Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

социология

.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.03.2015
Размер:
43.21 Кб
Скачать

В совершенствовании работы с обращениями граждан важное место отводится электронным и печатным средствам массовой информации. С участием Губернатора края ежемесячно выходят телерадиопрограммы, пользующиеся большой популярностью у населения. В прямом эфире Губернатор не только информирует жителей о деятельности Правительства Ставропольского края и значимых событиях в общественно-политической жизни региона, но и отвечает на многие вопросы граждан.

Однако следует учитывать, что даже детально проработанные законы субъектов Российской Федерации не смогут обеспечить полноценного соблюдения прав граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Не в последнюю очередь это связано с тем, что действие законов субъектов Федерации не может в полной мере распространяться на федеральные органы государственной власти. Поэтому необходимо скорейшее принятие федерального закона, в котором был бы в полной мере урегулирован порядок получения информации о решениях органов власти всех уровней. При этом законами субъектов Российской Федерации должны устанавливаться дополнительные гарантии на получение информации о решениях органов публичной власти.

Задача создания информационной открытости в работе государственных органов, а также гарантий предоставления информации для граждан была поставлена Президентом Российской Федерации еще в 2002 г. в его послании Федеральному Собранию в качестве одного из приоритетных направлений законотворческой деятельности парламента Президент особо отметил необходимость принятия специального федерального закона с закреплением в нем четкого перечня информации, которую государственные органы обязаны сделать публично доступной, что стимулирует, по мнению главы государства, развитие гражданского общества и формирование цивилизованной предпринимательской среды.

Информационная открытость власти связана с проблемой информационной безопасности, что получило выражение в доктрине информационной безопасности РФ, которая была одобрена Правительством и утверждена указом Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Она раскрывает концепцию национальных интересов России в информационной сфере.

Информационная безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Информационная сфера представляет собой совокупность субъектов информационной сферы, информации, информационной инфраструктуры, системы сбора, формирования, обработки, распространения и использования информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере определяются, прежде всего, исходя из следующего:

- информационная сфера играет ключевую роль в реализации многих конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики Российской Федерации и мировой экономики в целом;

- жизнедеятельность человеческого общества во все большей степени зависит от информационной сферы, которая, в связи с этим, все активней используется отдельными государствами, международными и национальными террористическими и преступными группами для оказания «силового» давления на государственную политику тех или иных стран.

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Помимо национальной доктрины и федерального закона в сфере информационной открытости органов публичной власти, необходимо также скорейшее принятие федерального закона об обращениях в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральный закон «Об обращениях граждан» был принят Государственной думой 3 декабря 1999 г. (повторно, после отклонения его Советом Федерации), но не был подписан Президентом Российской Федерации. Кроме того, следует учитывать положения указа Президента Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции от 4 марта 1980 г., с изменениями и дополнениями от 2 февраля 1988 г.). Однако многие нормы данного указа в настоящее время устарели и не могут обеспечить полноценного регулирования соответствующих отношений.

Роль института обращений граждан в органы власти огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Наряду с судебной защитой, защита административная, проявляющаяся в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина и принятии ими соответствующих мер, есть важнейшее средство охраны человека, его прав и свобод. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. Посредством обращений гражданин может воздействовать на принятие политических решений органами государственной власти, внося свой вклад в выработку государственной политики в различных областях жизни. И, в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи между государственной властью и гражданским обществом, выражение реакции народа, масс на политические решения, принимаемые в государстве. В условиях демократического государства и общества отработанные механизмы обратной связи чрезвычайно необходимы, и, в первую очередь, самой власти. Кроме того, обращения граждан часто могут вскрыть некую ещё не замеченную проблему, возможно, указать пути её разрешения, и способствовать, таким образом, совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом.

Практика и опыт многих десятилетий показали, что главной целью, которую ставит гражданин, обращаясь с жалобой, является защита нарушенных прав человека (прежде всего самого себя), устранение препятствий для осуществления гражданином его прав и свобод и т. д. Лишь опосредованно, в ходе борьбы за свои права гражданин одновременно участвует и в управлении делами общества и государства, а точнее в деятельности по укреплению законности. Любой человек, обращаясь с жалобой с целью защитить нарушенные права, тем самым доводит до сведения компетентных органов факты, которые, по его мнению, являются негативными, обусловливают нарушение его прав и интересов и нуждаются в устранении. Таким образом, гражданин проверяет соответствие поведения различных органов и должностных лиц установленным для них масштабам поведения в целях выявления и недопущения возможных отклонений. Исходя из этой посылки, право на жалобу представляет собой важное средство социального контроля, через призму которого можно и нужно рассматривать реализацию права, как элемент участия граждан в управлении делами общества и государства. В этом смысле, используя право на жалобу, гражданин посредством ее подачи выражает свое отношение к тем или иным реалиям. Подобная информация, заложенная в данном обращении, должна восприниматься как существенный источник выявления общественных интересов.

К тому же, в подавляющем большинстве случаев причиной обращения гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления является неудовлетворительная работа тех властных органов или их должностных лиц, действия которых обжалуются. При этом, как справедливо отмечает М. Д. Загряцков, «воля государства может быть выражена только волей физических лиц, но именно соблюдение закона (его буквы, цели или предписанных форм) преобразует конкретную волю индивида в отвлечённое волеизъявление государства» Иными словами, обжалуя действия или решения должностного лица в полномочный государственный орган, гражданин, тем самым, выступает либо против воли государства (когда обжалует нормативный акт, вступивший в законную силу), либо в защиту этой воли (когда обжалует действия должностного лица, не основанные на законе).

В отсутствие единого нормативного акта, регулирующего работу с обращениями граждан на федеральном уровне, каждый орган, каждое министерство и ведомство по-своему организует её. Таким образом, различные министерства и ведомства, особенно те, которым приходится работать с особенно мощными потоками обращений, накопили огромный опыт работы и создали богатый нормативный материал в виде внутренних ведомственных актов, регламентирующих работу соответствующих подразделений В ряде субъектов Российской Федерации уже приняты законы, регулирующие право граждан на обращение. В их числе можно назвать закон Орловской области «О порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан в органах государственной власти и местного самоуправления Орловской области», закон г. Москвы «Об обращениях граждан», закон Чувашской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

В Ставропольском крае наряду с традиционными формами и методами работы с обращениями граждан, Губернатор и Правительство Ставропольского края внедряют и совершенствуют новые методы, что способствует повышению эффективности этой работы в целом. Прежде всего, это «Телефон доверия Губернатора Ставропольского края», который работает круглосуточно, что позволяет жителям края сэкономить денежные средства, так как после 22 часов идет льготный тариф оплаты за услуги междугородней телефонной связи. Это позволяет гражданам обращаться в любое время.

Каждое заявление, поступающее от граждан, рассматривается Губернатором Ставропольского края в индивидуальном порядке и с его резолюцией направляется на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения аппарата Правительства или министерства края, в зависимости от вопроса. В настоящее время «Телефоны доверия» работают во многих министерствах и ведомствах, территориальных, районных и городских администрациях края, так как эта работа стала высокоэффективной формой обратной связи власти с населением. Об этом свидетельствует постоянный ежегодный рост количества обращений, поступивших по «Телефону доверия». Так, в 2002 г. поступило 2010 обращений, в 2003 г. - 2960, в 2004 г. - 3046. В общем объеме почты заявления по «Телефону доверия» занимают 18 %.

На территории Ставропольского края получает развитие практика рабочих поездок Губернатора, заместителей председателя Правительства в районы края с охватом всех населенных пунктов и участием в них руководителей краевых министерств и ведомств. В 2004 г. такими поездками были охвачены все 26 районов Ставропольского края. По решению проблем, поднятых населением сел, станиц, хуторов даются протокольные поручения.

Стоит отметить, что в настоящее время происходит формирование нового, демократического подхода к работе с обращениями граждан. Сегодня защита прав граждан - уже не милость, а обязанность власти. И в этой связи, обращения должны перестать выглядеть «челобитными», они должны превратиться в форму, механизма взаимодействия равноправных партнёров. Поэтому становление новых принципов регулирования работы с обращениями граждан, становление новых форм диалоговых механизмов общества и власти есть важная часть становления самого демократического правового государства.

В своих выступлениях Президент Российской Федерации Путин В. В. неоднократно заявлял, что права и свободы человека должны определять смысл, содержание и деятельность всех ветвей власти и их должностных лиц. Известно, что в органы власти всех уровней ежегодно поступают сотни тысяч обращений граждан, в которых они сообщают о нарушении их прав и свобод, что в стране процветает коррупция, правовой беспредел. Эти обращения не только способ решения личных проблем заявителей, но и форма участия граждан в управлении государством.

Следует также учитывать, что невозможно добиться полноценного взаимодействия государственной власти и гражданского общества только путем принятия законодательных актов в субъектах Российской Федерации. Необходим контроль за исполнением таких законодательных актов в регионах. Основная роль здесь может принадлежать представительному органу государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уполномоченному по правам человека в субъекте федерации.

Появление и развитие института Уполномоченного по правам человека в современной России на федеральном и региональном уровнях является ярким примером переноса государственного института, получившего свое развитие в других странах. Опыт зарубежных стран показал, что этот институт может стать важным фактором в развитии действительно публичной и открытой власти в процессе демократического транзита. Вместе с тем возможны и имитационные варианты его развития. Серьезный политологический анализ развития института Уполномоченного по правам человека в России и в ее регионах необходим и полезен для понимания и самого процесса политических изменений. В ряде субъектов Российской Федерации уже законодательно введена такая должность. В федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (статья 5) предусмотрена возможность учреждения должности уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации в соответствии с конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации. При этом ряд норм этого закона изменен в соответствии с системой организации государственной власти в соответствующих субъектах РФ. Вместе с тем, следует отметить, что целый ряд положений, содержащихся в Федеральном конституционном законе, не могут механическим образом воспроизводиться в региональных законах. У федерального законодателя совершенно иные полномочия по определению статуса и порядка деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, нежели аналогичные полномочия в отношении региональных уполномоченных у законодательных органов субъектов Российской Федерации. Необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71) уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации. На наш взгляд, недостаточный учет этих обстоятельств составляет наиболее слабое место в законах субъектов Российской Федерации об уполномоченных по правам человека.

В качестве примера можно привести закон Ставропольского края «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае». Согласно пункту «б» статьи 14 данного закона, уполномоченный вправе обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина. Данное положение предполагает, что уполномоченный должен будет дать уголовно-правовую квалификацию действиям указанных должностных лиц. Однако неясно, каким образом уполномоченный будет устанавливать тот факт, что за выявленные нарушения предусмотрена уголовная ответственность. Для этого необходимо установить наличие умысла путем проведения следственных действий, что не входит в компетенцию уполномоченного, равно как и квалификация деяний в качестве уголовно наказуемых.

В то же время в пределах полномочий субъектов Российской Федерации возможно предоставление дополнительных прав уполномоченному. Например, целесообразно предоставить региональному уполномоченному право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. В ряде субъектов Федерации (например, в Республике Татарстан) за уполномоченным закрепляется такое право. Таким образом, включение уполномоченного в число субъектов права законодательной инициативы позволяет более полно гарантировать права и свободы человека и гражданина в субъекте Российской Федерации.

Также уполномоченный по правам человека может стать связующим звеном между государственной властью и формирующимися структурами гражданского общества, так как правовое положение Уполномоченного в государственном механизме таково, что он находится не так далеко от власти, чтобы не понимать принимаемых ею, порой непопулярных, решений, и в тоже время находится достаточно далеко от нее, чтобы не быть связанным ее сиюминутными интересами, а, следовательно, быть беспристрастным посредником в споре граждан, структур гражданского общества и государственных структур. Ценность института Уполномоченного в том, что он независим, доступен людям, не связан с судебной и правоохранительной системами ведомственными и корпоративными связями, обладает парламентской легитимностью в виде отдельного закона о его полномочиях, не дорог по содержанию, а главное, что настроен по своему статусу только на защиту прав и свобод человека и делает это бесплатно.

Он логично вписывается в существующую правовую систему государства, выполняя роль индикатора объективно существующих в деятельности любой системы издержек и ошибок. Сам факт, что решения государственного или правоохранительного органа могут быть оспорены Уполномоченным, либо преданы гласности заставит их ответственно подходить к их принятию, нести за них ответственность. Никто не должен обладать монополией на истину, быть вне контроля от общества, тем более правоохранительные органы.

В таких условиях Уполномоченный, по сути единственный в субъекте федерации государственный орган, который на основании рассмотренных им обращений граждан может дать компетентную и объективную оценку деятельности территориальных структур федеральных органов власти о соблюдении ими законности, а также прав и свобод граждан.

В заключении отметим, что, развивая систему «власть - гражданское общество», органы государственной власти повышают эффективность осуществления своих властных функций и, вместе с тем, способствуют реализации потенциала свободной личности, ее потребностей в социальном действии. Расширяются условия для удовлетворения разнообразных экономических, профессиональных, этнических, региональных, демографических, религиозных и иных интересов граждан. Складывается атмосфера доверия и сотрудничества между ними и системой государственной власти. В совокупности это обеспечивает высокую жизнестойкость государства и общества, усиливает стимулы саморазвития страны.

Проблема взаимодействия государственной власти и гражданского общества - ключевая в процессе государственного строительства. В свою очередь, нельзя не учитывать того, что отношения власти и гражданского общества сложны. Власть находится как бы вне гражданского общества и в то же время, она является своего рода системой сдержек и противовесов. Текущая ситуация характеризуется тем, что гражданский сектор нужен власти как легитимация самой власти, как элемент управления социумом. Отношения же гражданского общества к государству иное: оно понимается больше как прямая заинтересованность в институционализации горизонтальных и вертикальных взаимных связей.