Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Поташов И.Я. Академик М. А. Рыкачев

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
5.03 Mб
Скачать

дупреждениям населения Петербурга об ожидаемых значительных подъемах воды в Неве с ноября 1897 года.

После наводнения 4 (16) ноября 1897 года Михаил Александрович прочитал в Кронштадтском морском со­ брании лекцию «О наводнениях в Петербурге и о воз­ можности их предсказывать на основании метеорологи­ ческих наблюдений», которая была опубликована в 1898 году. В этой лекции М. А. Рыкачев указал, что наводне­ ния обуславливаются циклонами, проходящими с запада на восток своими центрами приблизительно параллельно Финскому заливу, но несколько севернее его. Циклоны создают сильные западные ветры, играющие главную роль в нагоне воды из Балтийского моря в Финский за­ лив, а из него — в устье Невы. Чтобы своевременно пре­ дупредить организации и население Петербурга о пред­ стоящем наводнении, необходимо дополнить существую­ щую службу предсказаний погоды организацией допол­ нительных водомерных постов на побережье Балтийского моря и Финского залива. Они будут сообщать телеграт фом в обсерваторию сведения о ветре и уровнях воды. М. А. Рыкачев в этой лекции также указал, что в деле предсказания наводнений в отдельных случаях неизбеж­ ны напрасные тревоги — ведь циклоны иногда резко меняют направления. Однако «лучше лишний раз по­ тревожить жителей, чем оставить их без предуведомле­ ния о надвигающейся опасности».

Призывы М. А. Рыкачева не остались без внимания. В 1899 году при Русском техническом обществе была со­ здана комиссия по ограждению столицы от наводнений, в которой под руководством М. А. Рыкачева «был выра­ ботан ряд предложений, ведущих к возможно большему

уменьшению гибельных последствий наводнений для пе­ тербургских жителей».

60

В 1900 году Петербургская городская дума отпустила Главной физической обсерватории средства для оборудо­ вания водомерных постов. Служба предсказания навод­ нений принесла городу большую пользу. Так, наводнение 21 ноября 1903 года было предсказано обсерваторией за восемнадцать часов. Предсказания о подъемах воды в Неве использовались также при проводке крупных ко­ раблей из Петербурга в Кронштадт.

В1902 году при Академии наук была создана посто­ янная водомерная комиссия. Председателем комиссии первые два года был академик О. А. Баклунд, а затем до конца своей жизни академик М. А. Рыкачев.

Комиссия координировала работы различных ве­ домств по изучению водного режима рек, озер и морей.

В1905 и 1906 годах М. А. Рыкачев принимал участие

вработе комиссии городской думы по вопросу о снабже­ нии Петербурга ключевой или ладожской водой. Комис­ сия обратилась к Главной физической обсерватории с просьбой изучить метеорологические условия, влияющие

на количество воды, которое можно получить из источ­ ников силурийского плато Петербургской губернии. С этой целью в 1905 году на силурийском плато была ор­ ганизована специальная сеть дождемерных станций и од­ на метеорологическая станция второго разряда, снабжен­ ная самопишущими приборами, почвенными термомет­ рами и испарителями. Заведующему станцией В. А. Вла­ сову было поручено также зимой делать по всему райо­ ну наблюдения над плотностью и высотой снежного покрова, в дополнение к снегомерным наблюдениям, про­ изводимым на дождемерных станциях.

Наблюдения были начаты в апреле 1905 года и про­ должались до конца ноября 1906 года.

Результаты наблюдений позволили правильно решить вопрос о водоснабжении Петербурга. Заключение акаде-

61

Мика М. А. Рыкачева о результатах метеорологических исследований в районе ключевых источников в 1905 и 1906 годах было опубликовано в 1909 году.

Весной 1908 года на большой территории центральной полосы Европейской России, в бассейнах Оки, Москвареки и верхнего течения Днепра и Дона наблюдалось исключительно высокое половодье. Разбушевавшаяся водная стихия сносила мосты, разрушала постройки, раз­ мывала берега. Особенно пострадала Москва. Были силь­ но затоплены низменные части города: площадь перед Павелецким вокзалом, улицы Полянка, Ордынка, Пят­ ницкая и многие другие. Наводнение в Москве причинило убытки на сумму свыше 20 миллионов золотых рублей и оставило без крова 50 тысяч человек.

Очевидец московского наводнения, известный геог­ раф, профессор Д. Н. Анучин предложил академику М. А. Рыкачеву организовать изучение прошедшего по­ ловодья. М. А. Рыкачев живо откликнулся на это пред­ ложение и уже 30. апреля 1908 года собрал заседание постоянной водомерной комиссии, которая постановила собрать данные о наводнении 1908 года, организовать сбор сведений от очевидцев путем рассылки специаль­ ных анкет.

Летом 1908 года наблюдателям метеорологических станций, различным учреждениям, ученым обществам

ит. д. было разослано около 10 000 анкет и получено бо­ лее 1500 ответов. Подобные анкеты рассылались комис­ сией и в последующие годы с целью изучения весенних половодий, их зависимости от метеорологических усло­ вий.

В1915 году под редакцией академика М. А. Рыкачева

ипрофессора В. Г. Глушкова вышел первый выпуск сбор­ ника «Исследование весеннего половодья 1908 года». В вводной статье, написанной М. А. Рыкачевым, дается

62

полная программа всего издания по Исследованию поло­ водья 1908 года. Наиболее важную его часть, изучение влияния снегового покрова на высоту весеннего поло: водья, принял на себя М. А. Рыкачев.

Статью «Снеговой покров в связи с наводнениями 1908 года» он закончил в 1916 году. Однако опубликова­ на она была во втором выпуске «Исследования весеннего половодья 1908 года» только в 1923 году.

Исследования под руководством М. А. Рыкачева «...положили начало изучению весеннего половодья наших рек и впервые констатировали на основе материалов на­ блюдений некоторые условия формирования исключи­ тельно высокого половодья»1. М. А. Рыкачев впервые обобщил материалы наблюдений над высотой снежного покрова на Европейской территории страны за период с

1891—1908 годы.

Моряк по образованию, М. А. Рыкачев много зани­ мался различными проблемами морской метеорологии. Сейчас следует отметить две его статьи, посвященные океанографии и опубликованные в «Морском сборнике»

в1881 году.

Впервой работе «Экспедиция «Челленджера» и новей­ шие исследования океанов в физическом отношении во­ обще» автор останавливается на том, что было сделано

по физическим исследованиям океанов до экспедиции на «Челленджере» в 1872— 1876 годах. Затем он дает об­ зор результатов, полученных во время указанного пла­ вания.

Во второй статье «Исследования

океанских глубин.

С приложением карты рельефа дна

океанов

и морей»

М. А. Рыкачев останавливается на

исследованиях, про-

1

В. Д. К о м а р о в .

Весенний сток равнинных рек Европейской

части

СССР, условия

его формирования

и методы

прогнозов.,

М„ 1959.

63

веденных одновременно с экспедицией на «Челленджере» и после нее. Затем даются общие выводы о рельефе дна Мирового океана. Карта рельефа морского дна, прило­ женная к статье, лучше всякого описания дает наглядное представление океанского дна. На нее М. А. Рыкачев на­ нес пути трех главнейших экспедиций последнего време­ ни, доставивших наиболее обильные сведения об океан­ ских глубинах, — «Челленджера», «Газелли» и «Тускароры». В статье М. А. Рыкачев отметил имеющиеся крупные пробелы в промерах океанов. Это и понятно, так как только в эти годы начинались крупные океанографичес­ кие исследования.

Известный русский географ Ю. М. Шокальский в от­ зыве о трудах М. А. Рыкачева в 1895 году отметил, что приложенная к статье «Исследования океанских глубин» карта глубин Мирового океана совершенно самостоятель­ но составлена М. А. Рыкачевым и является «единственной научной работой такого рода на русском языке».

Участие М. А. Рыкачева в океанографических иссле­ дованиях ярко проявилось также в помощи, которую он оказывал выдающемуся русскому флотоводцу и уче­ ному С. О. Макарову в его океанографических исследо­ ваниях.

Уже первая крупная работа С. О. Макарова «Об об­ мене вод Черного и Средиземного морей», опубликован­ ная в 1885 году, получила высокую оценку в отзыве М. А. Рыкачева. По его словам «Сотни, может быть, ты­ сячи моряков и интеллигентных людей всех наций прово­ дили месяцы и годы в Константинополе, а механизм те­ чений Босфора оставался неизвестным. Существовали одни догадки, а Степан Осипович в короткое время своего командования «Таманью» представил вполне точную и несомненную, весьма поучительную картину всего, что происходит в Босфоре, во всех его слоях».

64

Готовясь к кругосветному плаванию на корабле «Ви­ тязь», С. О. Макаров обратился к М. А. Рыкачеву с просьбой указать, какие наблюдения особенно желатель­ но провести во время плавания. Михаил Александрович рекомендовал сделать наблюдения над ходом темпера­ туры около полудня в тропиках. Такие наблюдения про­ водились на «Витязе» в 1886 и 1888 годах. Они были об­ работаны М. А. Рыкачевым и использованы в двух

статьях, опубликованных в 1887 и 1893 годах.

1889 года

После возвращения из плавания

в мае

С. О. Макаров занялся обработкой

своих трехлетних

океанологических наблюдений на «Витязе».

Большую

помощь ему оказал в этом М. А. Рыкачев. Вот что писал С. О. Макаров в предисловии к труду «Витязь» и Тихий океан»: «Я ставлю себя в приятную обязанность упомя­ нуть здесь, что при обработке всего обширного материа­ ла я несколько раз пользовался содействием человека, весьма сведущего в гидрологии и метеорологии, Миха­ ила Александровича Рыкачева».

Книга С. О. Макарова «Витязь» и Тихий океан» была удостоена премии Академии наук и золотой медали имени Ф. П. Литке Географического общества. Докладыотзывы об этом труде в Академии наук и в Географи­ ческом обществе сделал М. А. Рыкачев. «Со времени Крузенштерна и Литке в русской литературе не появля­ лось столь крупного и важного труда по гидрологии», — говорил он.

Дружба М. А. Рыкачева с С. О. Макаровым продол­ жалась до трагической гибели замечательного моряка и исследователя (31 марта 1904 г.). Уже после смерти С. О. Макарова М. А. Рыкачев опубликовал в 1905 году его работу «Гидрологические исследования, произведен­

ные в 1895 и 1896 гг. в Лаперузовом проливе и других ме­ стах».

б И. Поташов

65

Заслуживают внимания критические разборы и отзы­ вы М. А. Рыкачева о трудах по гидрологии суши и океа­

нографии других

русских ученых — Е.

В.

Оппокова,

В. М. Лохтина, Ю.

М. Шокальского, И.

Б.

Шпиндлера,

В. В. Клейбера, В. Б. Шостаковича. Упомянутые работы свидетельствуют о разностороннем участии М. А. Рыкаче­ ва в вопросах гидрологии суши и океанографии. Однако, как отмечал Э. Ю. Берг, немалая часть его трудов заклю­ чена «в результатах коллективных работ, произведенных научными и практическими предприятиями разных ведомств, ученых обществ, комиссий и съездов».

М. А. Рыкачев много потрудился над созданием Гид­ рологического института. Он поддержал предложение профессора В. Г. Глушкова, сделанное им 3 мая 1918 года в Академии наук, об организации Гидрологического ин­ ститута. В июне 1918 года было избрано бюро при по­ четном председателе — М. А. Рыкачеве. Оно занималось разработкой основных положений об институте.

Большинство заседаний бюро (впоследствии оно бы­ ло преобразовано в XII гидрологический отдел комиссии по изучению естественных производительных сил России) и специальных совещаний происходило с лета 1918 до весны 1919 года почти исключительно в квартире М. А. Рыкачева, так как подорванное здоровье почти не позволяло ему выходить из дома.

Помимо составления проекта основных положений об институте и общей схемы его конструкции Михаил Александрович участвовал в работе специальной комис­ сии по выработке проекта устава института.

К началу 1919 года последовало утверждение про­ екта института, что доставило Михаилу Александровичу большое удовлетворение. Однако дожить до дня откры­ тия (18 июня 1919 г.) Российского гидрологического ин­ ститута ему не было суждено.

66

Сотрудник Гидрологического отдела 3. Ю. Берг впос­ ледствии писал о М. А. Рыкачеве, как об одном «...из наиболее активных и авторитетных сотрудников — учре­ дителей Российского гидрологического института, лич­ ность которого останется неразрывно связанной с истори­ ей возникновения этого научного государственного уч­ реждения».

РАБОТЫ ПО ЗЕМНОМУ МАГНЕТИЗМУ

Еще до нашей эры в Китае было известно свойство свободно вращающейся магнитной стрелки занимать оп­ ределенное положение в пространстве. Это свойство ис­ пользовалось для определения стран света при помощи особого прибора — компаса.

Прошло много веков, и компас стал широко приме­ няться европейскими моряками.

Знаменитому мореплавателю Христофору Колумбу история приписывает открытие магнитного склонения и изменения его с изменением географических координат. Как было установлено впоследствии, это происходит по причине несовпадения магнитных полюсов земного шара с географическими, определяющего несовпадение направ­ ления магнитной стрелки компаса и географического ме­ ридиана.

Заинтересованность мореплавателей в точных сведе­ ниях о величинах магнитного склонения в разных точ­ ках океанов и морей явилась стимулом для изучения земного магнетизма.

В 1701 году англичанин Галлей составил первую маг­ нитную карту, на которой были нанесены изогоны — ли­ нии равного магнитного склонения. Было доказано, что

6*

67

 

магнитное поле Земли постепенно изменяется. Изменяют­ ся все его характеристики (например магнитное склоне­ ние). Все эти факты доказывали необходимость система­ тических наблюдений и исследований в области земного

магнетизма.

Центром магнитных исследований в России стала Академия наук. Великий русский ученый М. В. Ломоно­ сов предложил организовать на земном шаре сеть маг­ нитных обсерваторий для постоянных систематических магнитных наблюдений. Земным магнетизмом занима­ лись также профессор Казанского университета И.М. Си­ монов, академик А. Я- Купфер и другие.

В

России в 20—30-е годы XIX века по инициативе

А. Я.

Купфера были созданы магнитные обсерватории в

Казани, Петербурге, Нерчинске, Екатеринбурге, Барна­ уле, Луганске, Тифлисе. А в 1849 году двадцатилетние усилия и хлопоты академика А. Я. Купфера завершились учреждением в Петербурге Главной физической обсерва­ тории. Она призвана была не только производить мете­ орологические и магнитные наблюдения, но и руководить ими по всей стране.

С первых дней своей службы в Главной физической обсерватории и до конца жизни М. А. Рыкачев занимал­ ся исследованиями в области земного магнетизма.

Наиболее выдающейся его работой в этой области были магнитные наблюдения на Каспийском море летом

1881 года.

Еще в конце 50-х и начале 60-х годов XIX века на Каспийском море работала гидрографическая экспеди­ ция Н. А. Ивашинцева. М. А. Рыкачев произвел магнит­ ные наблюдения в этих же пунктах. На основании полу­ ченных данных он определил для разных мест Каспий­ ского моря вековой ход магнитных элементов и привел подробную съемку экспедиции Н. А. Ивашинцева к

68

1881 году. На основании своих и всех прежних наблюде­ ний М. А. Рыкачев составил новые магнитные карты

Каспийского моря.

В 1882 году директор Межевого института в Москве заявил в Главную физическую обсерваторию о намере­ нии организовать при институте во время Международ­ ной полярной экспедиции (1882— 1883 гг.) ежечасные магнитные и метеорологические наблюдения. Для этого необходимо было пополнить институтскую обсерваторию инструментами.

М. А. Рыкачев доставил в Москву недостающие при­ боры, осмотрел институтскую обсерваторию, установил новый прибор для наблюдений над переменами верти­ кального напряжения и дал ряд советов и указаний по производству наблюдений.

В1890 году М. А. Рыкачев обработал и опубликовал результаты магнитных наблюдений, произведенных в Межевом институте в Москве с 1879 до 1888 года. Из ежечасных наблюдений с сентября 1882 года до августа 1883 года было найдено магнитное склонение Москвы Г°59/,2 восточное, а среднее годовое изменение за период

с1881 по 1888 г. составило 4',32.

В1891 году Михаил Александрович опубликовал но­ вую работу по земному магнетизму «Магнитное склоне­ ние в Павловске и в Петербурге и движение нулевой ли­ нии склонения». Автор отметил, что непосвященному в дело трудно представить себе, сколько труда приложено, сколько наблюдений и вычислений произведено, чтобы получить среднее магнитное склонение за какой-нибудь

год. Оказывается, что оно есть средний вывод из 8760 ежечасных измерений и вычислений. Из года в год магнитное склонение меняется. Например, в Павловске среднее годовое склонение в 1878 году составляло 1°7',45 западное, а в 1889 году — 0°16',41. Среднее годовое из­

69

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ