Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к Экзаменам - Проблемы ТГП.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
170.31 Кб
Скачать

67. Предмет и метод правового регулирования.

Правовое регулирование — это целенап­равленное воздействие на поведение людей и обществен­ные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Право не должно, да и не может регулировать все об­щественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно оп­ределена сфера правового регулирования.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-пер­вых, это отношения, в которых находят отражение как ин­дивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализу­ются взаимные интересы их участников, каждый из кото­рых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удов­летворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные пра­вила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходи­мость правового регулирования имущественных отношений.

Вторую группу образуют отношения по властному уп­равлению обществом.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов уп­равления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.

В теории право­вого регулирования принято выделять два метода правово­го воздействия.

Метод децентрализованного, диапозитивного регулиро­вания построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интере­сы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирова­ния базируется на отношениях субординации между участ­никами общественного отношения. При его помощи регули­руются отношения, где приоритетным, как правило, явля­ется общесоциальный интерес. В государственно-организо­ванном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизо­ванное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому центра­лизованные, императивные методы используются в публич­но-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

68. Проблемы в понимании законности и ее принципов.

Основу законности образует строгое, неуклонное соблюдение, испол­нение норм права участниками общественных отношений.

Принципами принято называть систему основополагающих начал, глубинных характеристик законности, выражающих ее природу и назначение. Принцип государственно-правовой жизни - означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения - населению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.

В литературе называют как разные принципы, так и их число. Тем не менее чаще всего среди принципов, на которых строится законность, указывают на: единство; всеобщность; реальность;целесообразность; гарантированность; неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение; взаимосвязь законности и культуры.

Рассмотрим содержание каждого из этих принципов.

Принцип единства законности предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны. При этом предполагаются единое понимание и применение законов на всей территории государства, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений.

Принцип всеобщности законности означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов.

Принцип реальности выражается в цели законности - достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм.

Принцип целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства

обеспечения организованности и порядка. В сфере правореализации данный принцип означает, что участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется при назначении мер взыскания, воздействия на правонарушителя и др.

Принцип гарантированности означает, что прочная законность невозможна в стране без

действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

Принцип неотвратимости юридической ответственности характеризует юридическую сторону законности. Ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия. При этом меры воздействия на правонарушителя должны быть строго индивидуализированными: соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим обстоятельствам.

Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.

Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписа­ния, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности ука­занных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выража­ющийся в том, что большинство участников общественных от­ношений соблюдают и исполняют правовые предписания. Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполне­ния норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными органи­зациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами — всеми, без исключения). При этом принцип вы­ступает как идеальная форма законности — соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все право­вые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности. С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление — право­вой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации право­вых требований и предписаний, результат соблюдения, исполне­ния правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие обстоятельства:

— во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способа­ми, кроме совершенствования правового регулирования и обес­печения законности;

— во-вторых, укрепление законности закономерно и неиз­бежно приводит к укреплению правопорядка;

— конкретное содержание правопорядка зависит от содержа­ния законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.

Законность в условиях определенного исторического периода определенного государства, его политического режима и т.п. наполняется конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных деспотий, афинской рабо­владельческой демократии, феодального абсолютизма демо­кратических или тоталитарных режимов современности имеет огромные различия, хотя законность всегда остается соблюде­нием, исполнением норм права, а правопорядок — ее результа­том.

Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной (носители законности — то, что должно соответствовать правовым требованиям); субъект­ной (состав субъектов, на которых распространяются обязан­ность соблюдать правовые предписания и право требовать та­кого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон законности и определяет различный объем ее содержа­ния в конкретных исторических условиях, повышение или сниже­ние ее роли в обществе.

Так, основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты — норматив­ные и правоприменительные акты, различные документы, отноше­ния людей и пр. Их законность или незаконность во многих случаях имеет особо важное значение. В частности, именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Консти­туции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный поря­док рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилась одной из существенных причин массовых необоснованных репрес­сий в СССР периода 30-х — начала 50-х гг. Содержание законности в значительной степени зависит от состава ее субъектов. Боль­шинство ученых связывают само понятие законности с деятель­ностью всех участников общественных отношений, т.е. государ­ства, его органов, общественных и иных организаций, должност­ных лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значи­тельно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в неко­торых случаях и общественные организации. Но исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими правовых предписаний. Проис­ходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление значительно более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъек­тов. Такое сужение круга субъектов законности в условиях админи­стративно-командной системы способствовало появлению «мер­твых зон», не подвластных закону. И хотя при этом провозглаша­лись идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы ее действия постоянно оставалась верхушка партийного и государ­ственного аппарата, а нередко и ряда государственных органов. В период культа личности Сталина это привело, в частности, к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя — к развитию коррупции, формированию системы кланов, десяти­летиями безнаказанно осуществлявших преступную деятель­ность. Подобные явления имеют место и в настоящее время.

Таким образом, сужение круга субъектов законности раз­рушает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приво­дит к размыванию режима законности. Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство авторов связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм, сфор­мулированных в законах. Принятие этой позиции означало бы исключение из сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что в конечном счете неизбеж­но приведет к ослаблению режима законности в стране.

Высказывалось и мнение о том, что в понятие законности входят сами нормы права, само законодательство. Законность действительно теснейшим образом связана с правом, с законо­дательством, не может без них существовать: люди соблюдают, исполняют не абстрактные лозунги, а конкретные правовые предписания. Содержание законодательства, таким образом, определяет содержание законности, ее нормативную сторону. Однако сами правовые нормы являются предпосылкой, а не элементом законности. В противном случае возникает иллюзия, что укрепление законности может быть достигнуто только за счет совершенствования законодательства. Необходимо и суще­ствование самостоятельного научного понятия, отличного от за­конодательства, которое в то же время отражало бы механизм перехода от правовой возможности к правовой действительнос­ти.

Выделение сторон содержания законности позволяет по-ново­му взглянуть на ее историческое развитие. Различия в содержа­нии законности и правопорядка в разных исторических условиях определяются прежде всего нормативной и субъектной сторо­нами этого содержания: во-первых, степенью регламентации отдельных сторон социальной жизни, конкретным содержанием законодательства, отражением в нем интересов различных клас­сов и социальных групп и т.п., а во-вторых, составом субъектов, обязанных соблюдать правовые нормы и имеющих право требо­вать такого соблюдения от других, т.е. кругом управомоченных и обязанных субъектов законности.

В любом обществе в число лиц, обязанных строго соблюдать закон, входят все представители порабощенных классов и, как правило, значительная часть господствующего класса, причем соответствующее требование последовательно поддерживается принудительной силой государства. Тем самым подавляющее большинство населения в условиях всех общественно-экономи­ческих формаций и всех политических режимов вынуждено дей­ствовать в соответствии с существующим законодательством. Вместе с тем в конкретных исторических условиях, при различ­ных политических режимах какая-то часть господствующего класса и верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Здесь возможны различные варианты, которые зависят от политического режи­ма, формы правления, уровня культуры населения, особенно политической и правовой, состояния правового регулирования и пр. Но это не влияет на конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловлено и про­является в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности. Все это объективно обусловливает то обстоятельст­во, что формальные законность и правопорядок в определенных условиях могут превратиться в свою противоположность, став «возведенным в закон беззаконием».Так, многие негативные явления в нашем обществе были не только результатом нарушения законов.

Существовало немало нормативных актов, которые не соот­ветствовали интересам общества. Их «строгое соблюдение» на деле означало «строгое нарушение», т.е. приводило к отрица­тельным последствиям для народа, для интересов социального развития. Поэтому совершенствование законодательства пред­полагает создание надежных механизмов выявления и отраже­ния в законах воли народа, интересов прогрессивного развития общества.