Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Поташов И.Я. Академик М. А. Рыкачев

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
5.03 Mб
Скачать

борами и дворцами, прямыми улицами; расположенный на островах и берегах Невы, казавшейся нам узкою лен­ тою, был в миниатюре необыкновенно красивым... Вся эта панорама имела тот прекрасный синеватый колорит, которым так любуются .путешественники в горах Швей­ царии или Италии».

Как все это созвучно переживаниям другого русского офицера, 27-летнего Ю. А. Гагарина, который совершил через 93 года первый в мире орбитальный космический полет: «Красота-то какая!.. Земля радовала сочной па­ литрой красок. Она окружена ореолом нежно-голубова­ того цвета. Затем эта полоса постепенно темнеет, стано­ вится бирюзовой, синей, фиолетовой и переходит в уголь­ но-черный цвет. Этот переход очень красив и радует глаз». Но это был вид земной поверхности уже с высоты 300 километров через иллюминаторы космического ко­ рабля «Восток», созданного гением советского народа. А через два года после полета Ю. А. Гагарина в космос поднялась первая в мире женщина-космонавт Валенти­ на Владимировна Терешкова, землячка нашего замеча­ тельного ученого

Каких больших достижений добилась наша страна за истекшее столетие! Ее успехи в области изучения верх­ них слоев атмосферы, воздухоплавания, авиации и завое­ вания космоса созданы последовательным самоотвержен­ ным трудом многих поколений русских ученых и воздухо­ плавателей. И среди них видное место занимают труды и деятельность выдающегося ученого Михаила Александ­ ровича Рыкачева.1

1 Деревня Маслешшково, родина В. В. Терешковой, находится примерно в 25 км от Николаевского, места рождения М. А. Рыка­ чева.

30

О С Н О В А Т Е Л Ь С Л У Ж Б Ы П О ГО Д Ы В РО С СИ И

Приступив к работе в Главной физической обсервато­ рии в январе 1867 года, Михаил Александрович увидел, что магнитные наблюдения прекратились еще с 1863 года, а издание летописей — с 1865 года.

Директор обсерватории академик Л. Кемц предложил М. А. Рыкачеву заняться изучением суточного хода тем­ пературы воздуха в Нерчинске и Барнауле, где метеоро­ логические наблюдения велись с 1834 года.

Летом 1867 года контроль за наблюдениями, произво­ дившимися в обсерватории, и уход за единственным са­ мопишущим прибором для наблюдений за ветром — ане­ мографом были поручены М. А. Рыкачеву.

Свои сокровенные мысли М. А. Рыкачев высказал в дневнике. В ием, например, есть такая запись за 29 июня 1867 года: «Убежден ли я в пользе самой науки метеоро­ логии? И если да, то составил ли себе .план, по которому мог бы принести ей свою .посильную лепту, и как велика эта лепта?.. Принесет ли мой труд столько действитель­ ной пользы человечеству, сколько я беру у человече­ ства».

Несколько дней М. А. Рыкачев уделил производству абсолютных определений всех магнитных элементов в Петербурге и в Выборге. Итогом была работа, опубли­ кованная в 1868 году.

В то же время он усиленно занимался трудоемкой ра­ ботой по проверке большого количества барометров и термометров, принадлежащих Гидрографическому депар­ таменту.

Михаил Александрович продолжил также исследова­ ния определения поправок к измерениям магнитного на-

31

прилагались психрометрические таблицы, составленные под непосредственным надзором М. А. Рыкачева. Но од­ ной инструкции мало. Нужно было наладить системати­ ческое инспектирование сети метеорологических станций, проверку на месте выполнения инструкции наблюдателя­ ми. Необходимо было выяснить правильность установки приборов и производства наблюдений.

В то время наблюдатели трудились без материально­ го вознаграждения. Ими чаще всего были учителя, вра­ чи, чиновники, агрономы, военнослужащие, представите­ ли духовенства, помещики, политические ссыльные. В от­ чете Главной физической обсерватории за 1899 год Миха­ ил Александрович писал: «Считаем своим долгом засви­ детельствовать, как много мы обязаны... тем труженикам науки, которые безвозмездно трудятся на пользу науки и Родины. Мы говорим о наблюдателях нашей сети; огром­ ное большинство их производит по академической ин­ струкции все более и более сложные наблюдения без вся­ кого за это материального вознаграждения. Считаем сво­ им долгом выразить им нашу живейшую благодарность. Без этой помощи мы не в состоянии были бы выполнить нашу задачу».

Летом 1872 года М. А. Рыкачев совершил трехмесяч­ ную инспекторскую командировку для осмотра станций, расположенных в Приволжских губерниях и на Урале. В те времена это было нелегким делом. Чтобы посетить 19 станций, ему пришлось проехать 8800 верст, в том чис­ ле— 2600 в тарантасе.

Михаил Александрович не только проверил работу станций и оказал помощь их наблюдателям, но и органи­

зовал

новые станции — Нижегородскую при гимназии и

у себя

на родине в Николаевском. Сначала Михаил

Александрович намеревался организовать метеорологи­ ческую станцию в городе Ярославле. Но отсутствие лю­

4 И. Поташов

33

дей, которые .могли бы взяться за это Дело, заставило от­ казаться от первоначальной мысли.

Тогда он предложил вести метеорологические наблю­ дения своему брату Андрею Александровичу Рыкачеву (1841 —1881 гг.), который жил в Николаевском. Как быв­ ший морской офицер, производивший метеорологические наблюдения во время своего кругосветного плавания на фрегате «Светлана» (1860— 1861 гг.), он был знаком с такого рода наблюдениями. Михаил Александрович до­ ставил в Николаевское проверенные в обсерватории при­ боры и установи^ их. С первого августа 1872 года обсер­ ватория стала получать из Николаевского материалы метеорологических наблюдений. Так была основана пер­ вая метеорологическая станция на территории Ярослав­ ской губернии, работа которой велась в полном соответ­ ствии с требованиями новой инструкции для метеороло­ гических станций.

М. А. Рыкачев выезжал для инспекции сети станций на протяжении ряда лет, вплоть до 1911 года. Общая протяженность его поездок составляет многие тысячи верст. Из этих командировок следует особо отметить четырехмесячную поездку в 1881 году ,на Каспийское море для осмотра действующих и устройства новых станций, а также для проведения магнитных наблюдений на бере­ гах моря. Михаил Александрович создал во время этой

поездки четыре

новых

станции — в

Петровске, Баку,

Красноводске и

Ленкорани.

На основе произведенных

магнитных наблюдений

он

построил

новые магнитные

карты Каспийского моря.

Последнюю инспекционную поездку по южным стан­ циям Михаил Александрович совершил в 1911 году, ког­ да ему шел семьдесят первый год. Кроме осмотра целого ряда важных станций, ученый наметил места для новых станций в Ялте, Батуме и Одессе. Под его непосредствен-

34

Ным руководством было начато создание большой стан­ ции в Потийском порту.

Не имея возможности оплачивать труд наблюдателейметеорологических станций, Г. И. Вильд и М. А. Рыкачев ввели систему награждения наиболее отличившихся наблюдателей. Академия наук, по представлению обсер­ ватории, присваивала им звание корреспондента Главной физической обсерватории и выдавала диплом, подписан­ ный президентом Академии. В связи с 50-летием обсерва­ тории (1899 г.) корреспондентам Главной физической обсерватории было предоставлено право носить особый

знак.

Списки лиц, которым присваивалось это звание, печа­ тались в «Известиях Академии наук» и в ежегодных отче­ тах по Главной физической обсерватории. Такие звания,

например, были присвоены

следующим наблюдателям

Ярославской

губернии:

И.

А.

Тихомирову (Ярославль,

1891

г.),

С.

Масленникову

(с. Глебово,

1891

г.),

И. Н. Ельчанинову (Вахтино,

1892 г.), Е. С. Ремезовой

(Рыбинск,

1893 г.), Н.

В.

Соколову (Княжич-городок,

1893

г.),

А. А. Кузнецову

(Романов-Борисоглебск,

1893

г.), А.

А. Мирковичу

(с.

Михайловское,

1897

г.),

Н. Е. Кашинцеву (с. Успенское, 1897 г.),' С. Я. Дерунову

(Кузьмодемьянское, Пошехонского

уезда,

1897 г.),

К. В. Грязнову (Мышкин, 1898 г.),

В. К.

Беллгостину

(с. Новое, 1898 г.), И. В. Костоловскому (Николо-Корма, 1904 г.), Ф. И. Юнонину (Корчкодом, 1904 г.), В. Ф. Москотельникову (Данилов, 1913 г.), А. Я. Торгову (с. Вла­ дычное, 1913 г.), П. А. Оглоблину (Большие соли, 1915 г.).

Те корреспонденты Главной физической обсервато­ рии, которые в течение многих лет, после утверждения их в этом звании, продолжали исправно и без переры­ вов вести наблюдения, по ходатайству обсерватории по­

4*

35

 

лучали правительственные награды. В Ярославской гу­ бернии такой награды были удостоены: И. Н. Ельчанинов (1900 г.), К. В. Грязнов (1906 г.), С. С. Масленников (1914 г.), А. С. Семеновский (Гребенево, 1914 г.).

В 50-х — начале 70-х годов XIX века в ряде запад­ но-европейских стран, а также в Индии и США возникли службы предсказания погоды, деятельность которых уже в первые годы оказалась полезной, особенно для море­ плавания.

Морское министерство видело это и приняло меры к созданию подобной службы и в России. В 1864 году оно вошло по этому вопросу в соглашение с Министерством просвещения и директором Главной физической обсерва­ тории академиком А. Я. Купфером. Было решено увели­ чить число приморских станций, а также создать ряд станций и внутри страны. Для обеспечения станций при­ борами и оплаты труда наблюдателей были ассигнованы специальные средства.

Положительно был решен вопрос и о бесплатной пере­ даче метеорологических телеграмм со станций.

Михаил. Александрович Рыкачев интересовался про­ гнозами погоды давно. Из дневника, который он вел в 1865 и 1867 годах, мы видим, что еще перед отъездом за границу в 1865 году он читал статью Матье о предсказа­ ниях погоды и у него появилось много возражений про­ тив утверждений этого французского «пророка погоды». В «Кронштадтском вестнике» № 81 за 16 июля 1865 года была опубликована статья М. А. Рыкачева «Заметка против теории воздушных явлений Матье», в которой автор показал, что теория воздушных явлений, осно­ ванная на приливах в атмосфере, определяемых положе­ нием луны и солнца относительно определенных точек земной поверхности, неосновательна.

36

Во время пребывания за границей М. А. Рыкачев практически познакомился с организацией службы по­ годы в Англии и других странах Западной Европы.

К 1872 году число станций в России, производящих правильные метеорологические наблюдения по единой инструкции, увеличилось более чем в два раза. Это по­ зволило М. А. Рыкачеву, при материальной поддержке Гидрографического департамента, приступить к органи­

зации службы погоды в Главной физической

обсерва­

тории.

бюллетень

Первый ежедневный метеорологический

(бюллетень погоды) был выпущен 1 января

1872 года.

Он содержал данные о погоде 26 русских и 2 загранич­ ных станций. В нем еще не было прогноза погоды, так же как и синоптической карты. Последняя составлялась, но в бюллетене не печаталась, а хранилась в архиве об­ серватории. Синоптические карты и прогноз погоды ста­ ли печатать в ежедневных метеорологических бюллете­ нях лишь с 1889 года.

Росло и число станций, наблюдения которых печата­ лись в ежедневном метеорологическом бюллетене. В на­ чале 1885 года в нем печатались данные о погоде 70 рус­ ских и 45 иностранных станций, а в 1892 году — уже 83 русских и 53 иностранных станций.

М. А. Рыкачев был убежден в том, что метеорологи­ ческие наблюдения нужно вести не только на суше, но и на морях и океанах, занимающих большую часть земной поверхности.

В статье «О морской метеорологии, по поводу пред­ стоящего метеорологического конгресса в Вене» (1873 г.) М. А. Рыкачев отметил большое 'научное и практическое значение, морской метеорологии. Он писал, что «изучение морской метеорологии принесло уже и приносит практи­ ческую пользу мореплаванию, уменьшая гибель людей и

37

сберегая ежегодно миллионы рублей, вследствие воз­ можности избирать безопаснейшие и кратчайшие, по времени, пути... Следовательно, выбор хорошей системы наблюдений на кораблях и введение ее для флотов всех наций имеет первостепенное значение для метеорологии».

.Он особо подчеркивал, что единообразие системы наблю­

дений на море

имеет еще большее значение, чем

на

суше.

 

чев

Для улучшения морской метеорологии М. А. Рыка-

внес целый

ряд предложений, способствовавших

улучшению метеорологических наблюдений на море. Он отмечал желательность наблюдения на судах за ско­ ростью ветра с помощью анемометра и измерения коли­ чества выпавших осадков. М. А. Рыкачев предложил созвать в 1874 году вторую морскую конференцию (пер­ вая, Брюссельская, была в 1853 году) для составления программы метеорологических наблюдений на кораблях всех наций. Он предложил также, чтобы Венский (пер­ вый) метеорологический конгресс рекомендовал прави­ тельствам морских наций основать центральные морские' метеорологические учреждения для руководства метео­ рологическими наблюдениями на военных судах и содей­ ствовать организации этих наблюдений на коммерческих судах.

М. А. Рыкачев и в дальнейшем продолжал интересо­ ваться вопросами метеорологических наблюдений на морских судах. В 1879 году он опубликовал «Инструк­ цию к ведению метеорологических наблюдений на ко­ раблях», а в 1880 году статью «О наблюдениях над на­ правлением и скоростью ветра на кораблях». Ю. М. Шо­ кальский в 1895 году писал, что М. А. Рыкачев в этой статье «первый указал на способ исследования, единст­ венно могущий дать материал для суждения о действи­ тельном направлении и силе ветра на море. По инициати­

38

ве автора, таковые наблюдения и были введены в прак­

тику».

Систематическое получение телеграмм о состоянии погоды на метеорологических станциях России и Запад­ ной Европы позволило М. А. Рыкачеву приступить в 1874 году к созданию при Главной физической обсерва­ тории службы штормовых предостережений. Возмож­ ность создания ее основывалась на следующем. Боль­ шинство бурь в Европе происходит от циклонов, приноси­ мых с Атлантического океана. Чем ниже давление в цен­ тре циклона, тем сильнее вращательные ветры вокруг него. Особенно большой силой характеризуются ветры в юго-восточной части циклона, так как ветры здесь дуют с юго-запада и вращательное движение циклона совпа­ дает с поступательным. Следя за движением циклонов при помощи синоптических карт, можно предвидеть, куда будут они смещаться и какую принесут погоду в те или иные пункты и районы.

Ввиду особой важности сведений о приближающейся буре для судоходства и была создана система штормо­ вых предостережений. Когда молено было ожидать силь­ ных ветров на берегах Балтийского моря, Главная физи­ ческая обсерватория посылали телеграммы об опасности в порты Балтийского моря — Кронштадт, Гельсингфорс, Ревель, Ригу и Виндаву. В этих пунктах, а также в Пе­ тербурге вблизи Главной физической обсерватории на мачтах поднимались штормовые сигналы.

Первое штормовое предостережение было послано обсерваторией 10 октября 1874 года. Оно вполне оправ­ далось. Через несколько лет штормовые предостережения стали посылаться на озера Ладожское, Ильмень, Онеж­ ское, а с 1886 года в 'порты Черного и Азовского морей.

Для Составления ежедневных метеорологических бюл­ летеней, извещения портов о приближении штормов и

39

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ