Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Kaklyugin_N_V_Ot_gedonizma_k_alko_narko_i_sektam_Dlya_39_39_Narkologii.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
401.92 Кб
Скачать

Основные причины роста уровня алкоголизации и наркотизации современного общества

гедонизм и аномия.

С каждым годом все больше подтверждений тому факту, что во всей этой сложной системе механизмов вовлечения молодого поколения в потребление психоактивных веществ, ключевое слово – гедонизм. И проистекает он из ощущения бессмысленности своего существования. Если живем один раз и никакого другого смысла в этот факт не вложено, значить «жить нужно в кайф». Такая позиция определяет чувственные наслаждения как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводит к нему все многообразие моральных требований, завоевывая в молодежной среде все большую популярность. С учетом наблюдаемой в наши дни психологами, педагогами и социальными работниками прогрессирующей инфантилизации общества, связанной в том числе и с ежедневным многочасовым пребыванием подростков вместо реального живого коллектива в виртуальных социальных сетях, проблема приобретает масштаб национального бедствия.

Профессор кафедры синаптической фармакологии колледжа Линкольна в Оксфорде (Великобритания), один из ведущих нейрофизиологов мира Сьюзан Гринфилд с коллегами в 2011 году провела исследование и доказала, что социальные сети оказывают влияние на мозг детей и подростков, способствуя появлению эгоистичного и неспособного к эмпатии (сопереживанию), а также к концентрации внимания на постановке и выполнению целей и задач молодого поколения. По ее мнению, тот опыт, который дети переживают в социальных сетях, «лишен связной последовательности и долгосрочной значимости», что и приводит к «инфантилизации» поколения, склонного сделать из любого, даже рутинного события, яркую сенсацию и вызвать бурную реакцию у окружающих. Как указано в научном сообщении, при игре в компьютерную игру, основной упор делается на сам процесс и на волнение, которое испытывает игрок, результат игры не имеет особого значения. Такого рода деятельность приводит к игнорированию последствий своего поведения и сопоставима с поведением человека, больного игроманией. С точки зрения исследователей, те, кто активно используют виртуальные социальные сети, отчасти теряют ощущение, «где заканчиваются они сами и где начинается внешний мир». За счет быстро сменяющихся реакций на экране самосознание человека размывается, он теряет контроль над реальным миром, в котором живет здесь и сейчас. При этом необходимо понимать, что стремление к яркости переживаний вместе со сниженным чувством ответственности за свои поступки и сформированным в результате приобщения к сетевым играм в социальных сетях «стадным чувством» в противовес ослабленному чувству индивидуальности может привести в том числе и к первым пробам наркотиков, а впоследствии и к наркомании.

Обеспечить себя всеми удовольствиями жизни как можно быстрее и по возможности без особого напряжения – вот базовая потребность значительной части нового поколения российской молодежи как частного проявления общемировой тенденции. И чем шире их диапазон, чем они ярче, тем быстрее прогрессирует эта жажда острых ощущений. Гедонистический подход к жизни целенаправленно прививается молодому человеку через средства массовой информации, фильмы, музыку, публикации в социальных сетях, газетах и журналах, даже во всплывающей неожиданно рекламе на странице учебного сайта. Высокий уровень расходов на навязывание этого определенного, обеспечивающего обеспечивает высокий уровень продаж потребительских товаров и услуг, стиля поведения такой оправдан. Он приносит сверхприбыль разнообразным коммерческим фирмам, компаниям и корпорациям. Однако, такая позиция формирует у молодого поколения и потребительский подход к жизни в целом, наделяет возможностью в своих поступках руководствоваться исключительно собственными интересами и не считаться с мнением старших наставников, не признавая их таковыми. Формирует протестные настроения и стремление противопоставлять себя обществу, «выделяться из серой массы», в том числе за счет потребления допинга в виде алкоголя, наркотиков, секса, азартных игр, увлекаться мистическими религиозными культами вплоть до поклонения «Сатане» или «Антихристу».

Неслучайно в «горячие» 90-е в подростковой среде и у их более старших наставников по уличной жизни была очень популярна песня «Буду погибать молодым». Музыкальная композиция с таким названием звучала тогда со всех сторон и молодежь, словно следуя этому призыву, начала повально уходить в самоубийственное наркотическое пике. Этот припев стал не просто лозунгом, а стилем жизни целого поколения. Ее исполнитель, кстати говоря, долгое время потреблял различные наркотики, став жертвой собственного имиджа, и сегодня, с трудом восстановившись после затяжного «прыжка в никуда», пройдя длительную программу реабилитации, является приверженцем трезвого образа жизни. Ему удалось выжить и даже сохранить свой социальный статус. Многих, последовавших и следующих и сейчас прозвучавшим в той песне словам, уже нет в живых. И сколько продолжит массово погибать в пламени страстей, тех или иных формах зависимостей, если не переломить ситуацию коренным образом?... Вопрос, как говорится, требовал решения еще вчера.

Сегодня речь уже должна идти о психосоциальной и духовной реабилитации всего российского общества: тех семей, где рождаются и растут будущие алкоголики и наркоманы, сексоголики и игроманы, шопоголики и сектозависимые люди, где проживают дети с психологическими отклонениями, способные в будущем на участие в массовых беспорядках, избиение пожилых людей и даже на убийство своих учителей; тех преподавателей, в классах которых учатся потенциальные зависимые; тех представителей средств массовой информации, в чьи сферы интересов входит пропаганда противоестественных для нашего общества ценностей и толерантности ко греху во всех его проявлениях, культа безнравственности и гедонизма; тех медицинских работников, которые цинично наживаются на горе родственников попавших в капкан той или иной зависимости пациентов, зная, что своими действиями они лишь снимут физические «ломки», «пересадят» на другой психотропный препарат или отправят за «откат» в секту, не зная или даже не желая подсказать иного, более действенного пути; тех судей, определяющих больных людей на длительные сроки в тюрьмы; тех «правоохранителей», использующих болезни зависимости как средство для личного обогащения; тех общественных и политических деятелей, в том числе сотрудничающих с сектами, использующих эту проблему только как пиар для продвижения во власть; тех чиновников, государственных служащих, чьи действия по преодолению происходящих сегодня в нашем обществе деструктивных процессов являются в лучшем случае лишь профанацией, изображением некой активности, создающей видимость конструктивной работы, иллюзию, способствующую их продвижению по карьерной лестнице и росту доходов, в худшем – откровенно лоббирующих вследствие некой коррупционной составляющей интересы определенных общественных и религиозных группировок в стране и за ее пределами, немалая часть из которых является проводниками антироссийской политики наших зарубежных недоброжелателей.

Проводниками этой политики, к сожалению, становятся в первую очередь семьи, куда проник и активно размножился вирус гедонизма и где отсутствует духовно-нравственный иммунитет к нему. Где вседозволенность и потребительское отношение к жизни уничтожают последние остатки трезвого здравого взгляда на мир и желания быть нужным своему Отечеству и сопричастным к его дальнейшей судьбе в качестве сильного и надежного защитника. Жить только во имя себя и узкой группы приближенных по родству или той же секте людей. Для России такая позиция еще кажется редкой и не касающейся большинства семей. Но это не так. Она постепенно становится доминирующей в сознании многих миллионов молодых и уже не очень россиян. Обратившись к официальной статистике, можно констатировать, что российская семья не меньше других социальных институтов подверглась различного рода деформациям.

И это вполне объяснимо. Российское общество в целом переживает глубочайший духовно-нравственный кризис. Происходящие в России и в мире процессы расслоения общества составляют основу кризиса социальной сферы, который может быть обозначен термином «аномия». Аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон) – социально-психологическое понятие, обозначающее любые виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества. Термин был предложен французским социологом и философом, основателем французской социологической школы Эмилем Дюркгеймом в 1897-м году для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Состояние аномии обусловлено нравственным кризисом общества, противоречиями между провозглашаемыми целями и невозможностью их реализации для большинства людей в стране и, как правило, связано с практической изоляцией (одиночеством) человека от общества и разочарованностью его в жизни. Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет высокий уровень преступности среди низших социальных слоев. В такой ситуации неизбежно образуются субпопуляции людей с аддиктивным, зависимым поведением, темпы количественного роста которых обратно пропорциональны уровню нравственности.

Проявления аномии особенно заметны в трех сферах – сфере межличностных отношений, культурной и социальной. В обществе, с одной стороны, усиливаются взаимное недоверие, враждебность, соперничество, агрессивность и насилие, с другой – налицо тенденция к возникновению закрытых групп и появлению различных субкультур. В культурной сфере происходит ниспровержение традиционных культурных ценностей, изменение правил и принципов интерпретации событий, появление конфликтных систем ценностей, состояния культурного вакуума при отсутствии каких-либо видимых альтернатив.

Эмиль Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Роберт Мертон, один из наиболее ярких последователей Эмиля Дюркгейма, рассматривает девиантное, то есть отклоняющееся от нормы поведение, как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Так, если человек усердно трудится, его «американская мечта» в конце концов должна стать реальностью. Но что для русского человека значит эта самая «американская мечта», ведь в его базовой системе ценностей издревле заложены совершенно иные приоритеты, да и условия, в которые он поставлен изначально, кардинальным образом отличаются от тех, что созданы на Западе? При этом современные средства массовой информации, ориентированные на молодежную аудиторию, старательно прививают подрастающему поколению россиян, абсолютно несоответствующие их изначальному внутреннему мироощущению ценности, искажая истинный смысл установленных предыдущими поколениями нравственных законов.

Аналогичная информационная атака проводится и на семьи подростков. Основное проявление семейной аномии, отмечавшееся еще Эмилем Дюркгеймом – это нарушение равновесия внутрисемейных отношений, характеризующееся увеличением числа супружеских измен, ссор, разводов. Нередко им сопутствуют алкоголизация и наркотизация. Схемы «заражения» рискованным поведением при этом везде одинаковы. Саймон Блейк, глава британской благотворительной организации «Brook», консультирующей молодежь по проблемам сексуальной жизни и участвующей в описанном мной выше недавнем европейском социологическом исследовании, указал, что «когда дело доходит до наркотиков и алкоголя, молодежь учится у нас, взрослых, - мы определяем ту культуру, в которой они узнают и о сексе, и об алкоголе и наркотиках».

Ситуация серьезно усугубляется и внутрисемейной аномией. Характерной особенностью этого явления служат нарушения внутрисемейного статуса членов семьи, часто приводящие к деформациям и разрыву семейных отношений. Одним из главных проявлений аномического семейного дисбаланса служит так называемое «изменение детерминанты власти». Если раньше лидирующее положение в семье занимал мужчина, то сегодня женщина не только больше не зависит от него в экономическом плане, но нередко именно ее труд является основным источником дохода. Традиционный русский стереотип восприятия мужа как главы семьи, основного ее кормильца оказывается вывернутым наизнанку, не только лишая мужчину его привычного семейного статуса, но и ставя под сомнение его авторитет, подвергая критике наиболее ценное для него качество – мужественность. Как отмечают некоторые эксперты-социологи, авторитет мужа существенно подрывается как в глазах жены (часто оказывающей на него психологическое давление), так и детей, отнюдь не способствуя их гармоничной социализации. Нередки случаи, когда главным источником дохода являются пенсии пожилых членов семьи. Такие ситуации характерны для социально неблагополучных, неполных семей. Часто именно в дисбалансе семейных статусов коренятся причины семейных ссор, разводов, роста числа неполных семей, алкоголизма, наркомании и токсикомании, самоубийств.

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». С этими словами из Евангелия от Матфея невозможно не согласиться.

Писатель Сергей Баймухаметов в своей книге, одной из лучших в жанре приближенного к документальному повествования, «Сны золотые. Исповеди наркоманов» пишет: «Нынешние мерзкие, грязные, подлые и способные на все привокзальные и прочие беспризорники – наши дети. И если они – монстры, то в немалой степени потому, что мы сами – уроды». Достаточно жесткое отражение ситуации, но именно так это по сути и есть. Больные семья и общество плодят больных детей. Которые потом вырастают, создают свои еще более больные, чем в прежнем поколении, семьи и тоже плодят детей. В еще большей степени больных. В рамках какой культурной и религиозной традиции воспитывать свое продолжение рода им совсем неведомо. В итоге из поколения в поколение в нашем обществе возрастает степень морально-нравственной, духовной деградации и частота психологических и психических отклонений. Здесь алкоголизм, наркомания и токсикомания – лишь одни из многих проявлений становящейся чрезвычайно деструктивной современной социальной среды. Зависимое поведение – ключевой термин, определяющий стремление человека войти в измененное состояние сознания при помощи различных химических агентов, ряда психотехник, групповых технологий воздействия на личность.

Группу риска здесь составляют в первую очередь лица с уже сформированной зависимостью, будь она химической (алкоголь, наркотики, медицинские препараты, растворители и т.п.) или нехимической (игровые автоматы, компьютерные игры, социальные сети и т.п.). Все это и есть зависимое поведение. Поведение, которое приводит к психосоциальной дезадаптации человека. И в случае формирования у зависимого лица мотивации на изменение данного патологического стереотипа поведения, на первый план выходят экзистенциальные, смысловые конструкции, способствующие формированию устойчивого навыка трезвого, а значит, и здорового образа жизни.

Психологическое здоровье и возможность психических расстройств экзистенциальная психотерапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Джеймсу Бьюдженталю (1915-2008), американскому психологу и психотерапевту, одному из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т.е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течение жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степени выраженных расстройств психики, в частности, алкоголизма и наркомании. Они нуждаются в помощи и они ищут ее, нередко попадая в руки к мошенникам, выдающим себя за профессионалов в сере лечения и социальной реабилитации попавших в сети зависимости людей.