Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Общая токсикология (доп.) / Лечение_острой_фазы_опийного_абстинентного_синдрома_методом_центральной

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.97 Mб
Скачать

больного (имеющуюся исходную гипокалиемию). Развитие внеклеточной гипернатриемии и уменьшение натрия в клетках под влиянием ГОМК приводит к внеклеточной гипергидратации и клеточной дегидратации. После введения ГОМК содержание воды в плазме крови увеличивается на 27-30%, а в клетках уменьшается (в скелетных мышцах на 14-20%, в мозге, миокарде, печени - на 4-7%), то есть увеличивается плазменный объем крови.

Концентрация АКТГ и кортизола сыворотки крови при введении ГОМК возрастает соответственно на 80% и 79,5%, то есть активируется система коры надпочечников, что является одной из наших терапевтических задач. Ф.З. Меерсон с соавт.(1978) нашли, что ГОМК при эмоциональноболевом стрессе нормализует ресинтез гликогена, нарушенного в стрессовой ситуации, тем самым улучшая энергетические возможности организма.

Действуя на уровне головного мозга, ГОМК угнетает распад ГАМК и увеличивает степень ее биосинтеза из глюкозы при эмоционально-болевом стрессе. В совокупности это должно приводить к увеличению ГАМК и активации стрионигральной системы тормозных ГАМК-ергических нейронов. В результате убыточное возбуждение центров, контролирующих деятельность адренергической и симпатоадреналовой систем при стрессе, не реализуется, и вследствие этого не развиваются стрессовые изменения метаболизма печени (Р.У. Островская, 1975).

ГОМК обладает также анальгетическим действием (В.Г. Попов с соавт.,1968), препарат особенно активно блокирует проведение афферентных импульсов к коре головного мозга от висцеральных органов по системе нижнего сердечного, блуждающего и чревного нервов (В.В. Чурюканов, 1966), нарушает проведение импульсов в моно- и полисинаптических путях спинного мозга (А.Е. Успенский, 1964; В.М. Булаев, 1998; J.Drouet, J.Laborit, 1963 и др.), а также на уровне продолговатого мозга и варолиева моста (А.Е. Успенский, 1965). По данным Л.М. Барановой (1977), уже при начале действия препарата до появления сонливости, безразличия к окружающей

обстановке угнетаются сухожильные рефлексы, снижается тонус мышц конечностей и передней брюшной стенки.

Впсихиатрической и неврологической практике ГОМК применяют при лечении больных с различными неврологическими и неврозоподобными расстройствами, обусловленными психогенными воздействиями, интоксикационными и травматическими поражениями ЦНС, протекающими

снарушениями сна, неврастеническими и негативными расстройствами. Препарат назначается внутрь в виде готового 5% сиропа или 5% раствора. Дневная доза составляет 0,75г (1 ст.л.5% раствора 2-3 раза в день), на ночь назначается 1,5-2,25 г (2-3 ст.л. 5% раствора). ГОМК можно назначать при повышении внутриглазного давления (глаукоме) по 0,75-1,5 г (1-2 ст.л. 5% раствора) 3-4 раза в день ежедневно в течение 30 дней. Целесообразно проведение повторных курсов.

Внаркологической практике ГОМК используется для детоксикации (S. Shindler et al. 1996).

При внутривенном введении препарата со скоростью 2 мл 20% раствора в минуту возможны двигательное возбуждение, подергивание мимической мускулатуры и мышц конечностей. Если при замедлении скорости введения судороги не исчезают, их можно купировать добавлением седуксена. Двигательное возбуждение и мышечные фибрилляции можно купировать предварительным введением тиопентала натрия в дозе 2-3 мг/кг массы тела больного. При этом может быть снижение АД на 9,5±1,9 мм рт. ст. (В.А. Беляков с соавт., 1978).

Чтобы исключить указанные побочные эффекты ГОМК, мы вводим этот препарат в сочетании с тиопенталом натрия в одном шприце, используя положительные свойства обоих препаратов. Сочетание 10 мл 2% раствора тиопентала и 10 мл 20% раствора ГОМК дает возможность быстро ввести больного в состояние лечебного наркоза. При выходе из наркоза может появиться двигательное или речевое возбуждение, которые купируются

дополнительным введением препарата или проходят спонтанно до момента естественного пробуждения.

Противопоказанием к применению ГОМК являются заболевания, сопровождающиеся гипокалиемией, миастения, некорригируемая артериальная гипертензия.

Таким образом, характеристика, данная ГОМК по результатам и клинических и экспериментальных наблюдений, а также собственный клинический опыт позволяют суммировать положительные свойства ГОМК. К ним относятся:

-стабилизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции; -улучшение микроциркуляции;

-сохранение стабильности свертывающей системы крови; -увеличение кровообращения мозга и антигипоксическое действие препарата

(повышенная выживаемость мозга и сердца при введении его до стрессовой реакции); -отсутствие побочного действия на паренхиматозные органы;

-доброкачественный характер электролитных колебаний и увеличение плазменного объема; -энергосберегающие действия;

-возрастание концентрации АКТГ и кортизона; -дозозависимая продолжительность наркозного сна; -анальгетический эффект.

Учитывая перечисленные положительные свойства ГОМК, мы решили использовать этот препарат для купирования проявлений запредельной гиперреактивности, возникающей во время проведения сеансов ЦХЛБ атропином. Нижеприводимый анализ позволяет проиллюстрировать целесообразность включения ГОМК в терапевтический комплекс ЦХЛБ.

Необходимость использования ГОМК при ЦХЛБ в виде сочетания с атропином проанализирована по наблюдениям за 2-мя группами больных. Группы сформированы методом случайного подбора. Признаком сравнения подобранных групп служило разное использование ГОМК: а) при уже развившихся гипердинамических явлениях, б) для профилактики гиперреактивности. 1-я группа состояла из 27 больных, у которых ГОМК использовалась во время сеанса ЦХЛБ для купирования развившихся гипердинамических реакций; 2-я группа - 13 больных, которым ГОМК вводилась внутривенно одновременно с атропином, т.е. для профилактики

гиперреактивности.

В 1-ой группе больных гипердинамические реакции развивались через 10-140 мин после введения атропина. АД повышалось до 190/120 мм рт. ст., ЧСС учащалась до 180-240 уд/мин., ЧД достигала 60-84 дых/мин, температура тела повышалась до 39,4º С. Развивался резко выраженный гипертонус скелетных мышц. Доза атропина, вводимая больным, составляла 80-220 мг. В зависимости от выраженности реакции больному внутривенно вводилось 20-40 мл 20% раствора ГОМК (70-100 мг/кг массы тела). Для профилактики возможных мышечных судорог, вызываемых натрия оксибутиратом, предварительно внутривенно вводили 10 мг (2мл) седуксена. Через 5-10 мин исчезал мышечный гипертонус, приближались к исходному уровню или были несколько ниже исходных АД, ЧСС, ЧД. Температура тела также снижалась в первые 10-15 мин. Изменения показателей представлены в нижеприводимой таблице 25.

Из представленной таблицы видно, что развившиеся гипердинамические проявления функциональных систем приблизились к исходным данным через 10 мин после введения ГОМК. СД, ДД стали несколько ниже исходных. ЧСС, ЧД, ТТ оставались умеренно повышенными. На таком уровне показатели удерживались 50-115 мин, после чего вновь начинали повышаться. В связи с повторным повышением АД, ЧСС, ЧД выше

допустимого предела сеансы в 25,9% пришлось прекратить преждевременно. Повторное введение ГОМК у остальных больных стабилизировало показатели, и сеансы были полноценными. Это подтверждает дозозависимый эффект натрия оксибутирата.

Таблица 25

Динамика СД, ДД, ЧСС, ЧД, ТТ и МТ при использовании ГОМК для коррекции запредельных гипердинамических реакций

 

 

Динамика показателей

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

через 10 мин

в конце

исходные

запредельные

после введе-

сеанса

 

 

 

ния ГОМК

 

 

 

 

1

2

3

4

5

СД

115,2мм рт. ст.

160,0мм рт. ст.

109,7мм рт. ст.

126,8мм рт. ст.

ДД

75,2мм рт.ст.

104,5мм рт.ст.

63,5мм рт. ст.

75,3мм рт. ст.

ЧСС

92,0 уд/мин

170,8 уд/мин

112,6 уд/мин

128,2 уд/мин

ЧД

20,1дых/мин

46,6дых/мин

28,5дых/мин

33,1дых/мин

ТТ

36,4º С

38,0º С

37,5º С

37,2º С

МТ

норма

выше нормы

ниже нормы

норма

Во 2-ой группе больных доза атропина, назначаемая каждому больному в течение курса, была стабильной и составляла 80-90 мг (1,0-1,2 мг/кг). Учитывая недостаточную длительность действия выбранной дозы ГОМК у больных 1-ой группы, она была увеличена у больных 2-ой группы до 30-40 мл 20% раствора. Введение ГОМК осуществлялось перед введением атропина. Из 60 сеансов только один (индекс экстренного прекращения сеансов 1,6%) был прекращен преждевременно в связи с развитием опасного гиперреактивного состояния. На последующих сеансах состояние этого больного было стабильным. Гипердинамические реакции протекали в пределах допустимых величин.

Мышечная гипотония у больных 2-ой группы на фоне действия ГОМК продолжалась 110-180 мин (время действия ГОМК), затем мышечный тонус возвращался к исходному.

Клиническая картина сеанса ГОМК-атропиновой терапии была стабильной и не требовала дополнительных вмешательств до установленного

времени завершения сеанса. Как видно из приведенного выше анализа, использование натрия оксибутирата в качестве фонового препарата при экспозиции центральной холинолитической блокады позволяет стабилизировать функциональные системы организма. В организме ГОМК биотрансформируется до углекислого газа и воды, и его действие прекращается. После прекращения действия ГОМК вся клиника холинолитической блокады сохраняется и, при отсутствии запредельных значений показателей гемодинамики и дыхания, ЦХЛБ может быть продолжена до назначенного времени планового прекращения.

У больных с запредельными значениями функциональных показателей во время сеанса ЦХЛБ только атропином (моноблокада), на следующий день после сеанса отмечались астения, гиподинамия. При сочетанном применении ГОМК и атропина такие явления не наблюдались. Это может быть связано с энергосберегающим действием натрия оксибутирата. Сочетание атропина с ГОМК в курсовом лечении ЦХЛБ позволяет ощутимо снизить дозу атропина. При этом полностью сохраняется один из заданных терапевтических эффектов атропина – купирование компульсивно-обсессивной симптоматики в остром периоде абстинентного синдрома.

Вариант ГОМК-атропиновой ЦХЛБ был отработан и внедрен в клиническую практику МЦН в 1998 году. По ретроспективным данным в 1997-1998 гг. он был использован в острой фазе абстиненции у 295 больных на 1626 сеансах сочетанной ЦХЛБ, что составило 16,7% от общего числа сеансов ЦХЛБ (9748) на этот период. У 41 больного (13,9%) сеансы протекали без гипердинамических реакций, у 228 (78,0%) отмечены пограничные гипердинамические реакции без экстренного прекращения сеансов. У 26 (8,1%) больных сеансы были экстренно прекращены. Наибольшее число экстренно прекращенных сеансов относится к периоду детальной отработки метода. Индекс экстренного прекращения сеансов

составил 1,6%, что значимо ниже идентичного показателя сеансов ЦХЛБ только атропином. Повторного прекращения сеансов не было.

Таким образом, сочетание атропина с натрия оксибутиратом при ЦХЛБ позволяет снизить риск развития запредельных гипердинамических реакций. Указанное сочетание препаратов дает возможность проведения полноценной холинолитической блокады у 91,2% больных без выраженной астении в межсеансном периоде, что обеспечивает адекватность больного для психотерапевтической работы с ним.

Положительный эффект указанного способа ЦХЛБ доказан в процессе его апробации и использования по показаниям до настоящего времени в лечении больных в нашей клинике.

Клинический пример.

Больной Н.П. 1977 г. рождения, поступил в клинику из Франкфурта-на- Майне 16.01.1999г. Масса тела 67 кг, рост 171 см. Осмотрен при поступлении врачебной комиссией в составе нарколога, терапевта, невропатолога, психиатра-нарколога, окулиста, анестезиолога-реаниматолога. Противопоказания к госпитализации исключены. На момент осмотра больной жалуется на озноб, потливость, общую слабость. Из анамнеза стало известно, что общий стаж употребления наркотиков (героин) 4 года. Систематический прием наркотика начался после 3 месяцев эпизодического приема. Путь приема внутривенный. Суточная доза достигает 2 г. Спонтанные ремиссии кратковременные. Самостоятельные попытки прекратить прием наркотика оказались безрезультатными. В начале наркотизации отмечались пробы других наркотиков - гашиш, кокаин, экстези.

Диагноз при поступлении: Героиновая наркомания 2-ой ст. Острая фаза абстинентного синдрома. Хронический токсический гепатит. Токсическая энцефалопатия.

Противопоказаний к проведению атропинотерапии не выявлено. Назначена плановая терапия. Объяснены правила подготовки к сеансу ЦХЛБ. Проба на атропин отрицательная.

17.01.1999г больной осмотрен в палате интенсивной терапии. Исходное АД - 110/70 мм рт ст., ЧСС - 88 уд/мин, ЧД - 18 дых/мин, ТТ - 36,5º С. В 8 ч 45 мин внутривенно введено 90 мг атропина (1% раствор 9 мл). Через 3 мин отмечено отсутствие реакции на звуковые раздражители. Назопальпебральный рефлекс положительный. Корнеальный рефлекс сохранен. Появился симптом Бабинского. При мониторном наблюдении за больным отмечено повышение АД до 150/90 мм рт. ст., ЧСС - до 108 уд/мин, ЧД - до 48 дых/мин через 30 мин после введения атропина. Выражен резкий гипертонус сгибателей. В связи с нарастанием симпатической симптоматики внутривенно введено 30 мл 20% раствора натрия оксибутирата. Через 5 мин симптомы гиперреактивности купировались: АД снизилось до 120/80 мм рт. ст., ЧСС - 92 уд/мин, ЧД достигла исходной величины через 20 мин. Выраженный гипертонус мышц также купирован. Через 4 часа от начала сеанса при стабильной гемодинамике и нормальной температуре тела больной выведен из состояния атропинового воздействия однократным введением 20 мг эзерина внутривенно. Сознание, двигательная активность больного полностью восстановились через 10 мин. Больной самостоятельно перешел в свою палату под наблюдение лечащего врача и дежурного анестезиолога-реаниматолога. Через 1,5 часа у больного появились признаки отставленного эффекта атропина: умеренные признаки бредовой и аффективной симптоматики, вербальные и зрительные переживания, связанные с наркотизацией без склонности к развернутому психомоторному возбуждению и агрессии. Вербальный контакт затруднен. На вопросы отвечает, но забывчив, мысли путаются. Повторным введением эзерина эти проявления купированы. Продолжена плановая терапия. Последующие сеансы атропинотерапии проводились с незначительной коррекцией дозы

атропина (до 110 мг). Сеанс начинался внутривенным введением ГОМК (100 мг/кг). Введение атропина осуществлялось сразу после введения ГОМК. Клинические показатели во время последующих сеансов стабильны, мало отличаются от исходных. Больному проведено 4 сеанса ЦХЛБ. При окончании курса ЦХЛБ психоневрологический статус больного нормализовался, и больной переведен на лечебные мероприятия, проводимые в нашей клинике при первичной адаптации.

Положительные эффекты клофелина во время сеанса ЦХЛБ .

Нормализующее влияние клофелина на функцию кровообращения, анальгетический и седативный эффекты, практически полное отсутствие влияния на систему дыхания, понижение внутриглазного давления явились теми положительными моментами, которые побудили нас применить этот препарат для купирования гипердинамических реакций, встречающихся при ЦХЛБ.

Начальный опыт применения клофелина показал, что для достижения необходимого гипотензивного эффекта на фоне развившейся гипердинамической реакции во время сеанса ЦХЛБ следует определить индивидуальную дозу препарата. У больных опийной наркоманией обнаружена выраженная толерантность к клофелину, аналогичная по отношению к другим препаратам (аналгетикам, седативным, снотворным). Имея опыт применения клофелина в анестезиологической практике при проведении анестезиологических пособий во время оперативных вмешательств у интактных к наркотикам больным, мы знаем, что доза клофелина в премедикации или для стабилизации гемодинамики во время проведения общего обезболивания составляет 0,5-1,0 мл 0,01% раствора при внутривенном введении. Начав знакомство с влиянием клофелина на клинические показатели функциональных систем во время сеансов ЦХЛБ, когда необходимо было провести коррекцию гемодинамических показателей

при гипердинамических реакциях, мы отметили, что дозы, используемые у интактных больных, являются недостаточными для больных опийной наркоманией. Гемодинамика при этом не претерпевает никаких изменений, общее состояние больного остается прежним. Проводимые наблюдения показали, что для достижения корригирующего эффекта доза клофелина должна быть значительно выше указанной.

Клинический пример №1.

Больной О-в, 18 лет, история болезни № 1145, стаж потребления опийсырца 3 года, суточная доза препарата до 3,5 г.

Диагноз: Опийная наркомания 2 ст. Острая фаза абстинентного синдрома. Хронический токсический гепатит. Токсическая энцефалопатия.

Сеансы ЦХЛБ №№ 1,3,4 (доза атропина 90, 150, 170 мг соответственно) потребовали их экстренного прекращения через 2,5 часа после начала в связи с развитием гипердинамических реакций: повышение АД до 180/110 мм рт. ст., увеличение ЧСС до 142 уд/мин, учащение ЧД до 48 дых/мин. Сеанс №5 проведен с профилактическим применением натрия оксибутирата в дозе 30 мл 20% раствора одновременно с атропином. При этом отмечена стабильность показателей СД, ДД, ЧСС, ЧД, МТ, ТТ. Сеанс №6 начат с внутривенного введения 10мл 0,01% раствора клофелина до введения атропина. Исходные показатели: АД - 125/75 мм рт. ст., ЧСС - 108 уд/мин, ЧД - 20 дых/мин. Через 3мин после введения клофелина АД снизилось до 100/60 мм рт. ст., ЧСС - до 92 уд/мин, ЧД составила 22 дых/мин. Больной заторможен. На вопросы отвечает с запозданием. Введено 170 мг атропина. Через 3 мин после введения атропина ЦХЛБ достигла уровня атропинового сна, но увеличилась ЧСС до 128 уд/мин, ЧД участилась до 32 дых/мин, появилось двигательное возбуждение. Дополнительное введение 2 мл 0,01% раствора клофелина стабилизировали состояние больного. Гемодинамика стабильная. Двигательная активность отсутствует. На протяжении всего сеанса АД - 105/70 мм рт. ст., ЧСС - 82 уд/мин, ЧД - 20