальности, что требует напряженной внутренней работы чувств и разума ребенка, чтобы самостоятельно принятые решения не привели к драматическим ошибкам.

Непонимание детей некоторыми педагогами связано с отсутствием интереса к внутреннему миру учащихся, положительного отношения к педагогическому труду. В умении понять детей, важна профессионально-педагогическая направленность педагога. Если воспитатель удовлетворен своей профессией, он испытывает потребность в общении с детьми, стремится познать их внутренний мир и применить полученные знания в работе с ними. Наоборот, в случае неудовлетворенности своей профессией и при равнодушии к детям возникает предубеждение, мешающее правильному познанию их.

Предпосылкой глубокого понимания детей является высокий уровень образованности и воспитанности педагога, внутренней готовности к педагогической деятельности. Неполное, в известной степени, искаженное восприятие подростка связано с косным подходом к воспитательной деятельности. Такие педагоги слабо знают и понимают индивидуальные свойства воспитанников.

Разностороннее познание подростка, умение увидеть в нем личность с ее активным отношением к окружающему миру способствуют установлению хороших отношений педагога и воспитанников. Подростки должны быть уверены в доброжелательности, чуткости, доброте педагога. Даже в конфликтных ситуациях воспитатель обязан быть выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков.

Взгляды и убеждения педагога, его поступки оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между ним и подростками. Как показывают наблюдения, педагоги часто категорично оценивают подростков, хотя позиция «взрослый всегда прав» уже потеряла свою силу.

Ребенок, соблюдая требования педагога, должен верить, что они справедливы, что это не каприз, произвол или чудачество. Если отношения между воспитателем и воспитанником складываются неправильно, то главная вина за это ложится на педагога.

Сложность в отношениях между педагогом и ребятами создается различием в знаниях, опыте и социальной зрелости. Чаще всего воспитатель и подросток – это люди разных поколений, опыта и жизненных интересов. Педагог смотрит на жизнь более трезво, уверенно, спокойно. Подростку она во многом представляется непонятной, загадочной. Из-за недостатка опыта подростки не всегда правильно понимают поступки взрослых.

Ученика легко обидеть даже невзначай, так как он склонен случайный незначительный поступок оценивать как преднамеренный, переживать даже кажущуюся несправедливость воспитателя. Поэтому в поведении педагога нет мелочей, ему не прощается слабость, плохое настроение, повышенная раздражительность.

Педагог должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям, уметь переубеждать своих подопечных и терпеливо разъяснять им их ошибки. Даже вполне правильный поступок педагога может быть превратно истолкован подростком, если он недостаточно мотивирован воспитателем или его форма в чем-то не соответствовала содержанию.

Подростки ценят в воспитателе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но еще более – человечность. И педагогу не следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Пусть ребята видят, что воспитатель, как и все, может радоваться, огорчаться, гневаться. Проявление педагогом человеческих чувств, естественное поведение сближает его с подростками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Поэтому педагогу надо чаще разговаривать со своими воспитанниками, спорить, играть, отдыхать, смеяться.

Отношения педагога с подростками должны носить товарищеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются ими бездушно, человечность же воспитателя вызовет ответную человечность ребят и они начнут понимать, что воспитатель так же, как и все, переживает, радуется, сердится.

При соблюдении дистанции, когда на первый план выступает деловая официальная сторона, педагог действует только как человек, выполняющий определенные служебные обязанности. Дистанция ограничивает человеческие контакты. Она создается самими обстоятельствами из-за различий в социальном опыте, знаниях, положении, и мера этой дистанции зависит лишь от педагога. Преувеличение ее может привести к отчуждению, а, следовательно, к уменьшению педагогического влияния воспитателя. Некоторые педагоги, стремясь не показать своих личных или профессиональных слабостей, напускают на себя ложную значительность, становятся в позу непогрешимого человека.

Такому педагогу трудно открыть душу, спросить совет, так как ученик не ждет сочувствия от него. Учитель, занявший такую позицию, плохо информирован о них, не осведомлен, чем живут его подопечные, что их волнует.

Но нельзя впадать и в другую крайность. Педагоги, намереваясь ликвидировать дистанцию между собой и детьми, желая заслужить их любовь, повысить свой авторитет, забывают при этом о своей ведущей роли в педагогическом процессе, во всем идут на поводу у детей, проявляют всепрощение. Такие люди иногда вообще перестают выполнять функции воспитателя.

Конечно, и в близких, обыденных отношениях подростки будут ожидать от воспитателя некоего образца поведения, порядочности, честности, педагогической мудрости. Не каждый воспитатель справляется с этим.

Подросткам хорошо известно, что и педагог допускает ошибки из-за обилия информации, может чего-нибудь не знать, что у него есть нравственные слабости. Важно, не разыгрывать из себя всезнайку или непогрешимое существо, не упорствовать в своих ошибках. Иногда педагоги как будто не понимают, что одной фразой: «Простите, я не прав!» – можно заработать прочный авторитет у подростков.

Живуче упрямство педагогов даже сейчас, когда общественная жизнь страны бурлит, идет ломка взглядов, стереотипов. Конечно, прежде всего общественной обстановкой обусловлен труд педагога. А разве личность педагога, его профессионализм, его человеческие качества ни на что не влияют?

На наш взгляд, установлению нравственно-этических отношений между педагогом и подростками способствуют умение и желание воспитателя проникнуть во внутренний мир подростка, оценить его состояние даже по голосу, мимике, интонации, то есть педагогу надо быть хорошим психологом.

Надо очеловечить отношения с детьми, общение с ними строить на основе доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. Характер общения должен помочь подросткам развивать свою индивидуальность, дать простор творчеству, инициативе, самостоятельности.

Педагогу необходимо более целенаправленно учиться общей и педагогической культуре общения, которая проявляется в благожелательности, душевной теплоте; тем самым создается определенный эмоциональный фон, объединяющий их общими переживаниями, тогда более успешным будет и воспитательный процесс.