Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Г. Спиркин Сознание и самосознание.doc
Скачиваний:
868
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Интенциональный акт сознания

Наука и жизнь сталкиваются с тем поразительным феноменом, который именуется разными словами: проекцией, объективацией, интенцией (от intencio — направленность), вынесением и пр. Этот фено-

1  Гегель. Соч., т. IV. М., 1959, стр. 175.

2  См. Д. И. Дубровский. Психические явления и мозг. М., 1971.

75

мен постоянно привлекал внимание физиологов, психологов и философов. Но самое ясное определение этого феномена было дано Марксом: «...световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» 1. Тайна этого феномена заключается в том, что с гносеологической и психологической точки зрения в пределах внутреннего мира субъекта находится нечто, что существует вне его: осознаются образы в их отнесенности к определенному месту и времени.

Для того чтобы осмыслить образ, нужно взять его как то, что он репрезентирует, отображает. Вне этого отношения мысли о предмете к предмету мысли не только нельзя понять природу этой мысли, но ее просто не существует.

Чувственные образы, существуя у нас в голове, осознаются нами как существующие вне нас. Эта способность объективации, «переноса» возникла в результате длительной эволюции животного мира и особенно общественно-исторической практики человечества. «Перенос» образов вовне есть не что иное, как соотнесение этих образов с тем местом, с той обстановкой, с теми предметами, которые были отражены в мозгу. Это подтверждается, в частности, наблюдениями за только что прозревшими после удачной операции слепорожденными. Сначала их представления о том, что они только что увидели, осознаются ими пространственно не там, где помещается воспринятый предмет, а непосредственно «в глазах». И лишь впоследствии на основе практики люди, впервые прозревшие, научаются правильно объективировать свои образы.

Объективация образов может приобретать поразительную силу яркости, например, в грезах, галлюцинациях, а нередко и в творчестве. Однажды к Бальзаку пришел приятель; он постучал в дверь и услышал, как Бальзак с кем-то бурно ссорится, сильно кричит: «Мерзавец, я тебе покажу!» Друг, открыв дверь, увидел, что Бальзак находится в комнате один. Бальзак кричал па одного из своих героев им же создаваемого произведения, изобличая этого героя в подлости.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 82.

76

физиологические процессы как таковые не обладают предметной отнесенностью. Между физиологическими процессами и внешними агентами, их вызывающими, существуют отношения не образа и оригинала, а следствия и причины. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения.

Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Если в голове возникла мысль, то она обязательно есть мысль о чем-то. Мысли «ни о чем» в принципе быть не может. То, что в человеческом сознании имеется содержание, не соответствующее оригиналу или даже вообще не имеющее никакого оригинала, совсем не означает, что может вдруг всплыть беспредметная мысль. Грезы и даже бред больного заимствуют свое содержание из реальности.

77

СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

На вопрос: «Что такое сознание?» — вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако было бы ошибкой считать, что на этот вопрос вообще нельзя дать ответ, что в области явлений сознания нет никаких закономерностей и что она непознаваема.

СОЗНАНИЕ, ОСОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ

Начнем с этимологии слова «сознание». Сознание означает соучастие знания в самом себе, т. е. знание человека о самом факте своего знания. Этимология этого слова, разумеется, не раскрывает всего существа предмета. Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание. Формирование сознания предполагает выработку способности ставить осуществимые цели — как ближайшие, так и отдаленные,— умение контролировать свои чувства, мысли, поступки, отдавать отчет в своих действиях,

78

предвидеть последствия своих поступков, осуществлять самовоспитание воли, характера, личности в целом.

В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук (философия, психология, социология, психиатрия) вносит определенную специфику в подход к определению сознания. Под сознанием понимают: осознанное бытие и отношение «Я» к «не-Я»; субъективный образ объективного мира, свойство высокоорганизованной материи; идеальную сторону целсполагающей практической деятельности человека; высшую форму психического отражения действительности; способность отдавать отчет в своих мыслях, чувствах и актах; способность правильно расценивать окружающее; способность к целенаправленной, планомерной деятельности; особенность сочетания психических процессов, арену, на которой разыгрываются ассоциативные процессы; наконец, сознание уподобляют потоку впечатлений или чувствованию сменяющихся душевных состояний и т. д. Понятие сознания нередко употребля-ют и в смысле сознательности. Иногда отождествляют его не только с психикой человека, но и животных.

В ряде областей знания существует специфически профессиональный подход к определению сознания, который не может удовлетворить другие области знания и практики. С юридической, например, точки зрения сознание — это способность субъекта к логически обоснованному и адекватно мотивированному замыслу. Ведь наличие замысла, умысла — это один из атрибутов любого гражданского акта, поступка, а также и преступления. Соответственно этому сознание оказывается связанным с проблемами определения вменяемости, дееспособности. В медицине, рассматривая сознание, обычно исходят из того, что оно может усиливаться и ослабляться, теряться во сне и полностью исчезать при обмв-роке. В этом смысле говорят об узости и широте сознания или внимания, об его устойчивости или неустойчивости, ясности и тусклости, мерцании. Когда врач утверждает, что «сознание больного ясно», он имеет в виду прежде всего нормальную ориентировку человека в окружающем — месте и времени, а также в своей собственной личности.

Ученые спорят о том, можно ли ограничиться одним определением сознания, общим для всех областей зна-

79

ния, или каждая наука должна по-своему определить сознание, исходя из своих конкретных задач. Разумеется, у каждой науки должен быть какой-то свой особый ракурс во взгляде на сознание, подчеркивание в нем особой грани. Однако сущность сознания как специфического феномена духовной жизни человека одна. И общее философско-психологическое определение сознания должно быть единым. Подобно тому как нет и быть не может философского, физического или биологического определения материи, точно так же не может быть философско-психологического и наряду с этим, например, психиатрического или юридического определения сознания.

Под сознанием в марксистской философии и психологии понимается не просто психическое отражение, а высшая форма целенаправленного психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности — в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрении их личных и социальных последствий, в разумном контролировании поведения и управлении им, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание — не просто образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Сознание — явление психическое. Однако понятие психики значительно шире понятия сознания. Под психическими явлениями имеются в виду все осознанные и неосознанные, прежде всего познавательные, процессы, психические состояния, а также психические свойства личности. Психические явления могут носить как

80

актуальный, так и потенциальный характер. Хранящиеся в тайниках памяти знания, не участвующие в процессах настоящего, не есть актуально-сознательное.

Психика является достоянием всего животного царства. Сознание же присуще лишь человеку, да и то не во всяком состоянии. Оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных, у человека в состоянии сна. Даже у вполне развитого, человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные ему воздействия, но не все они становятся фактом сознания.

Анализ сознания невозможен вне его предметного отношения, а предмета — вне его отношения к сознанию: мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Сознание есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание-» 1. Содержанием сознания является система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через призму личного опыта каждого отдельного человека. Стимулом осознания человеком действительности являются общественно обусловленные потребности и интересы общества и личности. Жизненный смысл сознания состоит в том, чтобы верно ориентироваться в мире, утвердить себя в нем, познавать и преобразовывать его на основе общественной практики. Между сознанием и знанием есть единство, но нет тождества. Знание — гносеологическая категория. Сознание же обладает более широким смысловым охватом. Оно не только гносеологическая, но и психологическая, и нравственная, и социологическая, и психиатрическая, и правовая категория. Знание — удостоверенное практикой отражение действительности. Сознание — не обязательно достоверное отражение. Недостоверное отражение, например догадки, вымыслы, религиозные, мифологические взгляды, не есть знание в собственном смысле этого слова, но все это — факт сознания. Человек может сознавать, что он болен, но не знать, в чем дело. Помыслить о чем-либо — значит осуществить акт сознания, но

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 633.

81

это не есть еще знание, являющееся результатом процесса познания. Познание как процесс отражения близко понятию осознания, которое является абсолютным условием познания. Но и между ними есть существенное различие. Человек осознает то, что воспринимает, когда понимает смысл воспринятого в контексте реальных событий, когда он учитывает возможные последствия своих поступков. Осознать объект — значит включить его в систему своих знаний и отнести к определенному классу предметов. Познание в отличие от осознания ориентировано на выявление сущности объекта. Оно есть гносеологическое отношение субъекта к объекту.

И осознание, и знание, и познание носят общечеловеческий характер. Их целью является объективная истина. Сознание же содержит в себе идеологические моменты и поэтому в классовом обществе является классовым, т. е. выражающим коренные интересы того класса, к которому принадлежит субъект сознания. Оно наполняется разным содержанием и социально-политической ориентацией в зависимости от конкретно-исторических условий жизни человека.

Что значит находиться в фокусе сознания? Это значит, что мы имеем ясное представление и понятие о предмете или явлении, чувствуем и переживаем его и знаем об этих чувствах и переживаниях. Бытие не просто отражается в сознании, но и преломляется в нем. Отсюда возможность заблуждений. Собственно сознанием является такая форма внутренней активности субъекта и его ориентации в мире и в самом себе, когда он антиципирует, предусматривает конечный результат своих поступков и когда его действия строятся, исходя из объективного смысла решаемой жизненной задачи или предполагаемых личных и общественных последствий и в соответствии с ними. В известном смысле сознание — это осознание не только окружающей действительности, но и своего отношения к ней, осознание значимости того, что делается для общества в целом.

Что такое ясное сознание? В психиатрии известен такой факт. Человек страдал шизофренией с параноидным бредом и императивными галлюцинациями. Он слышал голос черной кошки, требовавший от него убить свою тетку, вынуть ее сердце, зажарить его на сковороде

82

и дать съесть кошке. Сохраняя способность ориентироваться в обстановке, больной ночью наточил топор, убил тетку, изжарил ее сердце на сковороде и накормил им кошку. Психиатры отмечают, что, чем сохраннее некоторые психические функции, тем более систематизирован бред и тем более опасным становится больной и для себя, и для общества 1.

Можно ли приведенный поступок назвать сознательным? В нем есть определенная логика (правда, бредовая) и целенаправленность действий, т. е. определенные компоненты сознания. Однако в этом поступке нет фундаментальных признаков сознания: разумной мотивированности, предусмотрения личных и социальных последствий действия, способности самоконтролирования. Больной ведь действовал по императивному голосу черной кошки! Но он был глух к голосу своей воли и чувству ответственности — этим необходимым слагаемым подлинного сознания. Ясное сознание — это такое состояние сознания, которому доступно отчетливое понимание окружающих обстоятельств, своего места в них и ссмысление сути дела.

Сфера сознания по необходимости всегда ограниченна. В этом его слабость, но в этом и его сила: разбросанное, рассеянное сознание потеряло бы свой смысл. Следовательно, можно говорить о ясном и темном или сумеречном сознании, когда осознание чего-то носит резко сниженный, смутный, сумбурный, клочковатый характер. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным.

Итак, сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

1 См. «Сознание». М., 1967; М. А. Джагаров и М. И. Коршунова. К учению о сознании. «Советская невропатология, психиатрия и психогигиена»: т. 3, вып. 4. М., 1934, стр. 253. М. О. Герцберг. Очерки по проблеме сознания в психопатологии. М., 1961.

83

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]