Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
=3 курс= ЦП - Глава 20.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
198.14 Кб
Скачать

§ 5. Изменение обязательств. Замена лиц в обязательстве

Общим принципом трансформации обязательств является согла­сие на это всех участников обязательства. Односторонний отказ от выполнения обязательства или одностороннее изменение условий договора не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 525 ГК).

Одним из наиболее распространенных случаев изменения обяза­тельств, специально предусмотренных в ГК, является замена его субъектов. Это может быть замена кредитора или замена должника.

Поскольку большинство существующих обязательств являются двусторонне обязывающими (или взаимными), когда каждая из сто­рон в обязательстве имеет одновременно и права, и обязанности, то на практике выделить отдельно цессию или перевод долга иногда невозможно. Потому в таких случаях возникает своеобразный гиб­рид двух этих институтов, для которого в литературе предлагается обобщающий термин « замена стороны в договоре». При этом замена стороны взаимного обязательства должна происходить на основе применения той нормы, которая предусматривает более жесткие пра­вила замены. Например, если замена кредитора в обязательстве по общему правилу не требует согласия должника (ст. 516 ГК), а долж­ник может быть заменен другим лицом лишь при согласии кредито­ра (ст. 520 ГК), то замена стороны в двустороннем договорном обяза­тельстве (договоре купли-продажи, мены, аренды и т.п.) возможна только при согласии другой стороны договора1.

Вместе с тем, указанное не означает, что стороны во взаимных обя­зательствах лишены возможности осуществить отдельно передачу права требования и отдельно перевода обязанности. Например, в договоре купли-продажи покупатель может уступить другому лицу свое право требовать передачи купленного имущества, оставив при этом за собой выполнение обязанности по уплате стоимости этого имущества продавцу. То есть, в этом случае имеет место лишь уступ­ка права требования, которая не сопровождается передачей обязан­ности покупателем.

Замена кредитора означает, что из обязательства выбывает преж­ний (первоначальный) кредитор и его заменяет другое лицо, вступив­шее в это обязательство. Это возможно во всех случаях, кроме тех, когда такая замена запрещена договором или законом. Так, ст. 515 ГК

1 См.: Цивільний кодекс. Коментар. — Харків, 2003. — С. 374.

454

не допускает замену кредитора в обязательстве, которое неразрывно связано с личностью кредитора. Аналогичные запреты закреплены в специальных нормах ГК, например, это касается запрета на переда­чу другому лицу права преимущественной покупки доли в общей до­левой собственности (ст. 362 ГК).

Следует отметить, что замену кредитора следует отличать от права регресса (права обратного требования), которое возникает, например, в результате выполнения должником солидарной обязанности (ст. 544 ГК), возмещения вреда, причиненного другим лицом (ст. 1191 ГК), уплаты гарантом сумм за должника и регресса к должнику в сумме, которая была уплачена им по гарантии кредитору (ст. 569).

Принципиальное отличие между этими институтами заключает­ся в том, что право на регресс возникает впервые, а при замене креди­тора передается право, которое уже существует. Регрессное обязатель­ство возникает только при прекращении (надлежащем выполнении) первоначального обязательства, тогда как замена кредитора сама обязательства не прекращает и не изменяет. Это имеет практическое значение, в частности, для исчисления исковой давности. Так, по­скольку регрессное обязательство возникает впервые, то и общая исковая давность для него составляет 3 года (ст. 257 ГК). При заме­не кредитора обязательство продолжает существовать, не происхо­дит и прерывания исковой давности (ст. 264 ГК), поэтому требова­ния нового кредитора к должнику могут быть выдвинуты только в пределах оставшегося срока.

Основания замены кредитора:

цессия (уступка права требования) — передача им своих прав другому лицу по сделке;

правопреемство — может быть как универсальным (например, наследование по общим правилам), так и сингулярным, то есть час­тичным (например, в некоторых случаях реорганизации юридических лиц);

суброгация — выполнение обязательства за должника треть­им лицом со вступлением указанного лица в права кредитора (может иметь место в двух случаях: при выполнении обязанности должни­ка поручителем или залогодателем (имущественным поручителем) и при выполнении обязанности должника третьим лицом;

иные основания, установленные законом.

В связи с тем, что ст. 512 ГК предусматривает возможность пере­дачи прав от прежнего кредитора новому кредитору не только по со­гласию (сделке), но и по другим основаниям, в литературе было выс­казано мнение, что концепция ГК по этому вопросу основана на рас­ширенном толковании уступки права требования (цессии) как понятия, которое охватывает все случаи замены кредитора1.

1 См.: Цивільний кодекс. Коментар. — Харків, 2003. — С. 374-375.

455

Однако, для такого толкования закон оснований не дает, посколь­ку из п. 1 ч. 1 ст. 512 ГК вытекает, что уступкой права требования, то есть цессией, считается лишь волевое действие (сделка) кредито­ра, которое заключается в передаче им своих прав другому лицу. В пользу такого вывода свидетельствует и происхождение термина «цессия», связанного с понятием римского права «in jure cessio» — «передача права». Поэтому пространительное толкование цессии неха­рактерно и для большинства современных исследований в этой сфере1.

Таким образом, следует различать общее понятие замены креди­тора в обязательстве и цессию как передачу кредитором своих прав другому лицу по сделке.

При этом следует принять во внимание, что хотя замена кредито­ра возможна tto разным основаниям, но практически наиболее важ­ной из них остается цессия. Пбэтому именно ей посвящено большин­ство норм главы 47 ГК. Несмотря на то, Что правила о замене креди­тора, установленные в этой глайе ГК, на первый взгляд являются универсальными, внимательное ознакомление с ними показывает, что положения стст. 517, 518, 519 ГК касаются лишь цессий и не могут применяться ни при правопреемстве, ни при суброгаций.

Следовательно» цессия (устуйка права требования) — это переда­ча кредитором своих прав в обязанностей другому лицу с помощью сделки. В целом, эта сделка может быть как возмездной, так и без­возмездной, реальной или консенсуальной, абстрактной или кау­зальной, односторонней или двусторонней. Однако такой сделкой, очевидно, не может быть завещание, поскольку оно является осно­ванием правопреемства, и к замене кредитора в этом случае не могут быть применены, например, правила ст. 519 ГК (первоначальный кредитор не может нести ответственность по обязательству, посколь­ку умер).

Сделка по замене кредитора в обязательстве совершается в такой же форме, что и сделка, на основании которой возникло обязатель­ство, право требования по которому передается новому кредитору. При этом цессия по обязательству, которое возникло на основании сделки, подлежащей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в таком же порядке, если иное не установлено за­коном. В этом случае считается, что Цессия состоялась с момента государственной регистрации сделки о ее совершении.

В результате цессии первоначальный кредитор (цедент) переста­ет быть участником обязательства, а вместо него в обязательство вступает новое лицо — цессионарий. При этом изменяется субъект­ный состав обязательства, но содержание его остается тем же.

1 См., например: Кот О.О. Перехід прав кредитора до третіх осіб в ци­вільному праві України. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — К., 2002. — С. 11.

456

Поскольку цессия происходит в полном объеме, к цессионарию переходит не только само право требования, но и возможность ис­пользовать средства его обеспечения, предусмотренные прежними субъектами обязательств (например, взыскание неустойки).

Первоначальный кредитор должен передать цессионарию доку­менты, которые подтверждают наличие права требования, а также необходимую.для его осуществления информацию. Это может быть текст договора, долговая расписка, товарораспорядительные доку­менты и т.п. Сроки и порядок передачи документов и информации определяются по соглашению первоначального и нового кредиторов. Если соглашенияне достигнуто или замена кредитора происходит на основании закона, передача документов, осуществляется в 7-дневный срок со дня предъявления требования цессионарием о предоставле­нии ему документов (ст. 530 ГК).

В свою очередь должник имеет право требовать от нового креди­тора доказательств перехода к нему прав по обязательству. До пре­доставления кредитором таких доказательств должник имеет право не выполнять обязанность новому кредитору, не рискуя при этом про­срочить выполнение обязательства (ст. 612 ГК). Вместо этого для кредитора, который не предоставил доказательства цессии, такая бездеятельность должна рассматриваться как просрочка, которая влечет последствия, предусмотренные ст. 613 ГК.

Вместе с тем нарушение указанной «информационно-доказатель- ной » обязанности не влияет на юридическую силу цессии.

Согласие должника на цессию не требуется (если иное не установ­лено договором или законом), поскольку действует презумпция, что в любом случае обязательство должен быть им выполнено. Потому указание первоначального кредитора о необходимости выполнения обязательства другому лицу является обязательным для должника.

Вместе с тем цедент не только имеет право указать должнику на существование нового кредитора, но и обязан это сделать путем пись­менного предупреждения. Несоблюдение этого требования означает, что должник, который выполнил обязательство первоначальному кредитору, считается освободившимся от своей обязанности (ст. 516 ГК). В таком случае новый кредитор может предъявить претензию относительно невыполнения обязательства к цессионарию, но не к должнику.

-Хотя должник не имеет права возражать против замены кредито­ра (ст. 516 ГК), однако сохраняет возможность выдвигать против требований цессионария все те возражения, которые мог противопо­ставить требованию первоначального кредитора на момент получе­ния письменного сообщения о замене кредитора (о безденежности обязательства, несоблюдении порядка заключения договора и т.п.)., Если должник не был в письменном виде поставлен в известность о замене кредитора в обязательстве, он имеет право выдвинуть против

457

требований нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора на момент предъявления ему требования новым кредитором или, если должник выполнил свою обязанность до предъявления ему требования новым кредитором, — на момент его выполнения (ст. 518 ГК).

Первоначальный кредитор в обязательстве отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за невыполнение должником своей обязанности, кроме случаев, когда первоначальный кредитор поручился за должника перед новым кредитором (Например, при передаче переводного вексе­ля первоначальный кредитор отвечает за выполнение обязательства, если не укажет в передаточной надписи: «Право требования переда­ется без оборота на меня»).

Другим случаем замены лиц в обязательстве является перевод долга (делегация). В отличие от цессии, здесь имеет место замена не управомоченной, а обязанной стороны.

Последствиями перевода долга являются:

а) выбытие первоначального должника из обязательства (осво­бождение его от долга);

б) вступление в обязательство нового должника;

Как и в случае цессии, происходит изменение субъектного соста­ва обязательства при сохранении его первоначального содержания.

Поскольку платежеспособность должника, наличие у него иму­щества, на которое может быть обращено взыскание, играют суще­ственную роль, перевод долга возможен только с согласия кредитора (ст. 520 ГК). С одной стороны, это ограничивает возможности пере­вода долга, но с другой — позволяет проводить замену должника даже в обязательствах, связанных с личностью их участников: выражая свое согласие на перевод долга, кредитор оценивает и перспективы выполнения обязательства новым лицом, фактически имеет место заключение нового соглашения. Потому делегация возможна и в договорах поручения, художественного заказа и других, где личность исполнителя является определяющей.

В связи с этим перевод долга можно считать многосторонней сдел­кой (договором), в силу которой первоначальный должник по обяза­тельству при согласии кредитора переводит свою обязанность на но­вого должника (выбывая, таким образом, из этого обязательства).

Форма сделки относительно замены должника в обязательстве определяется в соответствии с положениями о цессии, изложенны­ми выше (стст. 521, 513 ГК). Главным принципом здесь также яв­ляется то, что перевод долга должен происходить в той же форме, в которой было совершена сделка, послужившая основанием возник­новения обязательства.

Новый должник в обязательстве имеет право выдвинуть против требований кредитора все возражения, основанные на отношениях

458

между кредитором и первоначальным должником. При этом выдви­гать возражения против требований кредитора — это право, а не обя­занность нового должника. Поэтому он может безоговорочно (напри­мер, по морально-этическим соображениям) выполнить обязательство первоначального должника в пределах перешедшего к нему долга.

Судьба средств обеспечения, существовавших до перевода дол­га, решается дифференцировано.

Так, поручительство и установленный другим лицом залог с пе­реводом долга, как правило, прекращаются. При этом поручитель или залогодатель могут выступить гарантами выполнения обяза­тельства и новым должником, но для этого необходимо опять полу­чить согласие кредиторов.

Залог, установленный первоначальным должником, сохраняет­ся после замены должника, если иное не установлено договором или законом (ст. 523 ГК). При этом первоначальный должник в обяза­тельстве занимает место имущественного поручителя (ст. 583 ГК). В случае последующей замены должника в обязательстве, обеспечен­ном таким залогом, последний прекращается.

Относительно неустойки, задатка, удержания, гарантии, они при делегации сохраняются автоматически, поскольку сохранение их су­ществования не нарушает права и интересы других лиц.

В практике возникает вопрос о возможности частичного перевода долга на другое лицо. Поскольку в ст. 522 ГК речь идето «новомдол- жнике», можно сделать вывод, что ГК не предусматривает, в виде общего правила, частичный перевод долга. Следовательно, новый должник, вступая в обязательство, полностью заменяет должника прежнего.

Вместе с тем частичная замена лиц в обязательстве все же возмож­на. Правовой основой такой замены является ст. 525 ГК, которая допускает возможность любого изменения условий обязательства при согласии его сторон. Следовательно, можно сделать вывод, что субъек­ты обязательства могут заключить договор о частичном переводе дол­га (так же, как и о частичной цессии).