Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Матей Стрыйковский

.docx
Скачиваний:
66
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
35.19 Кб
Скачать

Матей Стрыйковский (Матвей; Мачей) - польский историк, поэт, писатель и дипломат, хранист, капеллан - священник совмещающий сан с какой-либо дополнительной(как правило светской) должностью.

М. Стрыйковский – первый историограф Великого княжества Литовского, мнения о котором у историков неоднозначны. С одной стороны, они подчеркивают его эрудицию, образованность, новизну подходов к материалу. Но с другой стороны, Стрыйковского попрекают в компеляции, путанице некоторых фактов. Но тем ни менее, написав свою самую известную работу, М. Стрыйковский поставил белорусско-литовское государство в ряд цивилизованных стран Европы.

Для белорусской историографии личность Стрыйковского одна из главных: он – основатель научной исторической традиции, первый историограф ВКЛ, а его работы – ценный источник знаний о прошлом Беларуси.

Матей Стрыйковский родился в марте 1547 году (судя по подписи под портретом, размещенным в первом издании хроники) в местечке Стрыков (Мазовия, Польша). Происходил из обедневшей шляхетской или мещанской семьи.

Вся информация о жизни Стрийковского до 1579 года происходит из его произведений, прежде всего приобщенной к Хронике его стихотворной автобиографии под названием "Maciej Strykowski Osostevicius sam o sobie.".

На протяжении 9 лет, начиная с 1553 года и до 1561 года М. Стрыйковский обучался в приходской школе в Бжезинах (город в Польше). В течение короткого времени находился, согласно его собственным словам, "среди многих известных людей". Возможно что именно в это время он готовил перевод Хроники Яна Длугоша, что было прервано вступлением на военную службу. Высшее образование Стрыйковский не получил, хотя его эрудиция вводила в обман многих исследователей, которые приписывали ему учебу в Краковском университете. Таким образом, первая история ВКЛ, которая написана мастерски эрудированным человеком, написана выпускником приходской школы. Но нужно отметить, что М. Стрыйковский много времени уделял самообразованию, совершенствовал свои способности.

В 1563 году приехал в Великое княжество Литовское, в войске которого, вероятно, служил до 1573 года. В армии был «рыскуном» (разведчиком), возможно, участвовал во взятии Улы (август 1568) и обороне Витебска (сентябрь 1568). Быстрее всего, он нарисовал план замка Улы, который является самым старым из известных на сегодняшний день памятником военной картографии на землях былой РП. Сам Стрыйковский не пишет о своем участии в военных действиях. Вспоминает только, что трижды чуть не попал в московский плен. В 1572—1574 годах служил витебском гарнизоне под начальством Александра Гваньини, в это время начал работу над историей Великого княжества Литовского и соседних государств. В конце службы предпринял путешествие по Западной Двине, в ходе которого он исследовал Рогволодов камень, церкви и монастыри Полоцка. Возможно, итогом этой поездки стал «Список лифляндских замков».

В 1573 году сложил "солдатскую балладу" - O wolności ślachty polskiej jakiej nie masz pod słońcem świata. Во время своего пребывания на границе с Московией написал стихотворное произведение "o zdrowej poradzie" и разведку "o tiraństwie dzisiejszego wielkiego kniazia moskiewskiego"; эти два труда известны лишь из упоминаний самого автора.

В этом же периоде, вероятно, было написано также «Wiersz o porażeniu 30 000 Moskwy z kniaziem Piotrem Szojskim wojewodą połockim w polu Іwanskim nad Ullą rzeką [...] roku od zbawiennego narodzenia Chrystusa lata 1564» («О поражении 30 000 Москвы с князем Петром Шуйским воеводой полоцким в поле Иванском над рекой Улой… 1564 года»). Работа не была опубликована, рукопись находиться в Санкт-Петербурге.

В 1574 г в Кракове изданы 2 поэмы М. Стрыйковского: «Гонец добродетели» («Goniec cnoty») – короткая стихотворная история Великого княжества Литовского, часть которого под названием «Генеалогия, или Краткое описание великих князей литовских» издана в 1626 г в Любченской типографии и посвященная Яну Ходкевичу, а также « Православного уезда до Кракова…». М. Стрыйковский был свидетелем коронации Генриха Валуа, которую и изобразил в этом произведении («Przesławnego wjazdu do Krakowa i pamięci godnej koronacyjej Henryka Walajusa [...] opisanie»). Впервые Стрыйковский встретился с Ходкевичем во время военной службы.

В период военной службы Стрыйковский занимался собранием исторических сведений и накоплением книг и рукописей. В течение 8 лет он готовил произведение на латыни "de Sarmatia Europaea", которое вероятно изначально имело название "Commentarius de rebus Litwaniensibus". Пока он собрался опубликовать свое произведение, собранные им материалы использовал Алессандро Гваньини в изданной под собственной фамилией книге "Sarmatiae Europeae descriptio"(«Описание европейской Сарматии», 1578). Стрыйковский в своих более поздних трудах жаловался на кражу своего произведения, он даже получил у короля Стефана Батория привилегию, которая признавала им право печати и продажи книгу Гваньини. Однако произведение последнего трудно считать плагиатом, вероятнее всего он использовал собранные Стрийковским материалы, но упорядочил их и обогатил информацией из других источников.

М. Стрыйковский планировал также осуществить перевод на польский язык произведение Мартина Кромера, однако через выезд в Турцию отказался от этого замысла. 29 сентября 1574 года он отбыл с посольством в Стамбул, формально как помощник, но вероятно для осуществления разведки. Стрийковский занимался рисованием, а также мог складывать карты и планы; эти способности он использовал в разведывательной деятельности. Он знал латинский, немецкий, русский и литовский языки, немного изучал итальянский язык. Стрыйковский мог рисовать портреты, делать иллюминации золотом и красками, чем собирался зарабатывать на жизнь при необходимости. Некоторые исследователи считают, что портрет Стрыйковского, который украшает первое издание «Хроники польской» является автопортретом.

В 1576-1578 годах находился при дворе Олельковичей-Слуцких в Копыле и Слуцке. В 1579 году стал каноником жемайтским по протекции епископа Мельхиора Гедройца, государственного и церковного деятеля Великого княжества Литовского, способствовавшего развитию литовского языка и литовского книгопечатания.

Наиболее известный труд Стрыйковского - «Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси» (польск. «Kronika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi»; Кёнигсберг, 1582), в которой описываются события в Речи Посполитой до 1581 года. Содержит рифмованные вступления на польском языке, сочиненные самим Стрыйковским. Является творческой компиляцией хроник Длугоша, Меховского и других. Хроника состоит из 25 книг, разделенных на разделы. Повторно Хроника была перепечатана лишь в 1766 году Францишком Богомольцем, а в очередной раз в 1843 году Юзефом Крашевським. Значительно больше популярность чем в Польше Хроника пользовалась на землях современной Украины и России. Ее влияния заметны от начала XVII века в Густинському летописи, "Хронографе" второй редакции 1617 года, Хронике из летописцев древних Софоновича, Скифской истории Лизлова, Летописце Волыни и Украины, Летописи Грабянки. Первый перевод Хроники на русский язык достоверно был осуществлен уже в конце XVI века. В 60-х годах XVII века заинтересованность Хроникой появилась также в Московии. В 1668-1688 годах Хроника четыре раза переводилась на русский язык. Она была написана на основании Старого завещания, трудов древних авторов и историков польских, а также многочисленной рукописной хроники как немецкой так и русских. До 19-го столетия полагалось, что работы Стрыйковского являются основными источниками информации относительно раннего периода истории ВКЛ.

Польский историк XVI века Матей Стрыйковский при создании своих трудов широко использовал русские летописи. Несомненной заслугой Стрыйковского-историка и фактором, привлекающим к его «Хронике» неослабевающее внимание исследователей, является богатейшее собрание разнообразных источников по польской, литовской и русской истории, целый ряд которых дошел до наших дней только в составе этой Хроники, в авторском пересказе.

Если в 1574 г. у М. Стрыйковского была одна летопись, то через небольшой промежуток времени после начала работы над созданием истории Литвы у него было уже тринадцать летописей, а вскоре их число возросло до пятнадцати. Стрыйковский сам добросовестно перечислил свои источники: старые киевские хроники, литовские, русские летописцы, ливонские хроники, московские истории. Первооткрыватель литовского летописания И. Данилович уточнял, что у М. Стрыйковского было под рукой 10 русских, 5 литовских, 5 прусских, 4 ливонских, 5 польских, 4 киевских и множество московских, болгарских и славянских хроник и летописцев, не считая трудов Длугоша, Меховского, Кромера и других видных ученых. Многие из источников Матея Стрыйковского уже «разгаданы» историками. Так, например, исследователь белорусского летописания Улащик доказал, что польский историк в целом ряде случаев пользовался Ипатьевской летописью. Описания Галицко-Литовской войны 1252—1254 гг. у Стрыйковского и в Ипатьевской летописи почти дословно совпадают. Данные Стрыйковского о Миндовге и Войшелке (Миндовг — основатель Литовского государства, а Войшелк — его сын) за конец 50-х — начало 60-х годов XIII столетия находят полное подтверждение в Ипатьевской летописи.

Содержанием и пафосом своей «Хроники» Стрыйковский укрепляет позиции литовских и белорусских магнатов и шляхты, которые особенно после Любленской унии стремились подчеркнуть свое особое место в федеративном государстве.

Не последней задачей Матея Стрыйковского была публикация родоводов известных магнатских фамилий. На основе семейных архивов и преданий он составлял литературные версии происхождения своих меценатов Ходкевичей, Олельковичей-Слуцких, Радзивиллов и др.

Александр и Ян Ходкевичи вдохновляли Стрыйковского и были первыми меценатами в его исторических исследованиях. Именно через них он познакомился с другими литовскими магнатами. Через вторую жену Юрия Александровича Ходкевича, родную сестру Юрия Юрьевича Олельковича, Стрыйковский попал к князьям Слуцким, политически связанных с Ходкевичами. Матей Стрыйковский вспоминал, что пользовался привилеем для католиков, который Ягайло дал после введения католичества в 1387 г из архива князей Слуцких. Живя в Слуцке, хронист навестил окрестности: место битвы под Клецком, истоки Немана, на месте битв с татарами в 1503 г. Именно здесь в 1577 году была написана рукопись «О началах, истоках, деяниях славных рыцарских народа литовского, польского, жмудского, русского…»,посвященная Юрию Олельковичу и изданная только в 1978 г. Она представляет собой эпическую поэму, описывающую события в ВКЛ. Ходкевичи, Олельковичи – Слуцкие, М. Гедройц являлись на протяжении примерно 15 лет главными меценатами Матея Стрыйковского, которые помогали ему не только материально.

Когда Стрыйковский получает духовный сан точно неизвестно, но уже в 1579 году визитатор жмудской диецезии с сожалением отмечает, что, будучи каноником, М. Стрыйковский в своей резиденции в Ворнах (Медниках) держит молодую вдову.

Точная дата смерти М. Стрыйковского неизвестна. Еще до недавнего времени считалось, что он умер после выхода в свет хроники, т.е. в 1582 году. Больше ничего не издавал, что для молодого и талантливого человека странно. но здоровье его, с детства очень слабое, на протяжении такой бурной и авантюрной жизни, которой он вел, могло только ухудшаться, о чем он неоднократно вспоминает в своей хронике. На основании косвенных данных исследователи сходятся во мнении, что Стрыйковский умер до 1593 года. Это исходя из того, что его духовный сан был пожизненным, а в 1593 году Стрыйковский в числе каноников не числился.

Судьба и многосторонняя деятельность Матея Стрыйковского в ВКЛ позволяют многое понять в его творчестве. Политические взгляды, религиозные предпочтения, условия жизни, современное ему состояние науки – все это влияло на формирование его научной концепции, без учета которой нельзя делать источниковедческий анализ работ хрониста. При соответствующем источниковедческом анализе трудов Стрыйковского с учетом его исторической концепции можно широко использовать наследие хрониста в исторических реконструкциях. И. Данилович подчеркивал: «Вечная заслуга Стрыйковского в том, что он первым начал добывать из океана забвения и глухого молчания историю Литвы, чтобы сохранить ее для потомков; без него не больше знали бы мы о Литве, чем сегодня об истории древней Америки».

Литература:

  1. Семянчук А. Беларуска-літоўскія летапісы і польскія хронікі. — Гродна: ГрДУ, 2000. — 163 с. — С. 69-79.

  2. Александров Д., Володихин. Д. Мачей Стрыйковский. Русская хроничка // Восточная литература [Электронный ресурс] / Д. Александров, Д. Володихин – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski/frameruss_chr.htm - Дата доступа: 3. 10. 2012

  3. Семянчук А. Мацей Стрыйкоўскі // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі у 6 т. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2001. — Т. 6. Кн. 1.: Пузыны — Усая — С. 591. — 432 с. 

  4. Мацей Стрыйковский: биография //people.su [Электронный ресурс] – Режім доступа: http://www.people.su/72614 - Дата доступа: 4. 10. 2012.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждения образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Сурс на тему:

“Развитие исторической мысли в 16-18 вв.

Матей Стрыйковский – первый историк ВКЛ”

Подготовила: студентка 5 курса

Группы И-52

Скворчевская Юлия

Проверил: Пичуков В. П.

Гомель, 2012г