Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_16.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
80.9 Кб
Скачать

Лекция № 16. Попытки всестороннего реформирования системы в конце 80-х годов. Современная Россия План.

1. «Перестройка» Горбачева (1985-1991).

2. Попытка государственного переворота 1991 г. Распад СССР.

3. Россия 90-х годов: поиски путей выхода из кризиса на основе западной модели.

Вопрос 1. «Перестройка» Горбачева (1985-1991).

В начале 80-х годов неэффективность системы, ее неспособность обеспечить решение назревших и перезревших проблем были очевидны для многих. Важное значение для начала обновления общества имел и тот факт, что в ЦК КПСС к середине 80-х появились партийные руководители, остро чувствовавшие необходимость перемен и обладавшие политической волей для их осуществления.

Однако и у них в то время еще не было четкого представления о масштабах кризиса, постигшего страну, а значит и о глубине необходимых преобразований. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких-либо серьезных изменений в системе. Поэтому когда весной 1985 г. генсеком ЦК КПСС стал Михаил Горбачев была предпринята попытка модернизации страны на базе марксистской социалистической идеи.

Но реформа уже не могла быть, как при Хрущеве, делом маленькой группы «реформаторов», пытавшихся путем частных изменений улучшить функционирование системы. Теперь задачи были значительно шире. Речь шла о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение к СССР на международной арене, избавиться от наследия сталинизма и оков «командно-административной» системы, насажденной еще в 30-е годы.

Сравнивать ли период перестройки с хрущевской оттепелью или же с НЭПом – во всех случаях реформы проводились сверху. А реформа Горбачева началась под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность можно было бы определить следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось или о чем говорилось только в своем кругу. Признать, наконец, после десятилетий самодовольства и лжи, наличие не только частных «проблем», но и общего кризиса системы. В том числе экономического кризиса, кризиса партии, неспособной предложить настоящую политическую реформу, наконец, кризиса идеологии.

Гласность была не только лозунгом, но и обещанием облегчить доступ к информации. Поэтому в годы перестройки трудно, с перекосами, но общество обретало полифоническую духовную культуру («плюрализм мнений»). Традиционные религиозные ценности стали стремительно утверждаться в общественном сознании. Социалистическая идея, напротив, теряла священный оттенок, подвергаясь критике, а порой – и осмеянию. Открыто появлялись «полочные» фильмы и произведения, распространение которых в недавнем прошлом было просто невозможно. Возобновилась посмертная реабилитация сотен тысяч жертв сталинского беззакония.

Но ни один бы человек в мире, обладая властью генсека, ничего бы менять не стал, если бы ему это позволила экономика. В 1985 г., и Горбачев это прекрасно знал, СССР был на грани банкротства. Неповоротливая, крайне военизированная экономика безнадежно проигрывала длившуюся десятилетия «холодную войну». Спасти СССР мог только большой скачок, великая модернизация, которую замыслил Горбачев. За счет нового газопровода и высоких цен на нефть он рассчитывал получить доходы, которые собирался вложить в быструю техническую модернизацию советской экономики. Ему было нужно всего 40-50 млрд. долларов. Их-то и отобрал у СССР план НСДД, придуманный Кейси.

Поэтому вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения» (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд, выглядевший весьма традиционно – как призыв к ускорению темпов развития экономики. Однако в экономическом плане итоги перестройки стали катастрофическими («катастройка»). Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться. Уровень жизни советских людей стремительно упал, что вызывало недоверие населения к рассуждениям об экономической реформе.

Начиная с 1988-1989 гг. стало заметно сокращаться сельхозпроизводство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении, вводились талоны на продукты. Полки магазинов стремительно пустели, а через 40 с лишним лет после войны в СССР появились карточки. Имелись трудности в промышленном производстве, услились инфляция и падение курса рубля. Ни одна из начатых в экономике реформ (хозрасчет в госсекторе, развитие ИТД, кооперативы) практически не дала положительных результатов.

С одной стороны, потому что они не были достаточно радикальными, с другой стороны, и в этом парадокс, они были слишком радикальны, вызывая одновременно сопротивление и населения, и бюрократического аппарата. Кроме того, наряду с новыми, широко использовались и старые, казалось бы, уже отжившие, командно-административные подходы к решению проблем: введение госприемки в расчете на повышение качества продукции, создание Госагропрома для улучшения положения с продовольствием и т. д. Классическим образцом старых подходов была развернутая антиалкогольная кампания.

Негативное воздействие оказало неблагоприятное стечение таких обстоятельств как тяжелейшая по своим последствиям авария на Чернобыльской АЭС (1986), землетрясение в Армении (1988), ряд других техногенных катастроф, снижение на мировом рынке цен на нефть – основной продукт советского экспорта. С осени 1965 г. по весну 1986 г. цены на нефть упали с 35 до 10 долларов за баррель. Огромные потери в экономике принесло с собой усиление напряженности в межнациональных отношениях в ряде регионов страны.

Венчала все реформы «перестройка», то есть политическая реформа, определявшаяся как настоящая реконструкция всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы. В процессе ее полным ходом развивалась попытка передачи реальной власти от партии к Советам народных депутатов. Были внесены изменения в избирательную систему, создающие условия для избрания депутатов на демократической, альтернативной основе. Реальностью стала многопартийная система (ЛДПР).

Однако поспешное отстранение КПСС от руководства без предварительной подготовки привело к потере управляемости страной. Тогда в целях усиления исполнительной власти был учрежден в 1990 г. пост президента СССР, который Горбачев занял без всеобщих выборов. Затем президенты появились и в большинстве союзных и автономных республик.

Связанная с межнациональными отношениями напряженность возникла почти во всех национальных республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка до возвращения на историческую родину депортированных при Сталине народов (крымские татары, немцы Поволжья). Национальные проблемы привели к обострению конфликтов между русскоязычными и представителями «коренных» национальностей (прежде всего в Прибалтике и Казахстане) или между соседними народами (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и таджики, армяне и азербайджанцы и т. д.), появились так называемые «горячие точки» (Нагорный Карабах и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]