Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
12.08 Mб
Скачать

11

Vena magna cerebri

Vv. cerebri

Incisura tentorii

superiores

 

Sinus rectus

 

Confluens

 

sinuum

 

Sinus transversus

Vv. cerebri inferiores

Tentorium cerebelli

Sinus sigmoideus

Bulbus superior v. jugularis internae Sinus petrosus superior dexter

Plexux basilaris

Sinus cavernosus

Sinus petrosus superior sinister

Sinus petrosus inferior

Falx cerebri

Sinus sagittalis superior

Sinus sagittalis inferior

Infundibulum

A. carotis interna

N. opticus

Crista galli

Sinus intercavernosus

Dorsum sellae

Sinus Sinus sphenoparietalis

intercavernosus

Vv. cerebri media superficiales

Diaphragma sellae

Рис. 3. Твердая оболочка головного мозга, dura mater encephali. Вид справа и сверху (Синельников Р.Д., Синельников Я. Р., 1994)

12

Сосуды pia mater

Arachnoidea mater encephali

A. cerebri anterior

(частично удалена)

Fornix

Cortex

Plexus choroideus

Septum pellucidum

Genu corporis callosi

Thalamus

 

 

Aditus ad

 

 

aqueductum cerebri

 

 

A. cerebri anterior

 

 

Cisterna chiasmatis

N. opticus

Cisterna fossae

 

 

Cisterna

lateralis cerebri

 

cerebellomedullaris

A. carotis interna

Hypohpysis

N. oculomotorius

A. basilaris (перерезана)

Pons

Medulla oblongata

Splenium corporis callosi

V. magna cerebri

Fissura transversa cerebri

Lamina tecti

Pendunculus

cerebri

Ventriculus

quartus

Cerebellum

Arachnoidea mater encephali

Cisterna cerebellomedullaris

Рис. 4. Паутинная и мягкая оболочки головного мозга, arahnoidea et pia mater encephali (Синельников Р. Д., Синельников Я. Р., 1994)

13

Medulla spinalis

A. spinalis posterior

Pia mater spinalis

Arachnoidea mater spinalis

Ganglion spinale

Lig. flavum

Processus transversus

Processus spinosus

Cavitas epiduralis

Corpus vertebrae

Dura mater spinalis (частично удалена)

Arachnoidea mater spinalis (частично удалена)

Radix ventralis

Radix dorsalis

Cavitas subarachnoidea

N. spinalis

Pedunculus arcus vertebralis (дуга позвоночника удалена)

Dura mater spinalis

Processus articularis superior

Plexus venosus vertebralis internus (posterior)

Arcus vertebrae

Рис. 5. Оболочки спинного мозга, meninges medullae spinalis

(Синельников Р. Д., Синельников Я. Р., 1994)

14

Dura mater spinalis

Plexus venosus vertebralis interni (posterior)

Lig. flavum

Septum cervicale intermedium

Arcus vertebrae

Substantia grisea

Medulla spinalis

Lig. denticulatum

Radix ventralis

Processus spinosus Cavitas subarachnoidea

Arachnoidea mater spinalis

Pia mater spinalis

A. spinalis posterior Substantia alba

Radix dorsalis Cavitas epiduralis

A. vertebralis

Ganglion spinale

Truncus n. spinalis

R. spinalis

R. communacans

Lig. longitudinale posterius

Cavitas subarachnoidea Lig. longitudinale anterius Corpus vertebrae

R. dorsalis

N. spinalis

 

R. ventralis

Vv. vertebrales

 

Ganglion trunci

 

sympathici

R. interganglionalis

Plexus venosus vertebralis interni (anterior)

A. spinalis anterior

Рис. 6. Оболочки спинного мозга, meninges medullae spinalis

(Синельников Р. Д., Синельников Я. Р., 1994)

МЕНИНГИТЫ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛИНИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ)

Менингит (meningitis, ед. ч.; греч. meninx, meningos — мозговая оболочка + -itis) — воспаление оболочек головного и спинного мозга. Может протекать в форме лептоменингита (воспаление мягкой и паутинной оболочек), арахноидита (изолированное воспаление паутинной оболочки, встречается редко) и пахименингита (воспаление твердой мозговой оболочки). Воспалительные изменения при менингитах наблюдаются не только в мягкой и паутинной оболочках головного и спинного мозга, но и в эпендиме и сосудистых сплетениях желудочков головного мозга, что сопровождается гиперпродукцией цереброспинальной жидкости. В воспалительный процесс могут вовлекаться подоболочечные структуры мозга (менингоэнцефалит).

Менингиты классифицируют по этиологии (бактериальный, вирусный, травматический, послеоперационный и др.), по характеру воспалительного процесса (гнойный, серозный), по патогенетическим особенностям (первичный и вторичный). В зависимости от клинического течения болезни различают острые, подострые и хронические менингиты. По преимущественной локализации — церебральный и спинной.

Патогенез, клиническое течение. Возбудители менингита проникают в мозговые оболочки различными путями. Гематогенный путь может быть генерализованным (при наличии бактериемии или вирусемии) или регионарно-сосудистым, если первичный очаг инфекции расположен в области головы и сосуды, снабжающие его, связаны с сосудами оболочек мозга. Возможен лимфогенный путь, контактный — воспалительный очаг соприкасается с мозговыми оболочками (гнойный отит, мастоидит, фронтит, абсцесс мозга, тромбоз мозговых синусов), при открытой черепно-мозговой и позвоночно-спинномоз- говой травме.

Менингитом болеют люди различного возраста, преимущественно дети, что связано с недостаточным развитием иммунитета и несовер-

16

шенством гематоэнцефалического барьера (механизма, препятствующего развитию в центральной нервной системе воспалительного процесса). Значительную роль в развитии менингитов играют предрасполагающие факторы (травма черепа и позвоночника, различные инфекционные заболевания). Из первичного очага инфекция попадает в кровь, минуя печень, и далее в центральную нервную систему, где происходит обсеменение мягких мозговых оболочек головного и спинного мозга. Воспалительный процесс захватывает обычно мягкую и паутинную оболочки, распространяется на твердую мозговую оболочку, корешки спинномозговых и черепно-мозговых нервов, на поверхностные отделы мозга. Жидкость обычно располагается в бороздах мозга, но при значительном ее количестве пропитывает оболочки сплошь и скапливается на основании мозга. Вследствие отека масса и объем мозга увеличиваются, что может привести к вклинению миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие, сдавлению продолговатого мозга и смерти больного от паралича дыхательного центра. Воспалительная жидкость подвергается фагоцитозу. Воспаление нередко сопровождается нарушением проходимости путей спинномозговой жидкости, что приводит к развитию окклюзионной гидроцефалии. Микроорганизмы и их токсины нарушают функции многих органов и систем организма с последующим развитием острой надпочечниковой, почечной, сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, а также способствуют развитию синдрома токсического шока. Липополисахариды нарушают микроциркуляцию и поражают сосуды. В патогенезе менингитов большое значение имеют нарушения реактивности организма, нервной системы и целостности гематоэнцефалического барьера.

Клиническая картина всех форм менингитов характеризуется прежде всего развитием менингеальных синдромов, для которых характерны головная боль (часто сочетающаяся с рвотой), гиперестезия кожи, специфическая менингеальная поза, ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского, симптом посадки. У детей раннего возраста — симптом Лесажа. Головная боль сильная, часто невыносимая, распирающая, диффузная или (в начале болезни) локализованная в лобной и затылочной областях, усиливается при перемене положения головы, кашле, натуживании, действии световых, звуковых и других раздражителей (светобоязнь, гиперакузия). Рвота при менингитах не связана с приемом пищи, она возникает внезапно, «фонтаном». Положение больных обычно на боку, голова запрокину-

17

та, руки прижаты к груди, ноги притянуты к животу, который ладьевидно втянут. Ригидность затылочных мышц выявляется в положении больного на спине с выпрямленными ногами, что не позволяет согнуть голову и привести к груди подбородок. В этом же положении определяется верхний симптом Брудзинского: при сгибании головы ноги больного сгибаются в тазобедренных и коленных суставах и подтягиваются к животу. Симптом Кернига — невозможность полностью разогнуть ногу в коленном суставе, предварительно согнутую под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах. При исследовании симптома Кернига на одной стороне другая нога может одновременно сгибаться в тазобедренном и коленном суставах — нижний симптом Брудзинского. Важный симптом — выбухание большого родничка и прекращение его пульсации. Появление очаговых симптомов свидетельствует о вовлечении в патологический процесс вещества мозга или корешков черепных и спинномозговых нервов. Нередко отмечается повышение или угнетение сухожильных и периостальных рефлексов, патологические рефлексы Бабинского (рис. 7), Оппенгейма (рис. 8), Гордона, Россолимо (рис. 9), клонусы стоп. Нарушение сознания в виде вялости, легкой оглушенности вплоть до комы указывает на тяжелое, осложненное течение болезни. Часто наблюдаются судорожный синдром, психомоторное возбуждение, бред, дезориентация, делириозные расстройства, галлюцинации.

Тяжелая интоксикация часто приводит к циркуляторным, водно-солевым и гормональным нарушениям. Отмечаются бледность кожного покрова, синюшность носогубного треугольника, одышка

Рис. 7. Симптом Бабинского определяется путем раздражения тупым предметом наружного края подошвы от пятки к пальцам. Симптом положителен — наступает разгибание большого пальца стопы, другие пальцы в это время сгибаются

и расходятся веером (Шелагуров А. А., 1964)

18

Рис. 8. Симптом Оппенгейма —

Рис. 9. Симптом Россолимо —

скользящее движение сверху вниз

определяется путем отрывистого удара

с нажимом по внутренней поверхности

по пальцам стопы со стороны подош-

голени вдоль гребня большеберцовой

вы. Пальцы полусогнуты. Происходит

кости. Эффект такой же,

сгибательное движение пальцев

как при симптоме Бабинского

(Шелагуров А. А., 1964)

(Шелагуров А. А., 1964)

 

с участием вспомогательной мускулатуры. Пульс частый, позже развивается относительная брадикардия. Тоны сердца приглушены. Артериальное давление при тяжелом течении низкое. Аппетит снижен, беспокоит жажда, рвота. Отказ от приема жидкости является прогностически неблагоприятным признаком. В моче — белок, цилиндры и другие изменения. Менингеальный синдром связан с раздражением и воспалением мозговых оболочек, который клинически проявляется комплексом общемозговых менингеальных симптомов: головная боль, головокружение, звуко- и светобоязнь.

Головная боль возникает также в результате воздействия токсичных веществ и повышения внутричерепного давления. У большинства больных отмечается общая повышенная чувствительность — зрительная, звуковая, тактильная. Повышенная чувствительность развивается вследствие раздражения задних корешков, клеток спинномозговых узлов, рецепторов мозговых оболочек, что связано со снижением чувствительности к различным раздражителям. Даже легкое прикосновение к пациенту вызывает усиление боли. Больные обычно лежат, отвернувшись к стене и накрыв голову одеялом. Дети грудного воз-

19

раста беспокойны, резко возбуждаются от любого прикосновения, часто вскрикивают. Одним из первых симптомов менингитов являются судороги, которые имеют тенденцию к повторению. Начало болезни у взрослых и детей старшего возраста с судорожным подергиванием считается неблагоприятным признаком.

Менингеальные симптомы появляются чаще всего на 2–3-й день от начала заболевания или даже с первого дня.

Отдельную группу составляют симптомы, основанные на усилении болевых ощущений. Больные испытывают боль:

при надавливании на глазные яблоки через закрытые веки (симптом Лобзина);

при надавливании на переднюю стенку наружного слухового прохода изнутри (симптом Менделя);

при надавливании на точки выхода различных нервов;

при постукивании по скуловой дуге, что приводит к сокращению мимической мускулатуры (симптом Бехтерева);

при постукивании черепа (симптом Пулатова).

Характерна поза ребенка — голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу (поза «легавой собаки»). При локализации патологического процесса на основании мозга поражаются черепно-мозговые нервы, что клинически проявляется снижением зрения, нистагмом, двоением в глазах, птозом, косоглазием, снижением слуха, парезом мимической мускулатуры и др. При вовлечении в процесс вещества головного мозга появляются симптомы очаговой неврологической симптоматики в виде парезов и параличей. В первые дни от начала болезни преобладают процессы возбуждения, которые могут нарастать и сопровождаются двигательным беспокойством и галлюцинациями или сменяются вялостью, оглушенностью, вплоть до развития коматозного состояния.

Диагноз может быть поставлен на основании характерной клинической картины, однако решающее значение для подтверждения диагноза и установления этиологии менингитов имеет исследование цереброспинальной жидкости (ЦСЖ). Давление ЦСЖ в большинстве случаев повышено. При гнойном менингите она мутная, при серозном — прозрачная и опалесцирующая. Плеоцитоз при гнойном менингите преимущественно нейтрофильный, количество лейкоцитов достигает нескольких тысяч в 1 мкл, при серозном менингите преобладают лимфоциты (несколько сотен, реже до 1000 и больше в 1 мкл). В ранние сроки болезни плеоцитоз при гнойном менингите может

20

быть невысоким, с преобладанием лимфоцитов, а при серозном менингите — нейтрофилов. Содержание в ней белка при серозном менингите может быть пониженным, нормальным или незначительно повышенным (за исключением туберкулезного менингита), при гнойном менингите чаще повышено, реже нормальное. Содержание сахара при бактериальных менингитах, особенно туберкулезном, понижено; при вирусных — в норме или повышено, а содержание хлора понижено при гнойном менингите. При постановке диагноза большое значение имеет обнаружение в ЦСЖ возбудителей менингита, их антигенов или антител против них. При бактериальных менингитах, как правило, резко положительны осадочные пробы Панди и Нонне–Апельта.

В крови при гнойных менингитах отмечается нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, увеличенная СОЭ. При серозном менингите изменения менее характерны, возможны лейкопения, лимфоцитоз.