Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике_.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.53 Mб
Скачать

13.2. Форма уведомления

Действующее российское законодательство требует, чтобы уведомление было направлено должнику в письменной форме, независимо от того, в какой форме совершается сама сделка уступки.

Содержание уведомления не регламентировано, но по характеру данного документа из него должно ясно следовать, какое право и какому лицу уступлено. При частичной уступке определяется, в какой части право требования передано другому лицу. Хотя закон этого прямо и не требует, уведомление должно быть подписано направившим его лицом <*>. Это требование вытекает из некоторых различий, возникающих при получении уведомления от цессионария или цедента. Уведомление может быть подписано или цедентом, или цессионарием, или ими совместно. Как пишет В.А. Белов, подпись под уведомлением имеет принципиальное значение, поскольку определяет достаточность его содержания <**>.

--------------------------------

<*> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1. С. 377.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Белова В.А. "Уведомление должника об уступке требования и его юридическое значение" включена в информационный банк.

<**> См.: Белов В.А. Уведомление должника об уступке требования. С. 131.

Дискуссионным является вопрос о возможности рассмотрения в качестве уведомления документа, подписанного третьим лицом (не цедентом или цессионарием). Г. Дернбург считал, что должник имеет право не принимать во внимание уведомление об уступке, сделанное третьими лицами, поскольку он вправе полагать, что известие о совершившейся цессии будет доставлено непосредственно участвующими лицами <*>. По этому поводу В.А. Белов замечает, что возможны ситуации, когда не только цессионарий, но и цедент окажется лишенным возможности сделать уведомление иначе, чем через третьих лиц. Так как уведомление об уступке - это не предъявление самого уступленного требования, В.А. Белов считает недопустимым формализмом требовать, чтобы уведомление исходило непременно от лица, которое является или являлось обладателем требования. Лицом, которое может сделать уведомление об уступке, рассчитывая на его обязательность, предлагается считать любое дееспособное лицо <**>.

--------------------------------

<*> См.: Дернбург Г. Пандекты. Т. 2. С. 131.

<**> См.: Белов В.А. Уведомление должника об уступке требования. С. 132.

В рассматриваемых отношениях формализм способствует определенности. Особенно это важно в отношениях с должником, для которого вопрос доверия к уведомлению - это прежде всего вопрос освобождения его от исполнения обязательства платежом тому или иному лицу. Во избежание излишних рисков необходимость учета должником информации, поступившей от третьих лиц, в качестве уведомления должна быть устранена. На практике ситуации, когда ни цедент, ни цессионарий не имеют реальной возможности направить информацию об уступке, вряд ли могут иметь место. Одновременно следует указать на различия между ситуацией, когда уведомление направляет любое третье лицо, и ситуацией, когда уведомление направляется от имени цедента или цессионария по их поручению.

Российская правоприменительная практика при определении объема информации, которую должен представить цессионарий (новый кредитор) должнику в уведомлении, исходит из того, что оно должно содержать исчерпывающую информацию как о самой уступке, так и о договоре, на основании которого она совершается. В результате во многих случаях должники не производят платеж ни первоначальному, ни новому кредитору, оспаривая основание уступки (договор между этими лицами). Позиция, требующая направления должнику информации об основаниях уступки, не вытекает из положений гл. 24 ГК РФ. Пункт 3 ст. 382 ГК РФ говорит о необходимости извещать должника о состоявшемся переходе права, а не об основаниях такого перехода.

В отношениях по финансированию под уступку денежного требования вопрос о содержании уведомления урегулирован более подробно. Статья 830 ГК РФ требует, чтобы уведомление об уступке требования финансовому агенту направлялось должнику в письменной форме и содержало бы определение подлежащего исполнению денежного требования, а также указывало на финансового агента, которому должен быть произведен платеж. Уведомление может быть направлено как клиентом, так и финансовым агентом.

В Конвенции об уступке дебиторской задолженности "уведомление об уступке" определяется как "сообщение в письменной форме, в котором разумно идентифицируются уступленная дебиторская задолженность и цессионарий" (подп. "д" ст. 5). "Письменная форма" означает любую форму, в которой информация является доступной для ее последующего использования (подп. "с" ст. 5).