Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП_Лекц_II_к_ч2_ЗаО.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
118.27 Кб
Скачать

Изменения в уголовном и гражданском праве при Петре I

При Петре сфера действия уголовного права последовательно расширялась в полном соответствии с переходом к императивному поддержанию законности. Стремительно росло количество деяний, признававшихся в законе образующими состав преступления. Как следствие, особое внимание законодателя привлекала к себе сфера наказания. Ширилось установление смертной казни как кары за преступление и был введен в действие институт шельмования. Институт шельмования заключался в изъятии у осужденного правоспособности, исключая право на жизнь, с целью поставить его вне общественных отношений.

Еще в конце 17 века Петру пришлось обратить внимание на проблемное состояние судебного процесса. Злоупотребление в суде и злоупотребление судом в 1697 году Петр попытался устранить запрещением «суда», как устного состязательного процесса, и заменой его «сыском» - инквизиционным, пыточным процессом, который по букве закона надлежало применять даже в тяжбах по гражданским делам (например, о земле). Последовательно осуществить указ 1697 года оказалось невозможно. Во-первых, реакцией общества на него стало выведение суда за пределы государственного поля - появились общественные судебные инстанции; позднее в городах судебные функции были предоставлены выборным органам общественного управления - магистратам. Во-вторых, сам Петр предпочел отказаться от главной мысли своего указа, когда предпринял издание военно-процессуального кодекса. Данный кодекс создавался как следствие военной реформы, которая породила потребность в военной юстиции. Как показывает статья 7 главы 1, Петр исходил из признания юридической неподготовленности военной среды для осуществления правосудия. Поэтому, закон предельно упрощал процедуру судебного разбирательства и, сохранив институт свидетелей, предельно упрощал его тоже.

В результате в законе и особенно в судебной практике решающее значение и обязательный характер был придан собственному признанию подсудимого. (глава 2 статья 1).

Военно-процессуальный кодекс определял юридическую силу свидетельских показаний в зависимости от социального положения, пола, и уровня образования свидетелей.

Важнейшее законоположение военно-процессуального кодекса составили так называемым «теорию формальных доказательств», которую считали руководящим началом процессуального права вплоть до судебной реформы 1864 года. Петр счел необходимым в 1723 году уже в третий раз обратиться к изменениям в процессуальном праве. Его указ «О форме суда» сохранял состязательное начало, но зато усиливал письменный характер процесса, что вполне сказалось на последующем состоянии процессуального права. Изменения, законодательно внесенные Петром в регламентацию судебного разбирательства, были распространены на невоенную социальную среду и стали руководящими установками в деятельности всех судебных инстанций.

Важнейшие разделы гражданско-правовых отношений государство подвергло законодательным изменениям вследствие реформ, относившихся к иным сферам жизни общества.

Военные реформы, а также налоговая политика Петра породили его попытку изменить порядок наследования земель, ранее служивших средством обеспечения военной службы. В 1714 году был издан указ «О единонаследии», которым предписывалось признать единый юридический статус вотчин и поместий и не допускать впредь раздела недвижимого имущества между наследниками с тем, чтобы они целиком доставались лишь одному наследополучателю. При этом Петр не затруднился отступить от сословного порядка, допуская в законе что безземельные дворяне могут заниматься тем, что впрямую не относилось к их сословным обязанностям, в том числе «учением, торгами и прочим».

Целый комплекс изменений в гражданско-правовой сфере произвели законы Петра I, вызванные к жизни его хозяйственной политикой.

Авантюрное начало Северной войны поставило российское государство перед необходимостью в кратчайшие сроки, а потому за свой счет создать крупную мануфактурную промышленность, призванную в первую очередь обслуживать государственные запросы военного характера. Мануфактуры строились по принципу «любой ценой», величина себестоимости жизненно необходимой продукции во внимание не принималась.

С середины 1710-х гг. перелом в войне и осложнение финансового положения государства вынудили Петра наиболее убыточные предприятия закрыть, а остальные приватизировать. Покупать у казны большие и малодоходные мануфактуры желающих не оказалось, и тогда приватизация была проведена в принудительном порядке. Ориентация перешедших в частные руки производств оставалась прежней – главным для них был государственный спрос.

Следствиями принудительной приватизации стали, во-первых, признание государством группы собственников в качестве юридического лица под названием «кумпанство». Во-вторых, в России почти на 300лет закрепилась разрешительная система предпринимательского учредительства. В-третьих, государство оставляло за собой полномочия по регламентации производственной деятельности и надзору за ней, рассматривая предпринимательскую деятельность в сфере промышленности как род государственной службы.

Как приватизация мануфактур, так и их учреждение частными лицами частью было направлено на обслуживание потребительского рынка. Здесь слабая российская промышленность сталкивалась с предложением иностранной более качественной продукции. Петровское государство проявило готовность защитить отечественного производителя и провело в 1724 году реформу как таможенного законодательства, так и таможенной службы. Их главной функцией отныне стало не увеличение доходов казны путем сбора таможенных пошлин в иностранной серебряной монете, а обеспечение сбыта для российских предприятий путем ограничения и даже запрещения доступа в пределы государства иностранных товаров – пртекционизм.

Таким образом, при Петре I предпринимательское законодательство зарождалось как право-привилегия, а не как право-закон.

Стремление государства ради своих нужд поощрять добычу металлов и развитие связанной с ней промышленности побудило Петра издать указ о «Берг-привилегии», именовавшейся также «горной свободой». В основе этого акта лежал принцип сервитутного права: если собственник земли, в недрах которой были найдены руды металлов, отказывался взяться за их добычу, то государство могло предоставить разработку рудного месторождения несобственнику по его инициативе. В таком случае собственник должен был смириться с хозяйничаньем постороннего на его земле и довольствовался бы 1/98 частью полученного от добычи полезных ископаемых дохода.

В интересах государства Петр заложил законодательные и организационные основы лесопользования. Это включало в себя закрепление законом обязательной уступки лесозаготовителем части вырубленного леса государству, тотальный учет лесных богатств и создание лесоохранной службы. /Указ о «строительстве» гробов/

Последствия податной реформы и прежде всего сужение сферы вольнонаемного труда заставили Петра I узаконить подневольный труд в промышленности. Петровские указы 1720-х гг. объявили рабочих принадлежностью предприятия, его неотъемлемой частью, дав им название «посессионных рабочих» (или крестьян); к мануфактурам был разрешено покупать крестьян целыми деревнями – так появилась категория «приписных крестьян», т.е. приписанных к мануфактурам.

Таким образом, социально-экономические реформы Петра I нашли свое отражение в основах предпринимательского права и отдельных подотраслях гражданского права. Законодательство Петра в этих юридических сферах было направлено к обеспечению интересов государства и нарождающейся промышленности.