Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

мезолит

.DOCX
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
32.3 Кб
Скачать

МЕЗОЛИТ

Историко-культурный фон

Мезолит – переходный период от верхнего палеолита к неолиту. Иногда его называют эпипалеолит. Некоторые специалисты по каменному веку не признают мезолит самостоятельной эпохой в хронологии каменного века. Исторически это довольно короткий период, который продолжался в разных регионах неодинаково долго. На Ближнем Востоке он длился с Х по VII тыс. до н.э., в Южной и Центральной Европе – с IX–VIII по VI–V тыс. до н.э., в степях Евразии – с VIII–VII по VI–V тыс. до н.э., а в лесных, таежных и северных районах – и того позже. Редкое население, бескрайние просторы степей, лесов и предгорий, обилие разной дичи и рыбы, а также резко континентальный климат создавали условия для консервации типов хозяйства и общественных институтов, которые сохранялись в течение тысячелетий, а в некоторых регионах существовали в совсем недавние времена.

Древние мезолитические культуры складывались на грани двух геологических эпох – плейстоцена и голоцена, когда на Евразийском континенте начали отступать ледники и на смену холодостойкой флоре и фауне пришли современные виды растительного и животного мира. Берега рек и озер приобрели современные очертания. Приледниковые тундры вместе с ледником отступили на север, а на их месте образовались степи. Северные области, занятые раньше ледником, постепенно превратились в зону хвойных и смешанных лесов.

Вымерли представители плейстоценовой фауны: мамонт, пещерный медведь, шерстистый носорог и другие. На смену им пришли современные животные: в степях – бык, онагр, осел, лошадь, антилопа-сайга, в лесах – лось, благородный олень, кабан, бурый медведь, волк, лисица. Эти перемены не могли не повлиять на образ жизни человека. Охота переориентировалась на менее крупных животных и мелкую дичь. Из коллективной она превратилась в индивидуальную и возникла необходимость в совершенно иных орудиях охоты. Вошел в широкое употребление лук, а также всевозможные ловушки, силки, западни. Поскольку в основном человек расселялся по берегам рек и озер, в это время возросла роль рыболовства. Появились сети, рыболовные крючки, верши, гарпуны, лодки-долбленки с веслами и т.п. В то же время в южных областях, наиболее удаленных от зоны распространения ледника, характер охоты и собирательства почти не менялся. Климатические изменения были здесь не очень значительными, и состав промысловых животных оставался прежним.

В эпоху мезолита получает распространение деревянная и плетеная посуда и утварь. Кремневая мезолитическая индустрия характеризуется микролитической вкладышевой техникой. В этот период начинает развиваться ручное ткачество, происходит приручение собаки. К концу эпохи мезолита относятся наиболее древние родовые кладбища (могильники), что может свидетельствовать об усложнении мировоззрения человека, о появлении у него более развитых форм мышления. В захоронениях этого времени найдены предметы быта, что подтверждает существование верований в загробную жизнь.

Общая характеристика искусства эпохи мезолита

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8 тыс. лет. В областях более благоприятных, например, в Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче: 5 – 6 тыс. лет. Природа этой паузы пока неясна. Великолепие мадленских росписей в пещерах юго-западной Франции и северной Испании сменяется простыми полосами красно-бурой охры на гальках азильской культуры (рис. 1.76). Может быть, период мезолита еще плохо изучен, может быть, расписные изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом, может быть, среди известных петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Вместе с тем, показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из наиболее ярких изобразительных памятников, принадлежность которых к эпохе мезолита наиболее вероятна, можно назвать буквально единицы. Это росписи на скалах Испанского Леванта, например, в ущелье Вальторта (рис. 1.77, 1.78, 1.79) и в Кантос-де-ля-Визера (Восточная Испания, рис. 1.80), рисунки на скалах Каменной Могилы на Украине (рис. 1.81), петроглифы Гобустана (Кобыстана) в Азербайджане (рис. 1.82) наскальные росписи в Дагестане и в Средней Азии (Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане). Похожи на мезолитические некоторые наскальные изображения Бхимпетки (Индия). Однако датировки всех этих памятников не вполне точны и не бесспорны.

Более надежно датированы предметы резьбы по дереву, кости и рогу, поскольку они найдены в мезолитических слоях или могилах. Но и эти находки очень редки: в Шигирском торфянике (рис. 1.83), в Оленеостровском могильнике (рис. 1.84) и на некоторых других памятниках. Дата Шигирского идола спорна (Мошинская, 1976: 46-47). Для двадцати с лишним могил Оленеостровского могильника получены калиброванные радиоуглеродные даты. При этом, ни одна из могил, содержавших изобразительные материалы в это число не попала. Диапазон дат очень широк: от середины X тыс. до середины V тыс. до н.э. Это само по себе должно стать предметом специального исследования, поскольку очевидно, что Оленеостровский могильник не мог функционировать как родовое кладбище 5000 лет. Редким мезолитическим изобразительным памятником с абсолютной датой по 14С (4450±85) является деревянная статуэтка из Фалькерака (Голландия, рис. 1.85).

Несмотря на незначительное количество достоверных мезолитических изображений, сравнение с художественной традицией предшествующей эпохи (верхнего палеолита) показывает, что в эпоху мезолита, при сохранении палеолитических традиций, зарождается новая стилистика. Образы животных и человека становятся менее реалистичными, появляются элементы схематизма, в живописи исчезает полихромность. Росписи выполнены силуэтом, чаще красной или черной краской без обозначения объема. На гравированных рисунках линия воспроизводит только общий контур изображаемого объекта, но зато все выразительные средства очень экспрессивны. Многие персонажи показаны в движении. Это достигается подчеркиванием тех деталей (ноги у людей и животных, руки у людей, развороты туловищ) которые указывают на стремительное движение.

В искусстве эпохи мезолита появляется уже несомненная повествовательность, отражающая попытки человека отразить некий сюжет, разворачивающийся во времени. Зачатки экспрессивности и повествовательности можно видеть и в некоторых фресках эпохи верхнего палеолита, например, бизоны на плафоне Альтамиры или «парад зверей» из Шове; «коррида» из пещер Ляско и Виллар и др. Но там они редки и не всегда несомненны. В наскальном искусстве мезолита это проявляется в обилии многофигурных композиций, изображающих человека и его занятия (танцы, поединки, сбор плодов, загон скота). Главным же сюжетом мезолитического искусства остается охота.

Ареалы мезолитического искусства

Европа

Испанский Левант. В прибрежных районах Восточной Испании, вдоль всего побережья Средиземного моря, от Барселоны до Гибралтара сосредоточено довольно много местонахождений наскальных изображений, получивших общее название «левантийское» искусство. ..Подавляющее большинство изображений это – росписи красно-бурой, черной и редко – белой краской. Гравировки очень редки. Красителями служили уголь, зола, гематит и лимонит. Как правило, изображения сохранились в гротах, под скальными навесами и в некоторых пещерах. Например, пещера Альпера, открытая в 1910 г., стала для левантийского искусства тем же, чем Альтамира – для франко-кантабрийского.

В искусстве испанского Леванта намного яснее, чем в изображениях эпохи верхнего палеолита прослеживаются сюжетно-повествовательные композиции. В них запечатлены сцены повседневной жизни: столкновения между группами людей, охота, ритуальные танцы и т.п. (см. рис. 1.78, 1.79, 1.80). Изображения имеют небольшой размер (до 30 см). Они выполнены сплошным силуэтом, без каких-либо попыток передачи светотени. Наиболее типичной для этого региона можно считать роспись из ущелья Вальторта в провинции Кастельон. Здесь намеренно приведены три копии одной и той же росписи, чтобы показать неполные совпадения. Возможно, что эти копии снимались в разное время, за которое отдельные детали были утрачены.

Каменная Могила (Украина). Предположительно к мезолитическому времени относятся петроглифы в урочище Каменная Могила около г. Мелитополя в долине р. Молочной (рис. 1.86). Местонахождение представляет собой выход коренных осадочных пород, – в данном случае – песчаника. Это – каменистый холм, в котором благодаря выветриванию образовались гроты. На потолках гротов и на других плоскостях известны многочисленные резные и процарапанные изображения (рис. 1.87). Из-за плохой сохранности они либо трудноразличимы и прочитываются с трудом, либо вовсе предстают как случайные наборы прямых и изогнутых линий (рис. 1.88). Иногда в них угадываются образы животных – быков, козлов. Самыми ранними изображениями считаются силуэты быков и знаки в виде решеток. Некоторые исследователи, изучавшие изображения на плоскостях Каменной Могилы видят здесь даже мамонтов и носорогов. ..

Гобустан (Кобыстан, Азербайджан). К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна балок и оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор Беюк-Даш, Кичик-Даш, Джингир-Даг и Язылы-Тепе, сложенных известняком и другими осадочными породами, высотой до 600-700 м (рис. 1.89). На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто проф. Исхаком Джафарзаде в 1939 г. ..Сейчас здесь насчитывается около 6000 изображений, расположенных на более, чем 700 плоскостях скал и гротов. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м.) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями (рис. 1.90).

Петроглифы Гобустана накопились за очень длительный исторический период протяженностью в 8-9 тысячелетий, с конца VII тыс. до н.э. и до средневековья. Максимальное скопление древних изображений находится на возвышенностях Беюкдаш и Кичикдаш. Изображения выполнены различной техникой: выбивкой (рис. 1.91), гравировкой (рис. 1.92), резьбой с последующим протиранием (рис. 1.93) и прошлифовкой.

Наиболее ранний пласт рисунков Гобустана состоит из выдолбленных и протертых в известняке силуэтов людей: мужчин и женщин, с луками в руках или через плечо или взявшихся за руки (может быть, танцующих?). Среди контурных гравированных изображений самыми древними считаются большие, свыше 3 м, рисунки диких быков (рис. 1.94). Здесь многие наскальные изображения животных имеют большие размеры. На скалах Гобустана есть изображения разных типов лодок. Как считают местные исследователи, наиболее древние из них – маленькие с находящимися в них людьми. Текущие поблизости реки, летом либо пересыхают, либо очень мелководны. Единственным основанием для объяснения этих изображений может быть близость моря и то, что они использовались для рыболовства и охоты на тюленей.

По мнению А. Д. Столяра и А. А. Формозова древнейшие петроглифы Гобустана относятся к мезолитическому времени. Датировка подтверждается тем, что некоторые изображения перекрыты культурными отложениями, в том числе и позднемезолитическими. Много изображений животных: быков, маралов, хищников, рыб, пресмыкающихся и насекомых. На территории Гобустана создан историко-художественный заповедник (1967), сотрудники которого ведут систематические исследования. Высказаны предположения о более глубокой древности некоторых петроглифов Гобустана (верхний палеолит), однако пока они не получили достоверного подтверждения.

Россия

Чинна-Хитта и Чувал-Хвараб-нохо (Дагестан). К мезолитическому времени, возможно, относятся изображения писаниц Чинна-Хитта (рис. 1.95), Чувал-Хвараб-нохо (рис. 1.96) и Харитани I, расположенных в горном Дагестане. В ущелье Чинна-Хитта обнаружены три отдельные группы рисунков. Две группы находятся на стенах так называемого «Основного грота»» – неглубокой ниши в скальном карнизе, третья – в соседнем гроте. Все наскальные рисунки выполнены на желто-бежевом слое пустынного загара охрой ярко-красного, почти оранжевого цвета, реже – темно-красного. Рисунки антропоморфных существ, животных, солярные и другие знаки выполнены тремя техническими приемами исполнения – контурным, силуэтным и линейным.

В. М. Котович, изучавшая эти рисунки, предполагает, что они были созданы жителями расположенной поблизости Чохской мезолитической стоянки. Правда, вряд ли к этому времени относится изображение всадника.

Азия

Узбекистан, Зараут-Камар. В юго-западных отрогах Гиссарского хребта (Узбекистан), в горах Кугитанг, на высоте около 2000 м над уровнем моря, в ущелье Зараут-Сай находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник – грот Зараут-Камар. Расписные изображения из этого грота были открыты в 1939 г. местным охотником И. Ф. Ламаевым, хотя есть основания предполагать, что кто-то копировал эти рисунки раньше. Затем об этом памятнике была издана книжка художницы А. Рогинской (1950). Ее первоначальные выводы о том, что роспись относится к эпохе палеолита, оказались ошибочными. Судя по стилистическим признакам, самые ранние изображения Зараут-Камара могут быть датированы мезолитической эпохой или, во всяком случае, не раньше (Формозов, 1966). Всего в ущелье было найдено 26 пунктов с изображениями.

Роспись в гроте Зараут-Камар сделана охрой разных оттенков (от серо- и красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры, быки и джейраны. Здесь представлена третья, наибольшая по размерам (в поперечнике – более 60 см) группа изображений, в которой большинство исследователей видит охоту на быка (рис. 1.97). Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков (рис. 1.97a) и «хвостатые» фигуры, очень похожие на те, с поднятыми и натянутыми луками, которые мы видели на аналогичной по содержанию фреске из Чатал-Хююка (рис. 1.98). У всех фигур первого типа из-под одежды выступают какие-то предметы: палки с загнутым вниз концом. Эту сцену можно трактовать по-разному: и как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф из цикла, о котором уже шла речь при рассмотрении сцены «корриды» из Ляско.

Грот или, точнее – ниша, навес Зараут-Камар непригодны для жилья, поэтому культурного слоя здесь нет. Однако место удобно для засады. Возможно, что оно использовалось охотниками для выслеживания добычи, а в рисунках отразилось некое ритуально-магическое содержание. Красный цвет рисунков обусловлен высоким содержанием железа в минерале, который входил в состав краски. Со временем железо выщелачивалось, вымывалось, рисунки покрывались известковыми натеками, тускнели и приобретали иные оттенки.

Таджикистан, Шахты. Роспись в гроте Шахты (ударение на последнем слоге), по имеющимся на сегодняшний день данным, вероятно, самая древняя в Средней Азии. Ее обнаружил в 1958 г. В. А. Ранов во время его работы в составе широко известной в те времена Памирской экспедиции, организованной Академией наук СССР для поисков «снежного человека». И хотя экспедиция не обнаружила никаких его следов, выполненный ею огромный объем работ по различным направлениям науки (геология, зоология, ботаника, этнография, археология и т.д.) был весьма важным и результативным. Находки В. А. Рановым стоянки каменного века и, особенно, данной росписи были выдающимися археологическими открытиями. «Что означает слово Шахты, – пишет В. А. Ранов, – я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова «шахт», что значит скала».

Грот находится на Памире в Горном Бадахшане, в небольшой долине Шахты-сай. Роспись расположена на задней стене грота (рис. 1.99). На прорисовке слева видна антропоморфная фигура в птичьей маске (вспомним сцену корриды из Ляско). Эта фигура вызвала у В. А. Ранова ассоциации с образом страуса. В этой связи он напоминает о находках скорлупы страусовых яиц в Забайкалье и в Монголии на стоянках каменного века. Но, конечно, в данном случае В. А. Ранов имеет в виду не птицу, а человека, охотника, ряженного под страуса. Есть в нем что-то общее и с антропоморфными фигурами из Зараут-Камара. Дальше – фигуры животных. Первая слева очень похожа на кабана, две следующих больше напоминают медведей. На спине и у морды правого медведя красной охрой нарисованы две стрелы. Такие же стрелы можно видеть на многих палеолитических пещерных росписях (например, в пещере Нио). По общему мнению всех специалистов, которое обращались к этой росписи, ее возраст не позднее мезолита.

Бхимбетка (Индия). В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скальные выходы коренных, в основном, осадочных пород, в частности, такого же, как в долине Енисея, девонского буро-коричневого песчаника (рис. 1.100). Скалы очень выветрены, в них много пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Считается, что в окрестностях Бхопала, столицы штата Мадхья Прадеш рисунки сохранились на стенах около 500 пещер. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка, которое было открыто в 1953 г. проф. В. Ваканкаром из Викрамского университета. Ваканкар считает, что название Бхимбетка происходит от имени Бхимы – эпического героя Махабхараты.

Здесь найдено большое количество различных ритуальных сцен, сцен охоты, единоборства с быком (коррида), изображения повозок и колесниц, солнечноголовых божеств и т.д. Начиная с 1963 г. живопись Бхимбетки вместе с В. Ваканкаром несколько лет изучал атташе по культуре посольства США в Индии Роберт Брукс. В 1978 г. международной экспедицией под руководством Лотара Ванке (Австрия, Грац) при участии Ваканкара и других специалистов из Швейцарии, Чехословакии, Австрии и Индии было составлено предварительное описание 7 больших скоплений расписных, гравированных и выбитых изображений и сделано много фотографий.

Индийские археологи датируют некоторые из изображений Бхимпетки очень ранними эпохами, включая верхний палеолит. Однако твердых оснований для этого нет. Судя по тем живописным изображениям, которые приведены здесь (рис. 1.101), их возраст скорее всего не раньше мезолита. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.

Литература

ДЖАФАРЗАДЕ И. М., Гобустан. – Баку, «ЭЛМ». – 1973. – 347 стр.

ЗОЛОТАРЕВ А. М. Родовой строй и первобытная мифология. – М., «Наука». – 1964. – 328 с.

КОТОВИЧ В. М., 1976. Древнейшие писаницы горного Дагестана. – М., «Наука». – 100 с.

МИРИМАНОВ В. Б. Первобытное и традиционное искусство. – М., «Искусство», Dresden, Ver. der Kunst. – 1974. – 319 с.

МОШИНСКАЯ В. И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. – М.: «Наука». – 1976 – 132 с.

ОБЫДЕННОВ М. Ф., КОРЕПАНОВ К. И. Человек в искусстве Урала, Прикамья и Среднего Поволжья. – Уфа. "Юрика". – 2001. – 236 с.

РАНОВ В. А. Рисунки каменного века в гроте Шахты // СЭ, 1961, № 6, сс. 72-81.

РОГИНСКАЯ А. Зараут-Сай (записки художника). – М., Гос. Изд, Дет. Лит. Минпрос СССР. – 1950. - 54 с.

РУСТАМОВ Д. Гобустан – очаг древней культуры Азербайджана. – Баку: «Нурлан». – 2000. – 62 с.

ФОРМОЗОВ А. А. Книга о древней наскальной живописи в Узбекистане // СЭ, 1951, № 3, сс. 213-216.

ФОРМОЗОВ А. А. О наскальных изображениях Зараут-Камара в ущелье Зараут-Сай // СА, 1966, № 4, сс. 14-26

ФОРМОЗОВ А. А. Очерки по первобытному искусству. – М.: «Наука». – 1969. – 255 с.

ШЕР Я. А., Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: «Наука». – 1980. – 328 с.

7