Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Г. Спиркин Сознание и самосознание.doc
Скачиваний:
864
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
1.54 Mб
Скачать

А. Г. Спиркин

Сознание

и

самосознание

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва • 1972

Сппркин А. Г. Сознание и самосознание.  М., Политиздат, 1972, 303 с.

Книга известного советского философа и психолога, автора ряда монографий А. Г. Спиркина посвящена анализу философско-психологических аспектов проблемы сознания и самосознания человека. Хотя эта проблема давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом, до сих пор не смолкают споры о сущности и структуре сознания, о его активности, о природе идеального, о соотношении сознательного и бессознательного в процессе познания и деятельности, о возможности создания искусственного сознания и его границах. Автор полемизирует с некоторыми существующими взглядами на эти вопросы и предлагает свое решение.

Книга рассчитана на преподавателей, лекторов, студентов, и всех интересующихся проблемами философии и психологии.

Введение

Эта книга написана о нас с вами, читатель. Она посвящена раскрытию прежде всего личностного аспекта многогранной темы сознания и самосознания: рассказывает о том, что находится в глубинах человеческого существа, составляя его внутренний субъективный мир.

Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище в мире — мыслящий разум! Он принадлежит своему носителю — человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее — в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически. Лезвие разума мысленно рассекает все и вся на составные части, обнаруживая перед нами внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит то, чего нет в природе,— мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых воплощена, опредмечена сила мысли.

Отразившись в «кристалле» человеческого «Я», объективный мир преобразуется в субъективную реальность и как бы светится в нем своими бесчисленными идеальными «красками». Как своего рода прожектор, сознание освещает нам вещи, их свойства и отношения.

Сознание возникает как отраженное и осмысленное бытие, воспроизведение определенного образа жизни человека и общества. В силу этого ни одного явления сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в

3

определенную систему социально-исторических отношений, все индивидуальные, социальные, классовые и общечеловеческие проблемы, которые ставит перед человеком жизнь, своим теоретическим основанием имеют понимание природы сознания личности как духовного явления, детерминированного общественно-историческими факторами.

Сознание и самосознание — одна из центральных проблем марксистской философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач формирования коммунистического мировоззрения, воспитания нового человека, всесторонне и гармонически развитой личности.

Воспитание человека, обладающего богатым духовным миром, так же важно, как и создание материально-технической базы коммунистического общества. Это вытекает из гуманистической сущности социализма, высоко поднявшего ценность и значение человеческой личности, созидающей новые формы жизни, борющейся за социальный прогресс, против всего отсталого, реакционного, против насилия и войн, за творческий труд, за красоту и чистоту человеческих отношений. Великий гуманист М. Горький устами своего героя Андрея Находки так говорил об этом: «Я знаю — будет время, когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда пред другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей... Тогда не жизнь будет, а — служение человеку, образ его вознесется высоко; для свободных — все высоты достигаемы!.. Велики будут люди этой жизни...» 1

Обострение интереса к человеку и его сознанию определяется глубокими революционными преобразова-тгиями в современном динамическом мире, с неумолимостью объективных законов истории идущего по пути к коммунизму, основной гуманистический смысл созидания которого заключается в том, чтобы сделать всестороннее развитие человека, в том числе и развитие его разума, самоцелью, основным богатством обществе

1 М. Горький. Собр. соч. в тридцати томах, т. 7. М., 1950, стр. 309.

4

«Чем иным является богатство, как не полным развитием, господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу» 1.

Целям практического преобразования мира на коммунистических началах отвечает лишь глубоко осознанная картина социальной реальности и способность заранее предусматривать ее возможные и желательные изменения, предполагаемые в обозримом будущем.

Вокруг проблемы сознания ведется острая идейная борьба. Идеологи буржуазии, проповедуя всякого рода религиозно-идеалистические воззрения, паразитируют па исключительной сложности духовного мира человека, используют интимные механизмы психологии людей, особенности их сознания, свойства человеческой индивидуальности. Борьба против буржуазного мировоззрения, а также ревизионистских идей, извращающих ленинскую теорию отражения, предполагает глубокую научную разработку проблемы сознания, самосознания и личности с позиций диалектико-материалистического мировоззрения, исследование средств массовой коммуникации, а также характера их воздействия на сознание людей.

Проблема сознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема сознания неоднократно обсуждалась на ряде международных и союзных симпозиумов. Проанализированы — во многом весьма обстоятельно — разные ее стороны. Тем не менее проблема сознания и особенно

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 476.

5

самосознания все еще остается недостаточно разработанной.                                                                               

В данной книге предпринята попытка объединить философский и психологический подходы к рассматриваемым вопросам, обобщить многочисленные эмпирические и специальные теоретические исследования и высказать свои соображения по вопросам сознания и самосознания, прежде всего в философско-психологическом аспекте их анализа.

Краткая характеристика становления понятия сознания в истории философии и психологии, с которой начинается книга, не претендует на роль самостоятельного исследования истории теорий сознания, а имеет весьма ограниченную задачу общего введения к позитивному рассмотрению проблем сознания и самосознания.

Это последнее охватывает в книге большой круг вопросов, начиная с анализа естественнонаучных предпосылок сознания (рассмотрение нейрофизиологической основы психического, мозга человека как социально сформированного органа психики, проблемы создания так называемого искусственного «разума» и его отличия от человеческого сознания).

Сознание не обладает вещной реальностью. Одной из сложнейших философских проблем является проблема идеального, которое рассматривается в работе как одно из свойств психического отражения реального. Сознание как интегральный момент психического представляет собой целостную систему, ни один из составляющих элементов которой не имеет независимого существования и самостоятельного развития. Оно обладает большой силой творческой активности, которая дана человеку не только актуально, но и потенциально: заключена в его памяти. В книге анализируется чрезвычайно важная, на наш взгляд, проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структуры бессознательного; выясняется, почему именно на уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.

В философско-психологическом аспекте рассматриваемой темы наименее разработанным остается вопрос о самосознании и самопознании, а также социально-психологическая проблема общения и его символики.

6

Сознание — это словесно оформленный феномен психики. Оно слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива. Речь — не только орудие понятийного мышления, а также средство социального контроля и организации волевого самоконтроля личности, которая выступает субъектом сознания и самосознания. Поскольку невозможно отрывать сознание от его непосредственного носителя, в заключительной главе книги, подытоживая все рассмотренные проблемы, автор показывает, как они конкретно преломляются в жизнедеятельности личности.

Отражая мир, сознание объективируется в действии посредством усилий воли, которая обладает относительной свободой и является необходимой предпосылкой ответственности. Мерой ответственности личности перед обществом является мера свободы, и наоборот.

Образующие эту книгу разделы, хотя и освещают разные стороны рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу, объединены общим подходом, ориентированным на раскрытие различных граней, элементов сознания как целостной системы. Книга не претендует на исчерпывающий философско-психологический анализ темы. Высказанные в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению чрезвычайно сложной и многогранной проблемы сознания и самосознания.

7

ИСТОРИЯ ТЕОРИЙ СОЗНАНИЯ

О ПОЗНАВАЕМОСТИ СОЗНАНИЯ

История философской и психологической мысли в значительной мере связана с тем или иным решением проблемы сознания. Поэтому, приступив к разработке современной теории сознания, имеет смысл прежде всего проследить ее историю. «...Чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь — вспомнить, как человечество дошло до него...» 1

Трудность опытного познания явлений сознания, ненаблюдаемость его механизмов служили предпосылкой для различных мистификаций его природы. Проблема сознания первоначально практически встала перед человечеством уже в глубокой древности прежде всего в виде загадок сновидения, пугающих людей явлений обморока, чувства ужаса перед неумолимой смертью. Вокруг сущности сознания и возможности его познания и поныне не смолкают споры. Одни исходят из признания познаваемости сознания и даже утверждают, что знание о фактах сознания — это самое достоверное из всех видов человеческого знания. Другие, напротив, категорически отрицают возможность познания сознания по примеру Дюбуа-Раймона, утверждавшего, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как увидеть из окна самого себя идущим по улице. Хотя наш субъективный мир есть первая реальность, с которой мы встречаемся, и миллионы страниц посвящены его рассмотрению, сознание, по мнению этого ученого, навсегда обре-

А. И. Герцен. Избр. филос. произв., т. I. M., 1948, стр. 130.

8

чено быть подавленным загадочностью его собственной сущности. Согласно таким взглядам, свои мысли и чувства мы никогда не можем постигнуть, так как это и есть мы сами, состояние нашего «Я». Духовный мир представляет собой особый тип бытия, мир другого измерения по сравнению с материальным, трехмерным миром.

Возможность познания сущности сознания категорически отрицают и те современные буржуазные философы, которые исходят из того, что сознание, как абсолютное условие любого познания, само не может служить объектом познания. Они считают, что каждый акт сознания, осмысливая свое содержание, освещая свой объект, на который оно направлено, сам остается в тени, в сфере неосознаваемого. Для того чтобы оказаться в поле сознания, этот акт сознания нуждается в другом, как бы накладывающемся на него акте сознания, а тот в свою очередь в ином акте, и таким образом процесс должен уйти в бесконечность.                                       

Некоторые полагают, что невозможно постигнуть все, что думают и делают люди, так как конкретные, единичные мысли, побуждения неисчислимы в своем индивидуальном многообразии. Но такая постановка вопроса, правомерная применительно к индивидуальному многообразию сознания, не дает оснований для отрицания познаваемости сознания, ибо наука исследует не индивидуальное, а общее, закономерное в работе сознания. Агностические позиции по отношению к сознанию основываются на предпосылках идеализма, исходящего из того, что сознание развивается имманентно, вырастая и двигаясь вперед собственными силами. Поэтому идеалистически ориентированные философы пытаются осмыслить природу сознания, исходя из него самого.

Марксисты, напротив, исходят из того, что исследовать сознание изолированно от других проявлений общественной жизни невозможно и лишено смысла. Невозможно непосредственно проникнуть в секретную лабораторию человеческой мысли. Однако сознание не есть какая-то замкнутая в себе тайна: сущность является, внутреннее обнаруживается во внешнем. Формируясь в практической деятельности, оно в ней же и выявляет себя. Объективированными формами бытия сознания являются не только практические действия, но

9

и речь, реальность искусства и вообще вся система символики. Этим открывается принципиальная возможность объективного познания сущности и структуры сознания: оно может быть познано через формы своего внешнего воплощения. Вход в здание разума открывают два ключа: дело и слово.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]