Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Первая часть История.docx
Скачиваний:
164
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
171.26 Кб
Скачать

3. Образование древнерусской и европейской государственности: общее и особенное

Киевская Русь в XI-ХII вв. стала державой, ни в чем не уступающей другим. Следует подчеркнуть особую черту Древнерусского государства – это его открытость, его связи с Европой и Византией. Русские дружины как наемные войска бывали в Пиренеях и Арабском халифате. Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы «соперником Константинополя», по выражению одного из западных путешественников. Киевская Русь находилась в это время в оживленных экономических, торговых, политических, дипломатических и культурных отношениях не только с Византией, но и с европейскими странами, а члены русского княжеского дома вступали в родственные отношения с представителями многих королевских домов в Европе. Особенно это было заметно при Ярославе Мудром. Размах и уровень династических связей княжеского дома производит сильное впечатление. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа, сыновья - на дочерях польского короля Мешко П, византийского императора, немецкого графа. Дочери Ярослава стали королевами: Анастасия - венгерской; Елизавета - норвежской; Анна - французской. Не менее поразительны брачные связи Владимира Мономаха и его детей. Сын византийской царевны, он был женат на дочери англосакского короля Гарольда, его сын - на дочери шведского короля, а дочь была замужем за венгерским королем. Так великокняжеский род Рюриковичей стал составной частью европейской династической системы, а Древняя Русь частью европейского мира.

До нас дошла значительная часть духовной и светской литературы («Слово о полку Игореве» - конец XII в., «Слово о законе и благодати» - 30-40-е гг. XI в. и др.), общегосударственные и правовые документы (уставы о церковных судах, договоры с греками, первый правовой кодекс «Русская правда» - XI-ХII вв. и т.п.). При княжеских дворах и крупных монастырях возникли обширные библиотеки. Появилась азбука - «кириллица», которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром 1 в 1708-10 гг. затем в 1918 г.). Строились школы, переводились книги, широкое распространение получила грамотность, о чем убедительно свидетельствуют берестяные грамоты. Известно, что при Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого – Анна, одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. Анна собственноручно подписывала государственные документы, т.к. её супруг Генрих I был неграмотным. Многие русские князья были не только грамотными, но и владели иностранными и древними языкам (латынь). Известно, что сын Ярослава Всеволод знал пять языков.

Как мы уже отмечали Киевская Русь не была отгорожена стеной от своих соседей и ее культура стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно в ней взаимодействовала. Но она не только органически впитывала в себя прогрессивные элементы культуры европейского типа, но и сама оказывала большое влияние на культуру народов Прибалтики, Польши, Болгарии.

Западная цивилизация - это городская цивилизация. Древняя Русь развивалась в том же русле. Ее столица - Киев - представляла собой большой культурный город с прекрасными деревянными и каменным храмами (400 церквей), палатами, книгохранилищами, с развитой торговлей (8 рынков) и ремеслами. Кроме Киева, существовал еще ряд культурных центров, где городская жизнь была даже оживленнее, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь «страной городов».

Уровень духовного развития Древней Руси для своего времени был высоким. Еще недавно за рубежом было распространено мнение, что философия заимствована Россией у Запада в XVIII или даже XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так известный анг. философ Ф. Коплстон относит зарождение здесь философской мысли к первой половине XI в. Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя отделить от Западной Европы, истоки философской культуры связывают с выдающимся религиозным философским произведением «Слово о законе и благодати», автором которого является киевский митрополит Илларион (первый митрополит из русских).

Таким образом, образование и развитие древнерусского государства органично вписывалось в европейский исторический процесс. Но, подчиняясь общей закономерности, Киевская Русь имела свои особенности. Прежде всего, они проявились в социально-политическом устройстве древнерусского государства.

По сравнению с Европой в основе социально-экономи-ческой жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а коллективное землевладение свободных крестьян общинников. Феодальные вотчины не играли существенной роли в экономике древней Руси, и феодальные элементы напоминали собой островки в мире свободных земледельческих общин.

Такое социально-экономическое состояние отражалось в политическом строе. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князя окружала дружина: старшая и младшая. Но, несмотря на значительный общественный вес, князь в Киевской Руси не стал подлинным государем. Дело в том, что, приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключать «ряд» - договор - с народным вечем. А это значит, что он превращался в известном смысле в обладателя общинной власти, призванной блюсти интересы местного общества.

Народное вече сохраняло значительную роль. Оно ведало вопросами войны и мира, санкционировало денежные сборы, входило в обсуждение законодательства, смещало администрацию. Состав веча был демократический (женщины и рабы исключались). Демократия Киевского периода носила коллективистский характер, т.к. все решалось в пользу общества, а не личности, автономии личности от общества не существовало.

Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения веча. Саботировать ее решения она тоже не могла. С помощью веча народ влиял на ход политической жизни в желательном для себя направлении.

Важное значение народа в управлении государством объясняется и особенностями военной организации Киевской Руси. Дело в том, что на Руси были вооружены не только князь и дружина, но и рядовое население. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (десятки, сотни). Именно народные ополчения решали исход сражений. Влияние княжеской дружины было существенным, но не определяющим. Дружина представляла собой отборное ядро княжеских воинов-телохра-нителей, постоянных спутников и советников князя, своеобразный «штаб», который во время войны давал народному ополчению командиров, но подчинялось ополчение не князю и его мужам, а вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности. Высокая мобилизационная готовность населения Руси объясняется, прежде всего, постоянной угрозой со стороны кочевников.

Коллективистская структура древнерусского общества, общинность сказалась и на характере власти, определяла принципы ее наследования. В западном понимании частной собственности не существовало, имелись только права владения. Носителем верховной власти являлся не великий князь, а княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась по принципу «старший в роду». После смерти князя на престол садился не обязательно его сын, а старший в роду, чаще всего брат. По мере разрастания рода Рюриковичей определение старшего в роду становилось все более проблематичным и разрешалось с помощью военной силы (междоусобицы). В отличие от «вертикального» принципа наследования власти от отца к сыну, характерного для стран Западной Европы, «горизонтальный» принцип или «очередной порядок княжения» (так называли его Соловьев С.М. и Ключевский В.О.) создавал удивительную картину постоянного перемещения княжеской династии по всем городам Руси.

В Киевской Руси несколько иной была и роль городов. Если в Европе города - это центры торговли, ремесла и культуры, то на Руси - общинные и волостные центры, обладавшие правительственными функциями, к которым тяготела сельская округа. Города становились основными, порой единственными центрами феодальной государственности (в Западной Европе эту роль в большей мере выполняли поместья королевского домена, ленные земли крупных сюзеренов, феодальные владения церкви и монастырей). Давление феодальной государственности на город вело к монополии церковной культуры, а, следовательно, к подавлению зачатков городского свободомыслия, ересей, светских знаний.

На Западе город возникает как сообщество свободных людей, как гарант их возможности заниматься свободным трудом, и как инструмент защиты их прав. Там возникают университеты как одна из форм человеческой деятельности - научное творчество.

Ничего этого не было на Руси. Города, кроме Новгорода и Пскова, рождались как центры княжеской власти, как форпосты колониальной экспансии, как базы фискально-полицейской деятельности, литургические центры. Ремесла и торговля поощрялись постольку, поскольку это выгодно князю, «работает на оборону». Университеты, занятия наукой не поощрялись никак, сплошное вольнодумство!

Одной из особенностей Древнерусского государства является отсутствие рыцарства. В Западной Европе в середине XI в. завершился процесс внутренней колонизации. Ресурсы свободных земель и свободных общинников в Западной Европе практически иссяк к тому времени. В результате этого в Европе чрезвычайно быстро образовался слой молодых людей, младших детей землевладельцев, все состояние которых часто состояло из щита, копья и коня. Поддержание стабильности в обществе требовало дать какое-то занятие этой публике и общество массами отправляет их в крестовые походы, запирает их в казармы - общежития рыцарско-монашеских орденов, заставляет заниматься самоистреблением в бесчисленных войнах. Видимо именно в крестовых походах, эти люди, собранные в огромные массы, осененные великой духовной идеей, осознали себя как особый слой общества - слой рыцарей, для которого на первый план выступают не отношения собственности на землю, а иные признаки: личная независимость, благородство происхождения, преданность идее, служение семи искусствам и т.п. Это был самый обширный привилегированный слой того времени, и мы можем говорить об эпохе рыцарства в Западной Европе.

На Руси внутренняя колонизация не была завершена ни в XI, ни в ХIII в. На востоке лежали колоссальные земли вплоть до неведомого тогда Тихого океана. Рыцарство на Руси так и не возникло: младшие дети русских феодалов постоянно могли отъезжать на Восток и находить себе нетронутые земли и не пуганых общинников. Но именно в этот период начинает формироваться особая роль Российского государства.

С окончание внутренней колонизации в Западной Европе государство, которое ранее организовывало этот процесс, утрачивает смысл и наступает феодализм в чистой форме. На всей территории от Вислы до Эльбы устанавливается приблизительно однородное пространство, разбитое на множество однотипных ячеек-доменов.

Совершенно иная картина на Востоке. Здесь с каждым новым десятилетием колонизация приобретает все новые и новые масштабы, происходит захват земель, ассимиляция племен. Мощное государство нужно обществу как проводник колониальной политики, и в этом смысле великий князь выступает не как первый среди равных в среде феодалов, а как организатор походов на Восток, через который в страну вливаются потоки пушнины, целинные земли. Великий князь становится самым богатым и авторитетным человеком в стране. Центр политической власти следует за фронтом колонизации из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир. Так формируется исключительный характер русского государства, тоталитарный характер центральной власти.

Те же факторы обусловили экстенсивный, грабительский характер экономики Древнерусского государства. На Западе факт исчерпывания ресурсов для внутренней колонизации означал необходимость перехода к интенсивному ведению хозяйства и значит наделения все большими правами производителей, скачала феодалов, как организаторов производства, предоставляя им все больше юридических прав. Необходимость интенсивного хозяйства заставляла изменить трехчленную структуру: земледелец, община, феодал. На двухчленную: зависимый земледелец, феодал. Это был жестокий процесс, но он подготовил последующее освобождение европейской нации.

Дальнейшая интенсификация производства требовала усложнения орудий труда, иных методов обработки земли, наделение все большей самостоятельностью самих крестьян-земледельцев. Барщина сменяется оброком, натуральный оброк - денежным, оброк - арендой.

Ни одно производство не может существовать в условиях перманентной войны между классом собственников и классом производителей. Необходимы были юридические гарантии для обеих сторон. Так на Западе в недрах домена формируется будущее правовое государство.

И все же, несмотря на эти особенности, Киевская Русь развивалась в общеевропейском русле. Ситуация изменится на рубеже XI-ХII вв., когда на просторах русской равнины началась раздробленность, близился упадок и распад Древнерусского государства. Предпосылками дробления Киевской Руси послужили, во-первых, усложнение системы государственного феодализма - формирование устойчивых региональных корпораций военно-служивой знати, кормившейся за счет части доходов от государственных податей, а во-вторых, рост вотчинной собственности, прежде всего княжеских доменов. На Западе решающую роль в распаде раннесредневековых государств сыграло развитие вотчинной собственности.

Обособление княжеств, наметившееся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. завершилось в середине XII века по окончании правления Мстислава Владимировича.

Единое раннефеодальное древнерусское государство, состоящее из волостей, распадается на несколько княжеств, внутри которых формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества.