Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка.rtf
Скачиваний:
156
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
1.36 Mб
Скачать

17. Развитие психологии в эпоху возрождения (л. Валла, п. Помпонацци, б. Телезио, л. Вивеса, Меланхтон и Гоклениус, Перейра и Везалий, Леонардо да Винчи)

Валла Лоренцо. Раньше всего проблески научного мировоззрения появляются в Италии. Среди первых крупных мыслите­лей, попытавшихся выступить против традиций средне­вековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Вал­ла (1407-1457). Основные свои взгляды Л. Валла изложил в трактате “О наслаждении как истинном благе”. Уже самое название его труда говорит о близости взглядов мыслителя с учением Эпикура и Лукреция. Л.Валла ут­верждал, что в основе всего лежит природа и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть приро­ды, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим приз­наком, отличающим всю живую природу, Л.Валла счи­тал потребности и стремления. Они свойственны и чело­веку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением чувствам удовольствия и физическо­го наслаждения. Стремления и удовольствия — это голос и требования природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.

Помпонацци. С утверждением природной детерминации души челове­ка выступал другой крупный представитель итальянской мысли XV столетия П.Помпонацци (1462-1524). В книге “О бессмертии души” Помпонацци, критикуя схоласти­ку, указывал, что бог в делах природы участия не прини­мает. Бессмертие бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа — это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма. Психические явления являются продуктом работы не­рвной системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души. В равной мере это ка­сается и мышления. Оно, подобно другим силам и свой­ствам души, является функцией мозга, возникает и уми­рает вместе с гибелью и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к, мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, кото­рые, в свою очередь, даны в чувственных формах позна­ния — ощущениях, восприятиях и представлениях.

Телезио. Выступление против церкви и богословия проявля­лось не только в критических трактатах, но также в учреж­дении научно-учебных центров или академий, которые были призваны кардинально изменить подход к изучению человека. Первый такой центр был создан в Неаполе из­вестным итальянским мыслителем Б.Телезио (1508-1588). Собственную систему взглядов Б.Телезио развивал, ори­ентируясь на учения Парменида и особенно стоиков. По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассивна. Для того чтобы она могла проя­виться в многообразии своих качеств, необходимо взаи­модействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное лукрециевским термином “дух”. Дух — это зах­ваченное из окружающей среды наиболее совершенное, разряженное, не видимое на глаз материальное вещество, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от моз­га к периферии и обратно. Пульсация (расширение и сжа­тие) эфироподобного вещества или духа составляет ма­териальную основу психических процессов и состояний. Эта пульсация, вызываемая воздействием внешних пред­метов, определяет как течение познавательных, так и по­будительных процессов. Если под влиянием внешних объектов пульсирующее вещество расширяется, человек испытывает удовольствие, т.е. положительное психи­ческое состояние, сохраняющее и удлиняющее жизнь че­ловека. Если же эфироподобное вещество сжимается, то в этом случае человек испытывает чувство неудоволь­ствия и страдания, ведущие к сокращению жизни. Сход­ные пульсации происходят и при развертке познаватель­ных процессов от ощущений до мышления включительно. При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежит памяти и ассоциациям по сходству, т.е. механизму, которому стоики также отводи­ли большую роль в усложнении психических процессов.

Проводя в целом передовые для того времени взгля­ды и утверждая естественнонаучный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им формально признавалось существование бога и высшей бессмертной души.

Ви­вес. Намеченные в общих чертах принципы эмпиризма и сенсуализма в трудах П.Помпонацци и Б.Телезио с наи­большей отчетливостью выступают в психологических системах испанских ученых и, особенно в концепции Л.Ви­веса (1492-1540). Его книга “О душе и жизни” содержала положения, которые во многих отношениях предвосхи­щали эмпирические и сенсуалистические взгляды Р.Бэко­на и Д.Локка. Л.Вивес полагал, что природа существует сама по себе, и познавать ее необходимо путем опыта и эксперимента. Прокладывая или указывая психологии эм­пирический путь, он считал, что познание души должно строиться не на умозрительных рассуждениях о душе как особой духовной сущности, оно должно идти по линии изучения ее конкретных проявлений и свойств. Первич­ными формами психического являются ощущения и чувст­ва (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Аналогичные преобразования происходят и в области побудительных сил. Основным способом, с по­мощью которого открываются человеку отдельные про­явления его души, является, по убеждению Л.Вивеса, внут­ренний опыт или самонаблюдение. Именно опираясь на самонаблюдение, он выделил некоторые основные и важ­нейшие характеристики побуждений и эмоциональных состояний. К ним следует отнести: 1) различную ступень интенсивности, т.е. силу или слабость эмоциональных переживаний — легкие, средние и сильные; 2) длительность эмоциональных состояний от кратковременных до более продолжительных; 3) качественное содержание эмоцио­нальных реакций, разделение их по этому признаку на приятные и неприятные или положительные и отрицатель­ные. Оценивая в целом взгляды Л.Вивеса, можно сказать, что они подготавливали непосредственную почву для за­рождения в Европе эмпирической, интроспективной, ас­социативной психологии,

Меланхтон. Несколько в стороне от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения стоят работы немецких мыслителей Меланхтона и Гоклениуса. Своеобразие их взглядов проявляется в двух отношениях. Первое, что отличает их представления, это большая зависимость их от теологии и богословия. Во-вторых, их трактаты пред­ставляют собой переложение и комментарии учения Арис­тотеля. Меланхтон известен своей книгой “Комментарии о душе”. В ней немецкий неосхоласт пытается, исходя из уровня современных ему знаний, модернизировать учение Аристотеля. Подобно Аристотелю, Меланхтоном выде­лялись в душе три вида способностей — растительные, животные и разумные. Растительные и животные способ­ности души являются страдательными силами в том смыс­ле, что они зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, а также от воздействия внешних физических факторов. Телесная обусловленность низших способностей души трактовалась в духе представлений Галена. Носителями растительных способностей являют­ся, по его мнению, печень и венозная кровь. Поступая в область сердца, венозная кровь очищается и направляется по артериям в виде парообразований в желудочки голов­ного мозга. Эта очищенная кровь называлась им “живот­ными духами”. Движение животных духов в нервах и го­ловном мозгу служит материальным носителем ощуще­ний и восприятий. Что касается высших процессов ­деятельности души по осознанию восприятий и установ­лению в них сходств и различий, то эти акты относились Меланхтоном к уровню разумных способностей или ра­зумной душе, которая внедряется в тело богом и которая лишь временно связывается с животными способностя­ми. Разумная душа, поскольку она божественной приро­ды, вечна и бессмертна.

Гоклениус. С комментарием идей Аристотеля выступил и дру­гой немецкий ученый — Гоклениус. С его именем связы­вают появление термина “психология”, которым и была названа его основная работа “Психология”, вышедшая в 1590 году.

Перей­ра и Везалий. Ранее уже подчеркивалось, что почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиций средневековой схоластики и бого­словия. Вместе с тем для большинства ученых была ха­рактерна одна общая идея. Существо этой идеи выража­лось в требовании обратиться к самой природе, к реаль­ному миру, к опытному их изучению. Это требование распространялось и на область психического. Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи гуманиз­ма пытались выяснить, прежде всего, реальные телесные основания различных проявлений души.

Особая заслуга в изучении телесных механизмов душевной деятельности принадлежит представителям естествознания, работы ко­торых продвинули значительно вперед представления об анатомо-физиологических основах психики. Большое зна­чение в расширении опытных знаний о деятельности ор­ганизма имели исследования испанского врача Г.Перей­ра (1500-1560), который показал, что поведение живот­ных управляется не “душой”, а воздействиями внешней среды и внутрителесными изменениями, а также анато­мические опыты бельгийского ученого А. Везалия (1514­—1564), который в книге “О строении человеческого тела” выдвинул учение о “животных духах” как реальном ма­териальном субстрате психических явлений.

На характер интерпретации телесных механизмов психики существенное влияние оказывали общие условия развития производительных сил. Рост мануфактурного производства, возрастание роли техники, создание и ши­рокое распространение различных механизмов не могло не повлечь за собой изменения в объяснительных прин­ципах психической деятельности. Тенденция описывать психику и поведение животных и человека по аналогии с работой механизмов и машин все более усиливается. Как известно, начало механистического подхода в психоло­гии было положено арабскими учеными, провозгласив­шими так называемый “оптический детерминизм”. Пре­образованию оптического детерминизма в механистичес­кий в значительной мере способствовали научные взгляды Перейры и Везалия.

Леонардо да Винчи. Кроме них, в укреплении механисти­ческого подхода в интерпретации психики и поведения людей и животных видную роль сыграл Леонардо да Вин­чи (1452-1519) — величайший представитель эпохи Воз­рождения, соединивший в одном лице непревзойденного художника, философа, естествоиспытателя и изобретате­ля. Леонардо обычно оценивался только как гениальный живописец. Однако он известен и как блестящий анатом, длительное время занимавшийся вскрытием трупов жи­вотных и людей. Следует заметить, что к анатомическим знаниям обращались и другие художники. Но для боль­шинства из них эти знания имели вспомогательное зна­чение, поскольку использовались для повышения мас­терства в области живописи. Леонардо же при изучении анатомии преследовал самостоятельные, научные цели. В анатомических исследованиях он видел путь проникно­вения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Особенность анатомических представлений Леонардо заключалась в том, что они тесно увязывались с различ­ными психическими состояниями человека. К числу обще­человеческих страстей он относил радость, печаль и физи­ческие усилия. Только в связи с этими состояниями, счи­тал Леонардо, может быть понято основное жизненное значение различных частей организма (мышц, костей, сухожилий и т.д.), движениями и изменениями которых сопровождаются человеческие страсти (печаль, страх, жестокость и т.д.).

Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т.е. строения и работы двигательных систем организма, причем деятельность живых существ он стремился описывать в категориях ме­ханики. По мнению Леонардо, движения всех тел, в том числе и живых, осуществляются по законам механики, а это значит, что принципиально не должно быть препят­ствий для воспроизведения работы живого тела в техни­ческих конструкциях. В этом отношении Леонардо выс­тупает как идейный вдохновитель и предвестник совре­менной бионики. Однако в связи с тем, что технические возможности того времени были весьма ограничены, реа­лизовать подобные замыслы Леонардо не удалось. Как верно замечает М.Г.Ярошевский, значение идей Леонар­до о возможности механического моделирования работы живых организмов не сводится только к стремлению уче­ного подчеркнуть и возвысить техническое могущество человека. Оно заключается, прежде всего, в провозгла­шении и утверждении механики как универсального прин­ципа, имеющего силу как в области неживой, так и в об­ласти живой природы.

Сосредоточив большое внимание на работе различ­ных мышечных систем, Леонардо удалось установить не только подчиненность их законам механики, но также зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга. В известных опытах на ля­гушках им было показано, что в случае удаления го­ловного мозга у лягушки остается сохранной часть мы­шечных движений, тогда как при проколе или разруше­нии спинномозгового ствола исчезают и эти движения. Важность этого открытия состояла в двух моментах, а именно в том, что мышечные реакции определяются не­рвной системой и что разные ее отделы отвечают за раз­личные функции.

Особый интерес вызывают представления Леонар­до относительно работы глаза, который рассматривался им как “повелитель всех других органов чувств”. Харак­теризуя деятельность глаза, Леонардо показывает, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световые воздействия. В приводимом им описании механизма зрения по существу давалась схема зрачкового рефлекса, и, таким образом, Леонардо довольно близко подошел к рефлекторному принципу.