Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Арбитражный процесс.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
1.9 Mб
Скачать

Тема 3.9. Производство по делам с участием иностранных лиц

§ 1. Правовое положение иностранных лиц в арбитражном процессе

§ 2. Компетенция арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных лиц

§ 3. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц

§ 4. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

§ 1. Правовое положение иностранных лиц в арбитражном процессе

От точного, однозначного уяснения понятия и состава иностранных лиц, как участников российского арбитражного процесса, зависит возможность предоставления им при нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судебной защиты (доступа к российскому правосудию).

Понятие «иностранные лица» - собирательная, обобщающая категория, включающая в себя лиц, имеющих различный правовой статус. К названной группе АПК РФ 2002 г. (ст. 247) относит иностранные организации, международные организации, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Под международной организацией понимается межгосударственная, межправительственная организация, учрежденная на постоянной основе, имеющая органы управления и действующая для достижения определенных целей. АПК РФ не раскрывает понятия «иностранные организации». К ним относятся учреждённые за границей коммерческие и некоммерческие организации, обладающие статусом юридического лица. Иностранными организациями можно также считать иные корпоративные образования, легитимно функционирующие в хозяйственном обороте своих государств, но формально не обладающие статусом юридического лица (например, простые товарищества в Великобритании, Германии, товарищества торгового права в Австрии, корпорации де-факто в США).

Указанный в ст. 247 АПК РФ перечень иностранных лиц - участников арбитражного процесса не является исчерпывающим. Ими также могут быть: любое иностранное государство - при наличии определённых условий (ст. 251 АПК РФ), а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), не осуществляющие предпринимательскую деятельность - по делам исключительной (специальной) подведомственности арбитражных судов РФ (ст. 33 АПК РФ).

Основой процессуально-правового статуса иностранных лиц в арбитражном процессе является национальный правовой режим (режим процессуального равноправия). Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выступать в процессе в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц. Также иностранные лица могут участвовать в процессе в качестве заявителей и заинтересованных лиц: например, выступать по делам о несостоятельности (ст. 224 АПК) и об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 219 АПК), подавать заявления о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами (ст. 254 АПК РФ).

Национальный правовой режим иностранных лиц в арбитражном процессе носит не абсолютный, а относительный характер ввиду наличия в законодательстве исключения из него. Оно связано с возможностью установления Правительством Российской Федерации ответных ограничений (реторсий) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан (ч. 4 ст. 254).

Ещё одним исключением из национального режима иностранных лиц, по-видимому, можно считать закреплённое в ч. 1 ст. 254 АПК РФ правило о том, что процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены в международном договоре. Ранее национальный режим, закреплённый в российском (советском) процессуальном законодательстве, позволял распространять правила о процессуальных льготах на иностранных лиц, если иное прямо не было предусмотрено в международном и (или) российском законодательстве.

Действия национального режима по отношению к иностранным лицам предполагает распространение на иностранных лиц всех правил о представительстве. Однако, это не означает, что представительство иностранных лиц в арбитражном процессе не имеет никаких особенностей. Они касаются как вопросов определения круга лиц, могущих быть представителями иностранных лиц в арбитражном процессе, так и правил оформления и подтверждения полномочий на ведение дел.

Представлять интересы иностранных лиц в арбитражном суде, кроме лиц, указанных в ст. 59 АПК РФ, могут иностранные адвокаты и консулы иностранных государств. Иностранные адвокаты могут участвовать в арбитражном процессе в качестве представителей только при наличии надлежащей регистрации в специальном реестре и исключительно по делам, связанным с рассмотрением вопросов права данного иностранного государства и не связанным с вопросами государственной тайны РФ.

Положения о консульском представительстве иностранных лиц содержатся в многосторонних и двусторонних консульских соглашениях с участием РФ (ранее СССР). Консульское представительство иностранных лиц в судебных органах является одной из функций консула по защите прав граждан, организаций своего государства за рубежом. Особенностью консульского представительства является то, что консулы представляют в российских судах граждан своих государств без доверенности.

Оформление и подтверждение полномочий представителя иностранного участника арбитражного процесса имеет определённую специфику, обусловленную необходимостью удовлетворения требованиям как отечественного, так и иностранного и международного права. Доверенность, выданная за границей, подлежит оценке по праву государства её выдачи (ст.ст. 1209, 1217 ГК РФ), должна быть надлежащим образом легализована, или иным образом удостоверена (ст. 255 АПК РФ). Кроме того, при установлении объёма полномочий представителя, закреплённых в выданной иностранным лицом доверенности, необходимо учитывать истинное содержание письменного уполномочия с учётом языковых особенностей.

Арбитражные суды РФ вправе рассматривать экономические споры с участием сторон, обладающих международно-правовым статусом, определяемым как судебный иммунитет.

Судебным иммунитетом обладают иностранные государства в силу своего суверенного происхождения и международные организации. При этом иммунитет государства носит обычно-правовой характер, а международные организации наделяются иммунитетом правовыми актами, закрепляющими их статус.

Судебный иммунитет означает изъятие одного государства из-под судебной юрисдикции другого государства. Он охватывает все стадии судебного процесса и включает в себя:

1) судебный иммунитет в узком смысле слова – саму неподсудность одного государства суду другого;

2) иммунитет от принятия мер по обеспечению иска;

3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

В доктрине и практике существуют две теории иммунитета иностранного государства – абсолютного иммунитета и функционального иммунитета.

Согласно теории абсолютного иммунитета нельзя предъявить иск к иностранному государству, применить к его собственности обеспечительные меры, а также обратить судебное взыскание на его имущество без согласия этого иностранного государства. Сегодня абсолютный иммунитет распространён в таких странах, как Япония, Китай, Бразилия, Норвегия, Португалия, странах СНГ.

Теория функционального иммунитета исходит из того, что иммунитет за иностранным государством признается лишь в тех случаях, когда оно осуществляет суверенные функции, служащие проявлением государственной или публичной власти, то есть действия jure imperium. Когда же государство осуществляет функции внешнеэкономического, внешнеторгового характера, занимается какой-либо коммерческой деятельностью (jure gestionis), действует в качестве частного лица, оно иммунитетом не пользуется и участвует в судопроизводстве на общих основаниях. Функциональный иммунитет получил закрепление в национальном законодательстве США, Великобритании, Сингапура, Пакистана, ЮАР, Канады, Австралии, Аргентины, а так же в судебной практике Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Греции.

Разновидностью функционального иммунитета является ограниченный иммунитет. В отличие от функционального он ограничивает иммунитет не на основе общего критерия – деления деятельности государства на суверенно-властную и частную, а путём введения перечня конкретных случаев, когда государство не пользуется судебным иммунитетом. Источниками создания ограниченного иммунитета являются международные договоры.

В России (ранее в СССР) до последнего времени придерживались доктрины абсолютного иммунитета (ст. 435 ГПК РСФСР 1964 г., ст. 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР 1961 г., ст. 213 АПК РФ 1995 г.). В новом арбитражном процессуальном законодательстве России наметилась тенденция перехода от абсолютного судебного иммунитета к функциональному. Законодатель, используя в ч. 1 ст. 251 АПК РФ формулировку «иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти», разделив тем самым его деятельность на публично-правовую и частноправовую, ввёл функциональный судебный иммунитет иностранного государства. Лица, наделённые судебным иммунитетом, могут от него отказаться. Такой отказ должен быть произведён в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ).