Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
61.25 Кб
Скачать

Глава 2. Начало Великой Отечественной войны

К началу войны германские вооруженные силы были полностью моби­лизованы. В июне 1941 г. состав вермахта включал 214 дивизий. На востоке против СССР были сконцентрированы 152 дивизии и 2 бригады. Кроме не­мецких военных соединений у границ Советского Союза было развернуто 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии: Финляндии, Венгрии, Италии и Румынии. Для нападения на СССР были созданы оперативные группи­ровки из 190 дивизий. Обшая численность вражеского личного состава у гра­ниц Советского Союза достигала 5,5 млн человек

На 22 июня 1941 г. на границе в зоне Западного Особого военного округа были сконцентрированы значительные силы Германии и СССР (табл. 1).

Таблице 1. Соотношение вооруженных сил Западного Особого военного округа и группы армий «Центр»

Личный состав, человек

Дивизии

Орудия и минометы

Танки

Западный Особый военный округ

672000

55

10 087

2502

Группа армий «Центр»

820000

47

10 763

1177

На рассве­те 22 июня 1941 г. Германия без объявления войны напала на СССР. На протяжении всей западной границы от Баренцева до Черного моря началось наступление войск Германии и ее союзников.

§1. Организация обороны страны.

Первыми, кто на государственной границе СССР при­нял удар передовых частей вермахта, были пограничники. Они вынуждены были самостоятельно принимать решения. Пограничники вместе с отдельными частями Красной Армии мужествен­но защищали западные рубежи страны. Одиннадцать дней вели упорную борьбу бойцы 13-й погранзаставы Владимиро-Волынского погранотряда. Объединенная группа Карело-Финского погранокруга под командованием старшего лейтенанта Н. Ф. Кайманова 19 суток держала оборону участка го­сударственной границы.

Легендарный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Неболь­шой гарнизон (до 4 тыс. советских воинов) с 22 июня 1941 г. мужественно сражался против во много раз превосходящих сил врага. Противник рассчи­тывал путем внезапного нападения захватить крепость и заставить гарнизон капитулировать. Согласно плану немецкого командования, передовые части 45-й германской дивизии должны были овладеть крепостью к 12 часам дня 22 июня. На протяжении первого дня советские воины отбили 8 атак. Бои в крепости приняли затяжной характер. Почти одновременно сражение раз­вернулось на территории всех трех укреплений: Кобринского, Волынско­го и Тереспольского.

Находясь в окружении, испытывая нехватку боеприпасов, продуктов питания, медикаментов и воды, советские воины не только отбивали ата­ки противника, превосходившего их в 10 раз по численности, но и делали вылазки из крепости, наносили удары по захватчикам. Отдельные груп­пы бойцов продолжали сопротивление до 20 июля 1941 г. Об их мужестве, человеческом достоин­стве, верности воинскому долгу свидетельствуют оставленные ими надписи на стенах: «Умрем, но из крепости не уйдем!», «Я умираю, но не сда­юсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.». За подвиги, совершенные защитниками крепости, многие из них были удостоены правительственных на­град. Командиру 44-го полка 42-й стрелковой ди­визии П. М. Гаврилову и начальнику 9-й погран­заставы А. М. Кижеватову присвоено (посмерт­но) звание Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой».

Смелость и самоотверженность проявили со­ветские летчики. Уже в 4 часа утра 22 июня аг­рессоры «познакомились» со всеми возможными методами ведения воздушного боя. Командир звена 124-го истребительного авиационного полка младший лейте­нант Д. В. Кокорев, после того как закончились боеприпасы, таранил на МиГ-3 германский двухмоторный «Юнкере». Таран вражеских самолетов со­вершили летчики А. С. Данилов. С. М. Гудимов и П. С. Рябиев. За 8 часов после начала войны с помощью таранов было уничтожено 15 немецких са­молетов.

Следует отметить, что и в дальнейшем таран нередко применялся советскими летчиками в ка­честве последнего из возможных средств. Как свидетельствуют источники, страх погибнуть в столкновении с советским самолетом был извес­тен даже германским летчикам-асам. Они не рис­ковали приближаться к русским в воздушном бою. Иногда советские истребители, израсходовав бое­комплект, делали вид, что собираются совершить таранную атаку, и таким образом рассеивали бое­вые порядки вражеских бомбардировщиков.

Организация обороны страны. В первый день войны советское правительство обратилось к на­роду с призывом подняться на решительную борь­бу с агрессором, «обеспечить победу над врагом», организовав мощную оборону. Уже 22—23 июня на территории всех пограничных республик было введено военное положение.

Основой перестройки всей жизни страны на военный лад явилась директива ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г., в которой требо­валось укрепить тыл Красной Армии и подчинить деятельность партийных и советских органов вла­сти исключительно интересам фронта. Особенно важное значение в деле централизации государ­ственного и военного руководства в стране имело образование 30 июня 1941 г. Государственного ко­митета обороны (ГКО), который возглавил Пред­седатель СНК СССР И. В. Сталин.

Массовым явлением стало добровольное вступ­ление в ряды Красной Армии. На протяжении од­ной недели мобилизовалось 5,3 млн человек, в том числе 500 тыс, из Беларуси. До 1 января 1942 г. действующая армия пополнилась 291 ди­визией и 94 бригадами. За годы войны в армию было призвано более 29,5 млн человек, из Бе­ларуси — 1300 тыс.

24 июня 1941 г. СНК СССР принял постанов­ление о создании в прифронтовой полосе в доб­ровольном порядке истребительных батальонов для борьбы с диверсионными и десантными группа­ми противника. До конца июля в СССР было организовано 1755 таких батальонов общей чис­ленностью свыше 328 тыс. человек. Всего за 3 года войны в них состояло около 400 тыс. человек.

Формирование истребительных батальонов в Беларуси происходило в чрезвычайно сложных условиях прифронтовой полосы. Местные партийные органы создавали здесь в первые часы войны группы самообороны и рабочие отряды. Которые объединялись в истребительные форми­рования. К 15 июля 1941 г. в республике было со­здано 78 истребительных батальонов (более 13 тыс. человек) и 300 групп самообороны (27 тыс. человек). Истребительные батальоны бо­ролись с диверсантами и воздушными десантами врага, делали на дорогах завалы, «волчьи ямы», ликвидировали последствия налетов вражеской авиации, охраняли и спасали материальные и культурные ценности, проводили политработу среди населения, участвовали в оборонительных боях, уничтожали группы противника, прорвав­шиеся в советский тыл, и др.

Одной из форм массового патриотического движения советского народа, его непосредствен­ного участия в войне против немецко-фашист­ских захватчиков было народное ополчение. За ко­роткий срок в его ряды вступили до 1 млн чело­век. Было создано около 60 дивизий, из которых 17 участвовали в боевых действиях. Однако мас­совое движение народного ополчения в условиях боевых действий носило неоднозначный характер. С одной стороны, оно, безусловно, являлось от­ражением патриотического подъема населения. С другой стороны, плохо вооруженные и слабо подготовленные ополченские дивизии несли в боях большие потери. Существенный урон на­носился и народному хозяйству, потому что пред­приятия лишались необходимого количества ра­бочих рук. Не случайно по мере снижения напря­жения на фронтах руководство страны все реже обращалось к набору ополчения.

Важной государственной задачей стала эвакуа­ция — целенаправленное перебазирование населе­ния, оборудования промышленных и сельскохозяй­ственных предприятий, продуктов питания, иму­щества, материальных и культурных ценностей из мест, которым угрожала оккупация.