Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АТР.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
77.56 Кб
Скачать

Современные международные отношения. Часть 2 - Проблемы укрепления безопасности в атр в условиях формирования современных международных отношений

Страница 25 из 25

Проблемы укрепления безопасности в атр в условиях формирования современных международных отношений

АТР является крупнейшим по площади и по численности населения в мире. Обычно к АТР относят: страны Северной Америки, Вост., Юго-Восточной и Южной Азии, Австралию, Новую Зеландию, малые государства Океании. АТР является одним из важнейших мировых регионов, Его политическое, экономическое и военное значение определяется рядом факторов: гигантскими размерами, наличием огромных людских ресурсов, развитой промышленностью, большим запасом полезных ископаемых. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций.

АТР является наиболее быстро растущим в экономическом отношении регионом мира. Здесь располагаются три государства с наибольшим объемом ВВП – США, Китай, Япония. В странах АТР представлены противоположные общественно-экономические и различные политические системы; их население полиэтнично и исповедует все три мировые религии – буддизм, христианство, ислам.

Основными факторами, определяющими военно-политическую ситуацию в АТР, являются:

· скрытое соперничество США, Китая, Японии, Индии за роль регионального лидера, которое оказывает существенное воздействие на развитие политических процессов в регионе;

· отсутствие регионального механизма коллективной безопасности – система военно-политической безопасности основывается преимущественно на двусторонних соглашениях, важнейшими из которых можно считать японо-американский «договор безопасности», соглашение о взаимопомощи между США и Республикой Корея, а также соглашение АНЗЮК (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания) по защите стран Малаккского полуострова;

· тенденция развития экономической интеграции на региональном и субрегиональном уровнях. Такие региональные организации как АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), АТЭС (Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества в Южной Азии) зарекомендовали себя как весьма эффективные;

· постепенное распространение сферы деятельности региональных организаций, изначально создававшихся с исключительно экономическими целями, на область безопасности. Это хорошо заметно в деятельности АТЭС, Регионального Форума при АСЕАН (АРФ);

· наличие большого числа очагов потенциальных конфликтов из-за территориальных споров, межэтнических и межконфессиональных противоречий, нестабильной внутриполитической ситуации в отдельных странах, осложняемых сохранением исторически сформировавшихся в них недоверия и подозрительности друг к другу (например, между Китаем и странами ЮВА, Японией и Кореей);

· появление большого количества новых видов и форм угроз региональной безопасности, зачастую уникальных, характерных именно для АТР, в числе которых морское пиратство, резкий рост контрабанды оружия, наркотиков, браконьерского промысла и нелегальной иммиграции.

Т.о. в АТР представлен весь спектр противоречий: идеологические (Корея), внутриполитические (Камбоджа), национально-этнические (Китай, зависимые территории), религиозные (Китай, Индонезия, Филиппины), территориальные (Япония и Россия, Япония и Китай, Китай и Вьетнам и др.), технологические (распространение ОМП и ракетных технологий) и международно-криминальные. Разумеется, между странами АТР существуют экономические противоречия и проблемы, но о них будет подробнее сказано при оценке военно-экономической обстановки в регионе.

К основным компонентам обеспечения региональной стабильности можно отнести традиционные — двусторонние и многосторонние обязательства в регионе, прежде всего в области безопасности — и новые — региональные экономические организации интеграционного типа. Основной проблемой стабильности в АТР и Восточной Азии является то, что регион долгое время не имел региональных организаций, которые регламентировали бы сферу безопасности на его территории. Отношения безопасности в регионе в основном базируются на двусторонних обязательствах.

Важнейшие союзы США в регионе заключены с Японией и Южной Кореей. Первый опирается на подписанный в Сан-Франциско в 1951 японо-американский Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Он не имеет четко оговоренного срока действия и предусматривает оказание США помощи Японии в случае возникновения угрозы миру и стабильности на Дальнем Востоке.

Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей был заключен в октябре 1953. Оба договора (с Японией и Юж­ной Кореей) предусматривают размещение военных баз на тер­риториях союзников, что, с одной стороны, дает возможность США иметь военные форпосты, с другой — делает американские контингенты «заложниками», гарантирующими вмешательство США в случае угрозы безопасности своим союзникам в регионе.

США имеют Договор о взаимной обороне с Филиппинами (подписан в 1953). Он тоже предусматривал наличие американских военных баз на Филиппинах. Процесс вывода американских войск с Филиппин начался в 1970-е и закончился в 1992. В то же время филиппинское правительство разрешило ВМС США на коммерческой основе использовать ремонтные доки бывшей американской базы в Субик-Бэй. Сингапур в 1990 предложил США разместить на своей территории службу снабжения ВМС; Малайзия и Индонезия, а с 1993 и Бруней согласились предоставить свои порты для ремонта военных кораблей США, что фактически компенсировало закрытие баз на Филип­пинах.

Из многосторонних соглашений, обеспечивающих безопасность и стабильность в регионе, следует упомянуть Договор безопасности между Австралией, Новой Зеландией и США(АНЗЮС), заключенный в 1951. Прямые военно-политические отношения между США и Новой Зеландией в рамках этого Договора были разорваны и трансформированы в две взаимосвязанные подсистемы двустороннего сотрудничества в области безопасности — между США и Австралией и между Австралией и Новой Зеландией.

Формально не денонсирован Манильский пакт 1954. Договор о коллективной обороне в Юго-Восточной Азии между США, Великобританией, Францией, Австралией, Новой Зеландией, Филиппинами, Таиландом и Пакистаном. Однако в 1976 по инициативе Филиппин и Таиланда организационные структуры существовавшего на его основе блока СЕАТО были распущены.

После эвакуации военных баз США с Филиппин и неоднозначного отношения населения к американцам там, где эти базы остались, система военно-политических союзов и соглашений в Восточной Азии и АТР приобрела в значительной степени виртуальный характер из-за неочевидности внешних угроз. В то же время все указанные выше соглашения остаются в силе как юридические документы, которые могут быть активизированы при определенных условиях. Виртуальность военно-политических союзов в регионе связана с тем, что региональные военно-политические альянсы рассматриваются с позиции «позитивной», а не «нулевой суммы», т. е. не как орудия враждебной по отношению к другим государствам политики, а как инструмент предотвращения агрессии и сохранения местной стабильности.

Из новых структур - созданный в 1995 региональный форум по вопросам безопасности (АРФ). В его состав вошли члены АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия,Мьянма, Камбоджа, Сингапур, Таиланд, Филиппины), государства — партнеры АСЕАН (США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, Россия, КНР), представители ЕС и КНДР. На очереди — Индия, Пакистан и Монголия.

!!!Однако эта организация не является военно-политической структурой; ее задача — поддержание многостороннего диалога и мониторинг ши­роко понимаемой военно-стратегической ситуации в регионе. Она пример «мягкого» типа многостороннего сотрудничества в области безопасности в регионе и позволяет обсуждать вопросы, связанные с поддержанием стабильности и предотвращением конфликтов.

Для многих сегодня очевиден тот факт, что определяющее внимание на ситуацию в регионе оказывают США, стремящиеся влиять на решение основных проблем Северо-Восточной Азии (жесткий курс в отношение КНДР).

Вместе с тем, деятельность АРФ затрудняется существен. расхождением внешнеполитических интересов азиатских и неазиатских стран-участниц. В частности, руководство большинства членов АСЕАН считает необходимым сохранение принципа «невмешательство во внутренние дела» суверенных государств. Оно не согласно рассматривать АРФ как структуру, имеющую право принимать решения, обязательные для всех ее участников. И в АСЕАН с настороженностью воспринимают идеи формирования международной системы безопасности при лидирующей роли США, Японии или Китая, т. к. считают, что это отодвинет государства ассоциации в решении региональных проблем на второй план.

Китайские эксперты полагают, что, сделав определенный слепок с ЕС, можно внедрить элемент «выдавливания» США (по Большакову С. И) из региона при формировании системы безопасности в АТР на перспективу. Однако подобная модель предусматривает заполнение именно Китаем того вакуума, который может образоваться в результате гипотетического ухода США из АТР. Поэтому китайский фактор, рассматриваемый в такой плоскости, вызывает подозрения у его региональных партнеров. Перспектива превращения Китая в регионального военного гегемона, имеющего к тому же ядерное оружие, заставляет эти страны сохранять видимую дистанцию в отношении тех проектов системы коллективной безопасности в АТР, которые исходят от Китая.

Цель форума: содействие миру и безопасности, стабильности и процветанию в АТР.Намечено, что к поставленной цели АРФ будет идти в три этапа: на первом содействуя становлению мер доверия в АТР, на втором - развивая механизмы превентивной дипломатии и на третьем - налаживая механизмы урегулирования конфликтов в регионе.

На ежегодных сессиях АРФ на уровне министров иностранных дел обсуждается самый широкий спектр угроз миру и безопасности АТР, начиная от локальных конфликтов до глобальных проблем.

Определен круг мер доверия, которые страны-участницы договорились постепенно внедрять в своих взаимоотношениях. Среди них - добровольное представление партнерам своих военных доктрин и концепций, издание "Белых книг" по оборонной проблематике, обмен курсантами военных ВУЗов, обмен в рамках АРФ данными, подготавливаемыми для передачи в регистр ООН по обычным вооружениям, приглашение наблюдателей на военные учения.

Помимо самого АРФ, в АТР функционирует еще ряд многосторонних структур, занимающихся проблемами регионально безопасности и являющихся по сути элементами "второй дорожки" форума. Наиболее представительная из них - Азиатско-тихоокеанский совет сотрудничества по вопросам безопасности (АТССБ). Эта неправительственная региональная организация объединяет специалистов по различным проблемам АТР из 18 стран, включая Россию, заинтересованных в налаживании неформального диалога по самому широкому спектру проблем укрепления регионального мира и безопасности.

В рамках "второй дорожки" АРФ осуществляет свою работу Куала-Лумпурский "круглый стол",проводящийся раз в год на базе Института стратегических и международных исследований Малайзии и собирающий на свои встречи ведущих специалистов различного профиля, интересующихся проблемами АТР.

На субрегиональном уровне действует еще одна неправительственная структура - Диалоговое совещание по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, с участием России, США, КНР, Японии, Республики Корея и с "открытой дверью" для КНДР (приглашена и может начать участвовать в работе Совещания в любой момент).

В еще более узком формате осуществляется взаимодействие по проблемам безопасности в Северной части Тихого океана в рамках так называемого "трехстороннего форума" (Россия, США и Япония), сформированного на базе ведущих научно-исследовательских центров трех стран.

Т. обр., в АТР уже складывается система многоуровневого сотрудничества, имеющего целью обеспечение безопасности и стабильности в регионе. Конечно, оно носит пока довольно аморфный характер и не имеет жестких организационных структур. Но именно такая форма взаимодействия позволяет рассчитывать на создание в регионе атмосферы доверия, способствующей постепенному сближению позиций стран-участниц и нахождению консенсуса на путях компромисса.

Специалисты ряда стран обращают, вместе с тем, внимание на то, что, если в южной зоне, то есть в Юго-Восточной Азии, имеется хорошо организованное и цементирующее ядро АСЕАН, которая на правительственном уровне всерьез занимается всем комплексом проблем этого субрегиона, то в северной зоне АРФ такая развитая межправительственная структура пока отсутствует. Упомянутые выше организации - Диалоговое совещание и "трехсторонний форум", хотя и выполняют полезную функцию, но носят сугубо неформальный характер и поэтому ограничены в своих возможностях. Между тем именно в СВА сохраняются наиболее серьезные угрозы безопасности. Там непосредственно пересекаются интересы таких великих держав как Россия, США, Китай и Япония, причем три из них обладают ядерным оружием. Там же сосредоточена значительная военная мощь, в том числе военно-морские флоты, сохраняются иностранные войска и военные базы. Именно в СВА остается и наиболее серьезная угроза миру и стабильности в АТР - корейская проблема.

В 1995 выработано «Соглашение о провозглашении ЮВА безъядерной зоной» - Договор о безъядерной зоне в Юго-восточной Азии (Бангкок).