Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_RF.docx
Скачиваний:
60
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
86.36 Кб
Скачать

1.4. Женский образ в произведениях английских писательниц 30- 50 годов 19 века

Итак, английское общество жаждало образ идеальной женщины, заботливой жены и чуткой матери. Однако в условиях женской эмансипации в британском обществе начинает назревать настоящий конфликт. Это находит свое отражение не только в произведениях Джейн Остин, но и в творчестве других писательниц. Идея равноправия мужчин и женщин «красной нитью» пронизывает произведения Джордж Элиот, Мэри Уоллстоункрафт и многих других.

Известно, что героини Джейн Остин женственны и умны, они сдержанны в своих чувствах, иногда легкомысленны, но отнюдь не являются хрупкими барышнями. Знаменитый английский литературный критик Гарольд Блум пишет [Цит.по:Bloom,2000:46]: «Austen’s heroines waver in one judgment or another, but they hold fast to the right of private judgment as the self’s

15

fortress. What they call “affection” we term “love,”of the enduring rather than the Romantic variety, and when they judge a man to be “amiable,” it is akin to whatever superlative each of us may favor for an admirable, human person. Where they may differ from us, but more in degree than in kind, is in their profound reliance upon the soul’s exchanges of mutual esteem with other souls. »

«Женский вопрос» в интеллектуальных кругах викторианской Англии стал одним из наиболее обсуждаемых. Какую работу должны выполнять женщины, в каком образовании они нуждаются? Почему мужчины не считаются с мнением женщин в вопросах политики? - эти вопросы волновали авторов - феминисток и их сторонников или противников, а также средневикторианскую читающую публику.

Расцвет «женской литературы» в Европе пришелся на XVIII-XIX вв. Женщина начинала понимать свои права и привилегии, как впрочем, и ограничения, искусственно возникших в связи с причислением её к «слабому полу».

Какая женщина могла называться «благородной»? Ответ на этот вопрос дал еще в 1616 г. некий Дж. Мархем: «Наши английские жены должны обладать целомудренными мыслями, решительной храбростью, выдержкой, быть неутомимыми, бдительными, прилежными, остроумными, приятными, постоянными в дружбе, полными привлекательного домоседства, мудрыми в речах».

В романе Джордж Элиот «Мидлмарч» один из героев, мистер Кейсобон, обращаясь к своей невесте, очень четко формулирует доминировавшее в XIX веке представление о роли женщины: «Великая прелесть вашего пола заключается в пылкой беззаветной привязанности, предназначенной для того, чтобы придавать законченность и завершенность нашему собственному существованию» [Элиот,1987: 131].

16

В эссе «В защиту прав женщины», написанному в 1792 году Мэри Уоллстоункрафт заметна тесная связь ее размышлений с накопленным жизненным опытом. В этом плане судьба Мэри представляет собой

реализацию права на независимость, о котором она рассуждает следующим образом: «Я испытываю любовь к мужчине как к равному себе. Но для меня не существует его верховенства, законного или узурпированного…» [11]. Более того, Уоллстоункрафт даже размышляет о тех временах, «когда не будет ни брака, ни супружеской жертвенности». Брак и мужское общество в целом подавляют женскую индивидуальность, сдерживают развитие ума и таланта; «умаляя их добродетели,… женщин наделяют взамен фальшивыми достоинствами, благодаря которым они способны терпеть преходящее тиранство».

Но Уоллстоункрафт все же воспринимала женщин, прежде всего как спутниц мужчин и поэтому главной целью полагала «раскрытие их внутренних возможностей и обретение ими достоинства для осознания своих

добродетелей». Но даже в своих романах, стремясь изобразить

героинь духовно развитыми и интеллектуально одаренными, Уоллстоункрафт не смогла выйти за рамки традиционной проблематики романтического сюжета [12].

Другая писательница Мэри Энн Эванс, писавшая под псевдонимом Джордж Элиот, стояла у истоков женского движения в Британии. Известно, что в 1856 году романистка подписала петицию в поддержку права замужних женщин на владение собственностью, добавив при этом параграф, касающийся необходимости защитить мужей от долгов их жен. Но в отличие от ярых феминисток она просто возлагала надежды на повышение образованности и культуры общества в целом.В отличие от идеи предоставления женщинам права голоса, которую Элиот определяла как «чрезвычайно сомнительное благо», реформа образования казалась ей

17

ключом к улучшению положения женщин в обществе: «…женское образование – одна из целей, по поводу которой у меня нет сомнений» [12].

Героини ее произведений считают, что мораль превыше всего, поэтому реализация их лучших качеств всегда связана с успешным браком. Часто они попадают в ситуацию, связанную со столкновением их внутренней силой и интеллектом и ограниченностью общества, не способного найти их талантам достойное применение. Наиболее ярко этот конфликт проявляется в главном образе романа «Мидлмарч» – Доротее Брук.

Перед замужеством Доротея задается вопросами о своем предназначении: «Ее так давно угнетало ощущение неопределенности, в котором, словно в густом летнем тумане, терялось ее упорное желание найти для своей жизни наилучшее применение. Что она может сделать? Чем ей следует заняться? Хотя она еще только переступила порог юности, но ее живую совесть и духовную жажду не удовлетворяли предназначенные для девиц наставления, которые можно уподобить пискливым рассуждениям словоохотливой мыши» [Элиот,1987:123]. Элиот заставляет читателя задуматься над тем, что замужняя жизнь ее героини протекала в постоянных благодетельных хлопотах, которые пришли к ней сами, без тревожных поисков и сомнений. Автор произведения пишет о Доротее в финале романа: «Многие знавшие ее сожалели, что столь исключительная личность целиком подчинила себя жизни другого человека и известна немногим – просто как жена и мать».

Безусловно, литература отражает те процессы, которые уже идут в

обществе, поэтому можно говорить о том, что на протяжении XIX в.

британские женщины постепенно приходили к осознанию своей свободы,

прежде всего, свободы внутренней.

18

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]