Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы Уголовное право.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
107.3 Кб
Скачать

Часть 2 ст. 131 ук предусматривает ответственность за следую­щие квалифицированные виды изнасилования:

а) совершенное неоднократно или лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера; изнасило­вание, совершенное неоднократно, следует отличать от продолжа­емого изнасилования.

б) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Изнасилование квалифици­руется как совершенное группой, когда лица, принимавшие в нем участие, действовали согласованно в отношении потерпевшей, не вступив в предварительный преступный сговор, причем соиспол­нителями изнасилования являются не только лица, совершившие насильственный половой акт, но и содействовавшие этому путем применения физического или психического насилия к потерпев­шей.

в) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам.

г) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболева­нием. Для вменения названного вида изнасилования необходимо установить наличие причинной связи между изнасилованием и наступившим вредным последствием в виде заболевания потерпев­шей венерической болезнью, а также осведомленность виновного о наличии у него указанного заболевания;

д) изнасилование заведомо несовершеннолетней. В рассматри­ваемой ситуации потерпевшей является девушка в возрасте от 14 до 18 лет. Виновный несет ответственность по п. «д» ч. 2 ст. 131 УК при условии, если он достоверно знал о несовершеннолетии жер­твы, на что прямо указывает закон, используя термин «заведомо».

К особо квалифицированному закон относит изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (п. «а» ч. 3 ст. 131 УК); повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (п. «б» ч. 3 ст. 131 УК); а также изнаси­лование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 131 УК).

Неосторожное причинение смерти при изнасиловании должно быть результатом действий виновного, т.е. должно находиться с ними в причинной связи. Это же требование распространяется и на характеристику изнасилования, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

Субъективное отношение виновного к факту смерти или причи­нения тяжкого вреда здоровью в рассматриваемых ситуациях выступает в форме неосторожности, в виде легкомыслия или небреж­ности. Умышленное причинение тяжкого вреда, так же как и убийство, требует дополнительной квалификации по соответст­вующей части ст. 111 УК.

Иные тяжкие последствия при изнасиловании — понятие оце­ночное, вопрос факта, который решается судом в каждой конкрет­ной ситуации совершения рассматриваемого деяния. Но в любом случае признанные судом в качестве тяжких последствия должны находиться в причинной связи с совершенным изнасилованием. К подобным последствиям надлежит относить, в частности, само­убийство потерпевшей, психическое расстройство, последовавшее в результате изнасилования, смерть потерпевшей, наступившую в процессе предпринимаемой ею попытки избежать сексуального насилия со стороны виновного.

Заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией может квалифициро­вать изнасилование при условии, что оно находилось в причинной связи с насильственным половым сношением и что виновный был осведомлен о наличии у него этого заболевания.

Вменение признака, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 131 УК, возможно, если виновный достоверно знал, что потерпевшая не достигла 14-летнего возраста. Добросовестное заблуждение винов­ного относительно возраста потерпевшей исключает ответствен­ность с учетом рассматриваемого квалифицирующего признака.

Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК). Наряду с естественной формой удовлетворения половой по­требности существуют и так называемые противоестественные или суррогатные формы ее реализации. Как правило, склонность к подобным формам обусловлена болезненными нарушениями на­правленности полового влечения или его удовлетворения. Однако нередко отдельными подобными способами удовлетворяют сексуальное желание лица, не страдаю­щие никакими болезненными нарушениями. В ст. 132 УК преду­сматривается ответственность не за сам факт удовлетворения сек­суальных потребностей в противоестественных формах, так как, с одной стороны, это может свидетельствовать о наличии у лица психических аномалий, что не наказуемо; с дру­гой — это может быть проявлением свободы личности в половых взаимоотношениях, которая предполагает возможность удовле­творения половой потребности любым путем, который устроил бы обоих партнеров. Уголовный закон карает за удовлетворение сексуального влечения в противоестественных формах только в том случае, если это сочеталось с применением насилия к одному из партнеров, угроз насилием или с использованием беспомощ­ного состояния.

Объект преступления — основной — половая свобода или по­ловая неприкосновенность личности. Дополнительный — здоро­вье, жизнь потерпевшего. В качестве потерпевших от рассматри­ваемого преступного деяния могут выступать лица как женского, так и мужского пола.

Объективная сторона включает в себя деяние — мужеложст­во, лесбиянство и иные действия сексуального характера, а также способ его совершения — путем применения насилия, угроз его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (по­терпевшей).

Мужеложство и лесбиянство — проявления гомосексуализма, т.е. болезненного нарушения направленности полового влечения, которое заключается в противоестественном влечении к лицам своего пола.

Мужеложство — проявление мужского гомосек­суализма.

Лесбиянство — женский гомосексуализм.

Иные действия сексуального характера — это любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных потребностей, со­вершаемые в отношении лиц как женского, так и мужского пола, с применением способов, указанных в законе (кроме полового сно­шения в смысле ст. 131 УК). Уголовно-правовые способы совершения преступления анало­гичны способам изнасилования и рассмотрены выше. Преступле­ние окончено с момента совершения действий, указанных в за­коне.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект — физическое вменяемое лицо мужского и жен­ского пола, достигшее 14-летнего возраста.

Квалифицированные и особо квалифицированные виды рас­сматриваемого деяния идентичны видам изнасилования, преду­смотренным ч. 2 и 3 ст. 131 УК, и проанализированы выше.

Половое сношение, иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134 УК).

Объект преступления — половая неприкосновенность личнос­ти, а также нормальное физическое и нравственное развитие под­ростка. Потерпевшими являются лица женского и муж­ского пола, не достигшие 14-летнего возраста.

Объективная сторона выражается в совершении полового сно­шения, мужеложства или лесбиянства с лицом, не достигшим 14-летнего возраста. Не совсем понятно, почему законодатель круг действий сексуального характера ограничивает только му­желожством и лесбиянством, тогда как в других нормах (ст. 132, 133 УК) он более широк. И вряд ли совершение орально-генитальных или анально-генитальных контактов с потерпевшей при­чинит меньший вред охраняемому в данном случае объекту, чем совершение с ней полового сношения. То же самое можно отме­тить и применительно к иным проявлениям в отношении под­ростка мужского гомосексуализма.

В диспозиции статьи 134 УК речь идет, в первую очередь, о добровольном со стороны потерпевшего половом контакте с винов­ным, т.е. в данном случае должны отсутствовать способы, приме­няемые виновным при совершении изнасилования (ст.131 УК) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК). Остро встает вопрос об отграничении названных посягательств, совершенных с использованием беспомощного состояния потер­певшего (потерпевшей), от рассматриваемого преступления. Мало­летство потерпевших свидетельствует о их беспомощном состоя­нии, поскольку уровень развития ребенка в определенном возрасте не позволяет ему понимать характер и значение совершаемых с ним действий. Поэтому в каждой ситуации совершения сексуаль­ных действий с лицом, не достигшим 14-летнего возраста, следует устанавливать, осознавал потерпевший происходящее, давая ему верную оценку, или нет. Единого возрастного критерия закон для решения этого вопроса не предусматривает, так как умственное и нравственное развитие подростков происходит неравномерно и за­висит от множества обстоятельств. Следовательно, в каждом кон­кретном случае необходимо выяснять, как потерпевший (потер­певшая) воспринимал с ним происходящее. И если подросток дей­ствительно понимал характер и значение совершаемых с ним дей­ствий и вступал в сексуальный контакт по своей воле, применяется ст. 134 УК. В противном случае — ст. 131 или ст. 132 УК.

Но ст. 134 УК предполагает и отдельные ситуации недоброволь­ного со стороны потерпевшего вступления в половую связь с виновным. Способами воздействия на потерпевшего в такой ситуации могут быть, например, обман, злоупотребление доверием. Добро­вольность при этом лишь внешняя. По ст. 134 УК следует, на наш взгляд, квалифицировать совершение полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летне­го возраста, с применением способов, указанных в ст. 133 УК, т.е. путем шантажа, угроз уничтожением, повреждением или изъяти­ем имущества либо с использованием материальной или иной за­висимости потерпевшего (потерпевшей). Этот вывод вытекает из сопоставления санкций ст. 133 и ст. 134 УК, первая из которых в качестве самого строгого наказания предусматривает лишение свободы на срок до одного года, а вторая — лишение свободы на срок до четырех лет. Если же подростка принуждают к соверше­нию действий сексуального характера, не названных в диспозиции ст. 134 УК, способами, указанными в ст. 133 УК, следует приме­нять последнюю.

Преступление является оконченным с момента совершения по­лового сношения, мужеложства либо лесбиянства. Для квалифи­кации не имеет значения, носили сексуальные связи виновного с подростком разовый или систематический характер.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыш­ленной виной в виде прямого умысла. Виновный должен достовер­но знать о недостижении потерпевшим 14-летнего возраста. Субъ­ект — физическое вменяемое лицо как мужского, так и женского пола, достигшее 18-летнего возраста.