Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Экспериментально_псих_исслед_псих

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
5.55 Mб
Скачать

В. М. БЛЕЙХЕР

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО­

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПСИХИЧЕСКИ

БОЛЬНЫХ

ТАШ КЕНТ-1971

В книге излагаются основные принципы эксперимен­ тально-психологического исследования психически боль­ ных, описываются наиболее часто употребляющиеся для этого экспериментально-психологические методики, со­ общаются сведения об особенностях, обнаруживаемых при исследовании больных шизофренией, олигофренией, эпилепсией, церебральным атеросклерозом, старческими психозами. Указано значение результатов исследования для решения дифференциально-диагностических вопро­ сов и в практике психиатрической экспертизы. В прило­ жении приведены образцы необходимых для исследова­ ния таблиц и бланков.

Книга предназначена для практических врачей-психи- атров, невропатологов, нейрохирургов, для психологов, работающих в патопсихологических лабораториях пси­ хиатрических больниц, а также может служить учебным пособием для студентов, изучающих психиатрию и меди­ цинскую психологию.

617.9 Ь 68

Блейхер В. М.

Экспериментально-психологическое исследование психически больных. Т., «Медицина», 1970.

176 с. с илл., табл.

5-3-12

37—70

Светлой памяти отца, погибшего на фронте Велжой Отечественной войны, посвящаю.

ВВЕДЕНИЕ

Психология и психиатрия — близкие науки, в своем развитии взаимно обогащающие друг друга. Психиатрия, будучи клинической наукой, использует достижения психологии. В то же время психиатрия (психопатология) предоставляет психологам материал для исследования психической деятельности не только в развитии, но и в распаде, при многообразных ее нарушениях.

О значении психологии для медицины, в частности для изучения деятельности головного мозга, писали И. М. Сеченов и И. П. Павлов. И. М. Сеченов положил начало материалистической разработке физиологических основ психологии в России, наметил пути объективного исследования психической деятельности и при этом уде­ лял значительное внимание роли экспериментально­ психологического метода исследования. И. П. Павлов, полемизируя с психологами-идеалистами, показал необ­ ходимость тесной связи психологии с физиологией выс­ шей нервной деятельности.

На стыке медицины и психологии возник ряд погра­ ничных отраслей знаний, объединяемых понятием меди­ цинской психологии. Одной из них является патопсихо­ логия, изучающая расстройства психической деятель­ ности психологическими методами. К патопсихологии близка и нейропсихология, объектом изучения которой служат неврологические заболевания, характеризующие­ ся преимущественно локальноочаговым поражением го­ ловного мозга.

В патопсихологии выделяется такая ее область, как экспериментальная патопсихология, использующая экс­ периментально-психологические методы исследования. Психологический эксперимент существенно отличается

3

от других видов эксперимента, например, в физиологии, биохимии, , микробиологии. Психологический экспери­ мент — это искусственное создание условий, выявляю­ щих те или иные особенности психической деятельности человека. Для него характерно вызывание психических процессов в строго определенных, учитываемых исследо­ вателем условиях и возможность изменения течения этих процессов по заранее намеченному плану.

Можно выделить два вида экспериментально-психо­ логических исследований. Первый характеризуется на­ правленностью на решение сугубо теоретических вопро­ сов, второй призван решать вопросы клинико-практиче­ ского значения. А. Р. Лурия (1962) указывает сущест­ венную разницу между этими видами исследования: при решении определенной теоретической проблемы психолог выделяет и ставит в центре своего внимания какой-либо один процесс, изучаемый им в специально созданных ус­ ловиях (при этом исследователь отвлекается от других процессов). Примером* такого исследования может слу­ жить изучение памяти при церебральном атеросклерозе, опознания зрительных образов больными шизофренией и т. п.

При клинико-психологическом исследовании больно­ го, проводимом с диагностической или экспертной целью, обследующий не выделяет заранее какой-либо один про­ цесс в качестве основного объекта изучения. Уже в про­ цессе исследования он выделяет те или иные нарушения психической деятельности, требующие особого внимания и изучения и, ориентируясь на них, проводит опыт в дальнейшем. Кроме того, разница этих двух видов ис­ следования, по А. Р. Лурия, заключается в сроках их проведения. Если эксперимент, преследующий сугубо теоретическую, исследовательскую цель, может длиться большое время и состоять из многочисленной серии опы­ тов, то клинико-психологическое исследование, имеющее в первую очередь практическое значение, обычно сводит­ ся к двум-трем сеансам длительностью до часа. Особенно лимитирована продолжительность исследования боль­ ных с органическими заболеваниями головного мозга, обнаруживающих повышенную истощаемость.

Экспериментально-психологическое исследование яв­ ляется составной частью клинико-психопатологического исследования.

4

В психиатрической клинике экспериментально-психо­ логическое исследование преследует следующие цели:

1.Получение данных, необходимых для диагностики. Они носят вспомогательный характер, и ценность их об­ наруживается лишь в сопоставлении с данными клини­ ческого наблюдения и в ряде случаев с результатами дру­ гих исследований (пневмоэнцефалография, электроэнце­ фалография) . Нередко экспериментально-психологиче­ ское исследование способствует раннему выявлению симптомов заболевания и устанавливает их своеобра­ зие. В этих случаях благодаря экспериментально-психо- логическому исследованию становится возможной более ранняя диагностика психического заболевания. Это осо­ бенно относится к случаям, если необходимо дифферен­ цировать сосудистую, опухолевую или атрофическую природу органического поражения головного мозга, при этом существенную помощь оказывают исследования ре­ чи, гнозиса и праксиса.

2.Получение объективного показателя течения бо­

лезни путем многократно проводимых в процессе лече­ ния экспериментально-психологических исследований, свидетельствующих об эффективности проводимой тера­ пии, а также характеризующих особенности наступления ремиссии и структуру отмечающегося при этом психиче­ ского дефекта. Другими словами изучаются особенности механизма воздействия лечебного средства на психоз. Такого рода исследование свидетельствует не только об эффективности лечебного средства, но и о характере его воздействия, например, является ли это средство симп­ томатическим или патогенетическим.

3. Изучение характера психического дефекта, степе­ ни его выраженности, обратимости может быть исполь­ зовано для решения вопросов психиатрической экспер­ тизы — судебной, военной и трудовой.

Психологические исследования проводятся для анали­ за еще недостаточно изученных психопатологических проявлений тех или иных психических заболеваний.

Для проведения экспериментально-психологического исследования необходимо выполнение ряда условий.

Желательно проводить исследование в обстановке специальной лаборатории. Комната лаборатории должна отвечать оптимальным гигиеническим требованиям: быть изолированной от шума, хорошо (но не слишком ярко)

5

освещена, снабженной лишь необходимой мебелью и оборудованием. В лаборатории не должно быть ничего лишнего, что бы отвлекало внимание обследуемого. Обои или окраска стен не должны быть яркими.

Повторные исследования следует производить в этом же помещении: этим обеспечивается постоянство усло­

вий.

Одним из условий успешного проведения исследова­ ния является состояние обследуемого. Перед исследова­ нием необходимо убедиться в отсутствии каких-либо интеркуррентных соматических заболеваний. Нежела­ тельно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, при чувстве голода или, на­ оборот, непосредственно после еды. Повторные исследо­ вания желательно производить в то же время, что и первичные.

Еще более существенно психическое состояние обсле­ дуемого перед проведением исследования. В данном случае следует учитывать отношение обследуемого к факту исследования его психической деятельности. По­ нятно, что выполнение заданий в психологическом экс­ перименте будет зависеть в значительной степени от установки обследуемого. Так, обследуемый, диссимули­ рующий свою болезненную симптоматику, будет старать­ ся как можно лучше выполнить задания. Другое дело при аггравации.

Мы привели только два полярно противоположных примера различного поведения обследуемого, тогда как существует множество особенностей его психического состояния, накладывающих свой отпечаток на результа­ ты исследования. Больной может быть взволнован пред­ шествовавшим исследованию свиданием с близкими, ссорой с соседом по палате, недоволен тем, что для ис­ следования он должен был оставить какое-то приятное ему занятие и т. д. Для того чтобы избежать артефактов исследования, привносимых недостаточной оценкой психического состояния, обследующий должен охаракте­ ризовать его (отметив это в протоколе опыта) и срав­ нить это состояние больного с данными истории болезни, выявляя их соответствие или диссонанс. Существенно для этого и повторное проведение исследования, позво­ ляющее сравнить состояние больного в разные дни и получаемые при этом результаты.

6

Перед началом исследования следует уточнить по­ ставленную перед обследующим задачу и построить пред­ положительный план эксперимента. То обстоятельство, что патопсихологическое исследование является одним из компонентов клинического обследования больного, дела­ ет необходимой компетентность обследующего в вопро­ сах психиатрии и психологии. Либо это психиатр, знако­ мый с основными положениями общей психологии и изу­ чивший патопсихологию, либо это психолог, овладевший психиатрическими знаниями.

Исследованию предшествует детальное ознакомление с историей болезни, что позволяет обследующему уточ;- нить поставленную перед ним клиницистами задачу и наметить предварительный план исследования — выбор методик, очередность их применения. Исследованию с помощью методик обычно предшествует беседа с боль­ ным. Ее можно начать с уточнения паспортных данных, а затем перейти к выяснению состояния сознания боль­ ного, памяти, внимания. Определяется ориентировка его во времени, месте и собственной личности, как хорошо помнит он даты собственной жизни и исторические. Обязательно следует выяснить, если предполагаются амнестические расстройства, как сам больной оцени­ вает свою память. В беседе определяется наличие или отсутствие осознания болезни, позиция больного к поме­ щению в психиатрическую больницу и к проведению патопсихологического исследования. Иногда беседа с больным существенно влияет на ход дальнейшего иссле­ дования, придает ему специальную направленность. В беседе с больным выясняются и особенности его лично­ сти до заболевания, его культурный и образовательный уровень.

Лишь после беседы переходят к самому исследова­ нию. Выполнению задания по каждой методике пред­ шествует инструкция обследующего. Инструкция долж­ на быть точно сформулирована, совершенно исключается возможность ее двоякого понимания. При необходимости инструкция может содержать элементы подсказки, об­ легчающие выполнение задания. Только убедившись в том, что инструкция понята больным, можно приступать к самому исследованию. Существует множество экспе­

7

риментально-психологических методик*, и, разумеется, нет смысла их все применять для исследования одного больного. Обычно ограничиваются серией из б — 10 ме­ тодик. Однако обследующий должен владеть как можно большим количеством методик и их вариантов. Это по­ зволяет йолучить более достоверные результаты при ис­ следовании. Большинство экспериментально-психологи­ ческих методик обладает относительно широким диапа­ зоном. Нельзя ограниченно исследовать только память, внимание или мышление. Примером этого может слу­ жить методика пиктограмм — наряду с опосредованным запоминанием исследование этой методикой выявляет особенности течения ассоциативного процесса, эмоцио­ нальности. С другой стороны, существуют группы мето­ дик, имеющие общую направленность,— особенности течения ассоциаций обнаруживаются при исследовании методиками классификации, исключения, в ассоциатив­ ном эксперименте и пиктограммах.

Один и тот же психический дефект обнаруживается при исследовании различных проявлений психической деятельности обследуемого. Так, эмоциональное упло­ щение может выступить при исследовании столь раз­ личными методиками, как проба на запоминание, пикто­ граммы, определение уровня притязаний. Истощаемость определяется при исследовании таблицами Шульте, Крепелина, в корректурной пробе, при образовании анало­ гий и т. д.

Таким образом, имеются два принципа подбора экс­ периментально-психологических методик. Это, во-первых, сочетание методик, позволяющее более полно и всесто­ ронне исследовать какие-либо проявления психической деятельности, например, при исследовании памяти — про­ бы на заучивание искусственных звукосочетаний, слов и пар слов (ассоциативная память). Во-вторых, сочетание близких по направленности методик, позволяющее су­ дить о достоверности, надежности полученных данных. Желательно подтверждение данных, получаемых при ис­ следовании одной методикой, результатами применения других патопсихологических методов.

* С. Я- Рубинштейн. Методики экспериментальной патопсихо­ логии. М., 1962. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.

8

В выборе методик экспериментально-психологическо­ го исследования могут играть существенную роль и сле­

дующие обстоятельства:

1. Цель исследования — дифференциальная диагно­ стика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии. Там, где предполагается шизо­ френический процесс, методики исследования оказыва­ ются другими, чем при исследовании больного эпилепси­ ей с целью установления выраженности интеллектуаль- но-мнестических расстройств. Для многократных исследований в ходе лечения избираются методики, располагающие значительным количеством равных по трудности вариантов заданий.

2.Образование больного и его жизненный опыт; на­ пример, обследуемому с начальным образованием не стоит давать задания по методике образования сложных аналогий.

3.Особенности контакта с больным. Так, нередко

приходится обследовать больных с нарушением деятель­ ности слухового или зрительного анализатора. Соответ­ ственно при глухоте максимально используются зада­ ния, отличающиеся зрительным восприятием. Даже в пробе на запоминание слова не зачитываются, а предъ­ являются в письменном виде. При плохом зрении, на­ оборот, все методики варьируются для слухового воспри­ ятия.

В процессе исследования методики обычно распола­ гают по возрастающей сложности — от более простых к сложным. Исключение составляет исследование лиц, от которых ожидают аггравации или симуляции. В этих случаях иногда более трудные задания выполняются правильно, а следующие за ними относительно более простые решаются нарочито неверно. Эта же особенность характерна и для состояний псевдодеменции, когда ус­ пешно выполняются более сложные задания и нелепо — простые (А. М. Шуберт, 1957).

Большинство экспериментально-психологических ме­ тодик отличается простотою. Изготовление необходимых для их проведения вспомогательных таблиц крайне не­ сложно. Как указывал в свое время Binet, для проведе­ ния экспериментально-психологического исследования требуется лишь перо, немного бумаги и много терпения.

9

Подтверждением этого может служить исследование такими патопсихологическими методиками, как исключен ние (словесное), пиктограммы, образование аналогий, числовой ряд. Однако в словах Binet содержится указа­ ние и на такое неотъемлемое условие проведения экспе­ римента, как тщательное протоколирование. В протокол опыта заносятся все суждения больного, а также слова обследующего в процессе исследования. Иногда, про­ сматривая после исследования протокол, можно найти в нем указания на своеобразные изменения мышления, которые прошли незамеченными во время самого иссле­ дования. Особенно важно точно регистрировать рассуж­ дения обследуемого по поводу решения предложенных ему заданий. Мотивировка решений дает больше мате­ риала для выводов, чем одна лишь регистрация. Ведение протокола, кроме того, позволяет иллюстрировать за­ ключение обследующего конкретными фактами и впо­ следствии проводить обобщения, анализируя данные ис­ следований групп больных.

Обычно экспериментально-психологические^. исследо­ вания психически больных производятся без какой-либо сложной аппаратуры, и это существенно уменьшает ту искусственность, которая возникает при применении в лаборатории специального оборудования, сложных устройств, и приближает исследование к естественному эксперименту. По определению А. Ф. Лазурского (1925), естественный эксперимент — это «попытка совместить произвольное вмешательство в психическую жизнь че­ ловека (являющееся характерным признаком всякого эксперимента) с сравнительно простой и естественной об­ становкой опыта» («Психология общая и эксперимен­ тальная», Л., 1925, сТр. 43).

В процессе опыта обследующий должен .сохранять невозмутимость. Допускаемые больным ошибочные суж­ дения могут анализироваться в беседе с ним, однако, при этом сохраняется бесстрастный тон. Иногда обследую­ щий помогает больному выполнить задание — наводя­ щими вопросами, подсказыванием, одобрением или не­ одобрением отдельных его суждений, показом решения аналогичных заданий. При этом представляет интерес эффективность помощи, возможность коррекции допу­ щенных ошибочных суждений.

В процессе экспериментально-психологического ис­

10