Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпора по ДПВ.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
19.04.2013
Размер:
370.18 Кб
Скачать

2.Особенности развития Запада и России в х1х веке.

Х1Х век стал особым временем во взаимоотношениях между Западом и Россией. Это было связано с особенностями эволюционного развития Запада, хотя и в то столетия она не обошлась без революционных вспышек – революции 1848 г. во Франции, Германии и Италии, Парижская Коммуна в 1871 г. назовем эти особенности развития Запада. С одной стороны, в это время завершился раздел мира, так как даже далекие земли в Африке оказались захваченными западными странами. Только Россия, Оттоманская империя, Эфиопия, Таиланд и Япония избежали колониальной зависимости. С другой стороны, из-за утвердившегося в Европе после французской революции 1789 г. национализма национальные государства подозрительно относились к своим соседям, считая их своими противниками. Если в ХУШ в. династия Романовых, как и вся придворная элита, органически легко общалась с Западной Европой, то в Х1Х в. при всех коммуникационных улучшениях национальные барьеры стали гораздо сильнее разделять Запад ( что затем привело к Первой мировой войне). Вопреки многим ожиданиям Европа после Наполеона не превратилась в один большой дом, а стала ареной национальной неприязни и розни.

Индустриальная революция, охватившая Британию и Францию, достаточно сильно сказалась на взаимоотношениях с ними России. Александр 1 и особенно Николай 1 бывали на Западе, но больше всего ценили отношения с центрально-европейскими монархиями – Австро-Венгрии, Германии (Пруссии). Однако в первое десятилетие Х1Х в. Россия сблизилась с Францией, что отдалило ее от Германии и Австро-Венгрии. Но победа над Наполеоном в Отечественной войне 1811 - 1814 г. сделало Россию очень популярной в Европе. Россия достаточно неожиданно выступила в роли своего рода европейского интегратора. В предложении Священного союза Александр 1 выступил за «тесную ассоциацию правителей и народов», за систему коллективной безопасности, за «великую европейскую семью». В этом плане правящая элита России была как бы олицетворением европейского космополитизма. Такая оценка может быть дана в связи с тем, что среди 37 дипломатов, окружавших Александра 1 на Венском конгрессе, лишь семь человек было с русскими фамилиями.

После войны с Наполеоном создавались благоприятные предпосылки для развития связей России и Запада, так как все основные европейские страны – Британия, Австрия, Пруссия, Испания – были союзниками России. Опыт огромной армии-победительницы, воочию увидевшей Запад, чувство национального самоуважения, возникшее после войны с Наполеоном, подняли русских в собственных глазах и в глазах Запада и укрепили их дружеские взаимоотношения.

Кроме того, французский поход вызвал к жизни феномен, прежде отсутствовавший в русской действительности: просвещенные думающие офицеры стали сравнивать не роскошь российского царствующего дома с богатством западных монархов (как это было традиционно), а обыденную жизнь «там и здесь»: с одной стороны – раскрепощенность, достаток, инициатива и методично-разумная энергия среднего класса, а с другой –постоянное насилие над своим народом. Русским дворянам открылся иной, более привлекательный тип общества, где возможность избежать унизительность бесправия была гораздо шире, чем в мечущейся между раболепием и бунтом России. Это привело к выступлению декабристов в 1825 г.

После декабря 1825 г. в России воцарилась суровая николаевская атмосфера, где фактически господствовала враждебность по отношению к передовым западным новациям. Николаевское противостояние западному рационализму началось, когда значительный слой русских жаждал войти в мир разума и знаний, когда Россия впервые почувствовала свою силу в войне с Наполеоном и, поверив в свою мощь и будущее, готова была более легко и естественно воспринять лучшее, что было в жизни Запада.

Эпохе Николая 1 ученые затрудняются дать оценку либеральной политике царской власти в плане её развития в России. Это с одной стороны. Но, с другой, несмотря на очевидное проявление антилиберальных тенденций – ограничение свободы выражения мысли, усиление цензуры, - в царствование Николая 1 не только сохранились, но и упрочилось многое из того, что должно было в конечном счете привести к возникновению либерального порядка в России.

Самым большим техническим достижением России эпохи Николая 1, которое можно назвать классическим примером русской индустриализации того времени, было строительство железной дороги Петербург-Москва, самой протяженной в мире на середину Х1Х в. В 1842-1851 гг. лопаты бессчисленного числа мужиков проложили в лесах и болотах огромную насыпь (стих. Н.А.Некрасова «Железная дорога»). Ни одна дорога на Западе не была построена с такими жертвами, как эта. Майор американской армии Дж.Уистлер (отец знаменитого на Западе художника Уистлера), будучи техническим советником руководителя строительства генерала П.А.Клейнмихеля писал, что страх не иметь успеха приводит в России к утверждению принципа «цель оправдывает средства».

Масштабы России оправдывали такую индустриализацию: между 1811 и 1861 г. население России почти удвоилось – с 41 до 74 млн чел. Была вопиющей бесправность рабочих. Писатель Панаев писал о них, что они кроме того, что обязаны были низко кланяться любому барину, но еще и целовать край одежды. В то время, как на Западе обычным стало наемное производство, оторванные от земли российские мужики безгласно жили в бараках, с трудом осознавая значимость всего происходящего.

И все же в первые 20 лет николаевского правления численность промыш-ленных рабочих более чем удвоилась – с 200 тыс. до почти 500 тыс. чел. При этом возник новый класс, пока еще малочисленный и не очень сильный – класс капиталистов, который по-тихоньку начал бороться за усиление своего политического влияния.

Для исторического опыта связей России с Западом в Х1Х в. в общем и целом характерна вражда Петербурга с очередным лидером Запада – Великобританией, которую беспокоила экспансия России на Востоке в Средней Азии и более всего – безопасность северных подходов к Индии.

Стратегически Петербург опирался на Пруссию и Австрию, что было своего рода внутриевропейским балансом сил. Этому во многом способствовали династические связи дома Романовых с домами европейских монархов: за Екатериной П последовали принцессы из Гессена, Вюртемберга, Бадена. Сестра прусского короля Фридриха – Вильгельма 1У Шарлотта была женой Николая 1, его брат Михаил был женат на вюртембергской принцессе. Три дочери Павла 1 и две - Николая 1 вышли замуж за германских принцев. Имея дружественную западную границу, Николай1 мог себе позволить проводить силовую политику на Балканах, в Закавказье, на Ближнем Востоке.

Соседние файлы в предмете История