Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Национальный вопрос в городском сообществе. Социокультурные характеристики межнациональных отношений в большом уральском городе на исходе ХХ века

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
9.81 Mб
Скачать

Министерство образования Российской Федерации Пермский государственный технический университет

Национальный вопрос в городском сообществе

Социокультурные характеристики межнациональных отношений в большом уральском городе на исходе XX века

Пермь 2003

ББК С 542.533.3 Н35

Авторы:

О.Л. Лейбович (ответственный редактор), В.Н. Стегний, А.Н. Кабацков, О.В. Лысенко, Н.В. Шушкова Рецензенты:

доктор социологических наук А.Г. Антипьев, доктор исторических наук В.П. Мохов

Н35 Национальный вопрос в городском сообществе.

Социокультурные характеристики межнациональных отношений в большом уральском городе на исходе XX века / О.Л. Лейбович, В.Н. Стегний, А.Н. Кабацков, О.В. Лысенко, Н.В. Шушкова; Перм. гос. техн. ун-т. (Монографическое исследование) - Пермь. РИО ПГТУ, 2 0 0 3 .-3 2 8 с.

ISBN 5-88151-372-Х

В монографии представлены результаты социологи­ ческого исследования межнациональных отношений в г. Перми, проведенного летом 2000 г. Особое внимание об­ ращено на культурный аспект межнациональных отно­ шений: способы этнической идентификации в простран­ стве городской культуры, образное видение представите­ лей иных национальностей, сложившиеся национальные стереотипы, процессы ассимиляции и диссимиляции.

Для социологов, преподавателей вузов и студентов.

ББК С 542.533.3

ISBN 5-88151-372-Х

Пермский государственный технический университет

О.Л. Лейбович, В.Н. Стегний, А.Н. Кабацков, О.В. Лысенко, Н.В. Шушкова

Вступление......................................................................

5

1. Город Пермь

 

в социокультурном измерении..................................

23

2. Национальные отношения в городе:

 

ЗАМЫСЕЛ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.............................

61

3. Дачники. Эскизы к социальному

 

ПОРТРЕТУ ГОРОЖАНИНА 2000 ГОДА................................

93

4. Этносоциальная идентификация

 

В ПРОСТРАНСТВЕ БОЛЬШОГО ГОРОДА......................................

111

4.1. Предварительные замечания..................................

114

4.2. Формирование национальной

 

идентичности...................................................................

118

4.3. Национальные меньшинства в г. Перми...............

131

4.4. Экономическая активность

 

и национальная идентичность......................................

140

4.5. Политическая активность

 

и национальная идентичность......................................

151

4.6. Культурная активность

 

и национальная идентичность......................................

158

4.7. Краткие итоги: об ассимиляционных

 

и диссимиляционных процессах

 

в городской среде............................................................

165

5. Образ «другого» в социальном

 

СОЗНАНИИ ГОРОЖАН..........................................................

173

5.1. Предварительные замечания.................

176

5.2. Национальное самоопределение............................

177

5.3. Национальные границы...........................................

186

5.4. Аскриптивные этнические характеристики.........

195

5.5. Оценка личных человеческих качеств

 

различных национальных групп...................................

198

6. Политические аспекты

 

НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..........................................

227

6.1. «Чужие» и «близкие»:

 

политический контекст

230

6.2. Национальные движения: взгляд горожан..........

249

Заключение.......................................................................

261

Приложение 1.

 

Анкета социологического исследования

 

«Межнациональное общение

 

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ

 

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»...........................................

283

Приложение 2.

 

Характеристики национальностей,

 

НАЗВАННЫЕ РЕСПОНДЕНТАМИ

 

ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОС № 37

303

Приложение 3.

 

Графики и диаграммы...................................................

311

Сведения об авторах......................................................

323

Вступление

В последнее десятилетие в отечественной литера­ туре активно обсуждаются проблемы межнациональных отношений. Такое внимание к ним далеко не случайно.

Прежде всего, следовало бы напомнить, что в со­ ветское время эту тему практически табуировали. В Ин­ ституте социологии АН СССР работало подразделение, ориентированное на изучение национальной проблема­ тики, однако результаты его исследований не предна­ значались научной общественности. В действительно­ сти, они были засекречены. Для публикаций использо­ валась формула «новой исторической общности», для которой давно не актуален старый национальный во­ прос. Можно предположить, что власти выбрали такти­ ку замалчивания национальных проблем по вполне ос­ новательным причинам. Степень напряженности в этой области социальной жизни казалась наибольшей. Хруп­ кость национального мира в СССР не была тайной для власть имущих. Фактически все оппозиционные движе­ ния в союзных и даже автономных республиках прини­ мали национальную антирусскую окраску. Призрак на­ ционализма, воспользуемся старой метафорой, бродил по Советскому Союзу. «Эту идеологию - чувство, - пи­ сал о нем в 1975 г. критик режима А. Амальрик, - мож­ но назвать "пассивно-взрывной", поскольку сквозь пас­ сивное принятие действительности и желание просто "жить" она вдруг прорывается внезапными вспышка­ ми...»1 От национализма исходила реальная угроза сис­ теме. В такой ситуации власть предлагала обществу оп­ ределенную модель политкорректного вербального по­ ведения, согласно которой национальные темы счита­ лись неприличными для обсуждения, в том числе и на страницах печати. Таков был лейтмотив идеологической политики, оказавшей существенное влияние на установ­ ки значительной части городского населения. Заметим,

что и в кадровой, и в военной политике действовали иные правила.

Массовый поток современных изданий, так или иначе связанных с национальной тематикой, можно считать в первом приближении реакцией на прежние цензурные запреты. Но только в первом приближении.

Источником издательского бума являются потреб­ ности населения в такой литературе. Потребности эти сугубо разные.

Специалисты в области гуманитарных наук вос­ полняют дефицит знаний, обусловленный принудитель­ ной изоляцией от европейской общественной мысли. Для них переводятся и продаются книги Э. Хобсбаума и Э. Геллнера, О. Бауэра и К. Реннера, Г. Кона и Ф. Ригг­ са. К ним обращаются Н. Лебедева и Т. Стефаненко, Ю. Арутюнян и Л. Дробижева, В. Тишков и М. Крю­ ков. Заметим, однако, что круг потребителей серьезных трудов в области национальных отношений узок. Сооб­ щество интеллигентных читателей, сложившееся в на­ шей стране в 60-80-е гг., переживает полосу распада. Складывается парадоксальная ситуация. Для той части бывшей советской интеллигенции, которая заняла ста­ тусные позиции в новых экономических и политических общественных структурах, прежние интеллигентные формы общения утратили свою притягательность и дос­ тупность. Другая, более многочисленная часть интелли­ генции, потерявшая и прежнее положение, и возможно­ сти, с ним связанные, не в состоянии воспроизводить ранее освоенные модели поведения. Интеллигентная социокультурная среда, теряющая свою престижность, не может сохранить сложившейся культуры чтения2 Этот процесс, настолько же неизбежный, насколько и разрушительный, воздействует на всю культурную сре­ ду, в том числе и на политическую.

Люди политики не могут игнорировать этниче­ скую составляющую жизненного мира собственных из­ бирателей. Им требуется информация, характеризующая содержание и уровень национальных проблем в рамках определенной территории: области или города. Такие знания необходимы и для выдвижения лозунгов, спо­ собных мобилизовать население на выборы, и для выра­ ботки административных решений после победы. В первом случае наиболее полезны тексты, которые с большей или с меньшей степенью адекватности воспро­ изводят сложившиеся национальные стереотипы. Заме­ тим, что в избирательных кампаниях наши политтехнологи равняются на самые слабые, самые необразован­ ные слои населения. Для них и конструируются слога­ ны, в какой-то мере соответствующие намерениям и ориентациям самих политиков. Тексты, из которых они берутся, по определению, более образны, более символичны, более суггестивны, нежели научные труды про­ фессиональных исследователей. Они задевают душев­ ные струны не только избирателей, но и самих полити­ ков, исповедующих те же самые ценности в схожих культурных формах.

Во втором случае возникает потребность в тек­ стах, содержащих научный анализ проблемы. Эта по­ требность выражена значительно слабее: во-первых, изза укоренившейся традиции управлять населением в соответствии с бюрократическим опытом и сущест­ вующими инструкциями, во-вторых, из-за амбиций, свойственных представителям нового восходящего класса, в-третьих, из-за неумения работать с серьезной книгой. Правда, таких книг не так уж и много. Можно согласиться с диагнозом В. Тишкова, признанного на­ шего специалиста в области межнациональных отноше­ ний: «В отношении этнического фактора мы остаемся

интеллектуально беспомощными. А то, что сделали, - напереиздавали и забили книжные полки устаревшими или изначально паранаучными книгами о нации, этносе и этнопсихологии (Н. Бердяев, Г. Шпет, С. Широкогоров, Л. Гумилев и другие) и насочиняли новые, но из­ ложенные старым и беспомощным языком тексты по поводу этноса как демиурга социальной жизни и инди­ видуальной судьбы»3 Политику в такой ситуации труд­ но сделать выбор. Он вынужден ориентироваться на звучные фамилии, что называется, плыть по течению.

Есть и иная причина, связанная с необходимостью отстаивать выбранную политику и перед федеральным центром, и перед возможными конкурентами. Для поли­ тической самозащиты необходимы не научные исследо­ вания проблемы, но труды совершенно иного рода.

В. Тишков в этой связи указывает на распростра­ ненность в политической среде бессмысленных катего­ рий, «которые порождают тупиковые стратегии»4

Если же люди политики все-таки формируют заказ на научную литературу по национальным вопросам, то они выбирают однозначные описывающие местные тек­ сты, которые могут быть прямо и непосредственно ис­ пользованы в административной практике. Эти тексты должны давать ясные и вразумительные ответы на во­ прос, что и как делать при тех или иных межнациональ­ ных коллизиях.

Основной спрос на литературу по национальным проблемам складывается в толще городского населения.

В условиях крушения социалистических общест­ венных институтов современный человек нуждается в иной социальной опоре. Все или почти все его статус­ ные достижения подверглись девальвации. Шкала пре­ стижа кардинальным образом поменялась. Формы пре­ зентации стерлись. Социальные сети, нейтрализующие

последствия жизненных коллизий, разорвались. Связь с социальным миром или с его большими и влиятельными полусферами нарушилась. Механизмы социальной ин­ теграции пришли в негодность. Новые учреждения большого и малого бизнеса этой функции не выполня­ ют. Они лишены исторического обаяния, безличны и грубы. В таких условиях люди заключают себя в соци­ альное пространство традиционалистского по своему происхождению треугольника, углами которого служат семья, конфессия, этничность.

Идентификация себя с этносом, той или иной на­ циональной группой, обеспечивает человеку столь не­ обходимое ему чувство связи с другими людьми, близ­ кими ему по общности происхождения. Тем самым изо­ лированный индивид вновь получает социальный ста­ тус, волю к действию, готовые модели коллективного поведения5 Тот факт, что речь идет в конечном счете о воображаемом сообществе, не меняет дела. Напротив, для того, чтобы включиться в это сообщество, необхо­ димы специальные усилия, направленные на восприятие и культивирование национальных ценностей и обыча­ ев, преданий и обрядов. Б. Андерсон удачно назвал этот процесс созданием нового способа, «с помощью которо­ го можно было бы осмысленно связать воедино братст­ во, власть и время. И, наверное, ничто так не способст­ вовало ускорению этого поиска и не делало его столь плодотворным, как печатный капитализм, открывший для быстро растущего числа людей возможность осоз­ нать самих себя и связать себя с другими людьми прин­ ципиально новыми способами»6

Иначе говоря, люди испытывают потребность в книгах, создающих новую национальную мифологию. Издатели, ориентирующиеся на прибыль, эти книги на­ ходят, заказывают, переводят и помещают на рынок.

Соседние файлы в папке книги