Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / Сделки слияний и поглощений Донцов.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
48.9 Mб
Скачать

Как планировать процесс покупки/продажи акций.

Современное рейдерство – не маски-шоу с выносом директора на руках, а адвокаты в белых рубашках.

Три ситуации, по которым не очень всё хорошо

  1. Рейдерский захват

  2. Конкуренты

  3. Большой нежелательный элемент – типа не очень приятных ребят

Как это урегулировать?

  1. Полный запрет на продажу – хорошо, потому что устав/договор, но не в уставе АО, несчастный миноритарий любой стоимости мешает.

  2. Без согласия другого акционера нельзя продавать – мажоритарий не даёт своё обещанное согласие. Просто вот не даёт согласия – и всё. Ликвидность ограничена. Согласие может быть и в ООО, и в АО, при этом максимальный срок в АО – 5 лет. В зарубежном праве это lock-up, это 2-3 года обычно и считается нормальным с общеэкономической точки зрения. Потому что деньги инвестированы сегодня, а в отчётности прибыль мы увидим через 2-3 года как раз. В некоторых ситуациях lock-up 180 дней, но только по сделкам IPO на бирже.

  3. Right of First Refusal/Offer – все переводчики говорят, что «преимущественное право» - pre-emptive right, это при размещении дополнительных акций. Преимущественное право при продаже – first refusal. RoFR – когда акционер, который хочет продай акции, приносит сделку; я прихожу и говорю кто у меня будет покупать и на каких условиях. Это важно, потому что предприниматель понимает, что приходит соратник по духу, - ок, а если кто-то плохой, то он пользуется своим преимущественным правом, это даёт большую прозрачность для акционеров, которые остаются. Потому что тут важна личность приобретателя пакета акций. В примере выше страхоёбище лесное сыграло негативную роль, а вот если бы это была госкорпорация с огромными активами – тогда конечно бы их взяли. Наша концепция была раньше RoFR, потом на хоз-денежные отношения и меньше личности  RoFO, и Донцову это очень не нравится, он всегда указывает в своих уставах кому продаётся этот пакет.

  4. Tag along/drag along. Соответственно, либо «прилепляешь», либо «тащишь». Tag-along очень хорошо развит и по которому миноритарию предлагается продать свой пакет акций мажоритарию. Мажоритарий, продавая свой пакет акций/ лицо у которого 50%+1, обязано воздержаться от продажи пакет в с случае если он не сделал предложения продать пакеты на своих условиях (то есть мин продаёт по цене мажоритария)  главное счастье миноритария продать да и с участием в премии за контроль. У них появляется ликвидность пакет. Drag-along – возм для маж предл покупат компанию без миноритар продать свои акции вместе с собой  для приобретателя это гуд если он хочет 100% и не договариваться потом с миноритариями. Является ли drag-along проблемой? Можно ли продавать пакет неопределённому третьему лицу? Ответом стала конструкция, когда заключается опцион, который может исполнить мажоритарий исключительно для продажи со своим пакетом, то есть сначала покупка на себя для цели последующей перепродажи? Похоже на ПАО при обязательном предложении и принудительном выкупе. Только это в нПАО. можем ли мы написать сценарий в договоре/уставе что есть нежелательные элементы и все продаётся по преимущественному праву, а нежелательным элементам – по согласию, то есть процедура корпоративная разделяется; но на бумаге выглядит ужасно, потому что список конкурентов/нежелательных лиц меняется с течением времени.

  5. Обеспечение ликвидности пакета способами иными чем продажа своего пакета одному третьему лицу - exit options – выводим компанию на IPO и он будет иметь возможность продать свой пакет в первоочерёдном порядке; sounds good, doesn’t work, потому что IPO затрагивает огромные слои всяких ребят типа инвестиционных консультантов и банков и прочего и заставить компанию по суду сделать IPO – практически невозможно.

НДС – косвенный налог на потребление, и когда компания выставляет счёт, в счёт на цену вставляется ещё налог  компания признает за собой обязательство передать налог в бюджет

Налогоплательщик – тот, кто производит реализацию РТиУ, но налоговое бремя несёт покупатель

Банки, страховые, индустрия РЦБ частично – освобождены от НДС

Два элемента НДС – уплата НДС есть обязательство уплатить в бюджет. С другой стороны – право на вычет входящего НДС.

Какая-то уёбищная схема по вычету 18% процентов.

Трудовые отношения:

  1. Обязательные социальные отчисления, которые вовсе, конечно, не налоги. Тут есть элемент возмездности (её нет в налогах), но с точки зрения администрирования их, то оно перешло в НК.

  2. НДФЛ – плательщик – ЮЛ/ИП – должны выступать в роли налогового агента. То есть налог исчисляет и уплачивает в бюджет налог. На НА обязанность посчитать + удержать налог при выплате дохода + выплатить его в бюджет. Это вот по з/п

Налогоплательщик – организация/ФЛ/ИП/ЮЛ. Налоговый резидент/нерезидент.

Презюмируется, что российская компания является резидентом, а иностранная – нерезидентом.

Налоговый резидент – это вот про объем обязательства, который субъект-налогоплательщик несёт перед государством в конкретной налоговой юрисдикции, то есть налоговая обязанность ограничена или нет: у налогового резидента она не ограничена и всё у него взимается; нерезидент – попадает в периметр нациоанльного законоадтельства но есть инструментарий, который его ограничивает: только в отношении доходов и операций которые он совершает в отношении имущества, которое привязано как-то к территории.

У нас упрощённый подход к резиденству. 183 дня – привязка к налоговой юрисдикции, провёл – автоматом стал резидентом РФ  декларируй весь свой доход в РФ – 13%. Меньше 183 – не резидент  только из российских источников, но 30%.

Налоговое резиденство не привязана к гражданству. Для ЮЛ это квазигражданство и инкорпорированность в России.

Что нового: новые подходы в отношении иностранных компаний.

ИЮЛ может присутствовать в РФ в нескольких видах

  1. Просто у него может источник доходов  например выдала заем и получает доходы/купила акции и дивиденды  пассивные доходы в РФ, то есть нерезидент, налог на прибыль организации исчисляется, только будет исчислять и отправлять плательщик, то есть источник дохода. «налог на доходы источника» = налог на прибыль, просто вот по такой хитрой схеме. Может быть соглашение об избежании двойного налогообложения  как правило, будет ограничивать/снижать ставку. Как правило, с дивидендами и royalty payments. Сейчас тенденция к уходу от освобождения от обложения на доходы от акций.

  2. Имеет место деятельности в РФ – создает статус постоянного представительства. То есть офис, строительная площадка, монтажный объект. Наличие зависимого агента – когда иностранная компания и у неё весь бизнес за границей в россии она заключает договор с ЮЛ/ФЛ и доверяет ведение, дает полномочие на ведение какой-либо деятельности от своего имени, не обязательно договоров, даже просто ведение переговоров  уже постоянное представительство будет. Но всё равно нерезидент  мы можем взять налог с прибыли аллокируемой с места дохода. Как выше схема ороче, прибыль в ЮЛ. Какая-то статья в 25 главе, в РФ есть место деятельности + место управления

  3. Внутренняя корпоративная и управленческая жизнь компании такая всратая что в России формируются управленческие решения. То есть на нашей территории управляют иностранной компанией. Для образования места управления достаточно, чтобы тут был исполнительный орган или управленцы осуществляли управление на территории РФ.

Вводили эту норму как пресекательную норму. Как правило, такие выебоны – это чтобы избежать налогов. Более 1/3 российских прямых инвестиций – с Кипра

Доход учредителя может быть в форме дивидендов/инвестор  в виде прироста стоимости (когда инвестор выходит)

Операционная прибыль  дивиденды  чистая прибыл после уплаты расходов  возникает налогообложение на дивиденды.

Дивиденды для налогов – всегда пропорциональные дивиденды. Если вы имеете по соглашению диспропорциональную прибыль, то в режиме налогов всё будет по пропорции.

Акционер – ЮЛ

Акционер – либо 13%, либо 0%, когда освобождаются при условии:

  1. Доля участия не менее 50% и доля или акции находятся во владении не менее 365 (то есть не портфельные инвестиции). + вполне возможно что у российского акционера есть какие-то инвестиции в иностранных компаниях – здесь то же самое. Исключение: 0% процентов не применяется для ребят с оффшоров. + чёрный список Минфина. Participation exemption – освобождение от участия.

  2. Если выплачивает иностранном акционеру – 15% будет. Вопрос в том, есть ли это соглашение об избежание двойного налогообложения. С нулевой ставкой всего 1-2, и это ближний восток всё. Остальные просто снижают где-то до 5-10%. Кипрское соглашение – до 10% для всех и до 5% для тех, кто инвестировал не менее 100к долларов. Голландское – доля участия 25% порог + размер инвестиций не менее 75к евро. есть прекрасные схемы, когда соглашение на соглашении, и уходит это дело в оффшоры, и конечного бенефициара вообще не видно – поэтому Минфин ругался на этих ребят. Но лектор считает, что это, конечно, не главное. соглашения не поменялись, но сейчас практика применения соглашений изменилась. Меняется она почти каждодневно в сторону ужесточения за счёт введения в НК концепции «фактическое право на доход» - ст. 7 даёт определение. Соглашения говорят, что можно воспользоваться льготой по соглашению, если не злоупотребляешь + имеешь резидентство в конкретной юрисдикции + есть представительство в РФ + имеет фактическое право на доход (это относительно получателя дохода). У нас 80 соглашений таких, большую часть подписали в 90-ые, и ничего не менялось, кроме вопроса соблюдения соглашений – налоговый орган стал читать, что там написано, а там вполне чётко написано, что если не хотите – льготу можете не предоставлять, если ребяты злоупотребляют. Цель создания компании/сделки не может быть в к конкретной юрисдикции, если вы просто хотите попасть под соглашение. Если в соглашении не написано этого, оно должно применяться, якобы это заложено в конецпии соглашения.

    1. Ст. 7 п.2 – лицо, имеющее фактическое право на доход, имеет право пользоваться и распоряжаться доходом. Иностранное лицо не признается имеющим право на доход, если его право на распоряжение ограничено и если получатель дохода – лишь посредник, который ничем не рискует и отдаёт доход лицу, которое не имеет соответствующих льгот.

ЮЛ  к/г  BVI

Вот от ЮЛ к к/г можно ехать кривым путём.

Тема деоффшоризации в Росси аналогична размыванию налоговой базы в мире.

Beneficial owner – лицо, имеющее фактическое право на доход. Тут появляется 115-ФЗ и ставит нам порог в 25%, но это неналоговая концепция от ФАТФ. Бенефициарный собственник – ФЛ наверху?

Короче, сделали реестр бенефициарных владельцев бизнесов. И в рамках НК вступила в силу новая глава об автоматическом обмене информацией в отношении этих вот бенефициарных владельцев.

  • Финансовые счета – не только банковские счета, это ещё и отношения со страховыми и инвестиционными фондами, доли участия в пассивных холдинговых компаниях, трастах, foundtations etc

  • Собирается инфа о лицах, контролирующих эти счета – QYC procedure. Налоговый орган там дальше по юрисдикции сортирует и отправляет по домам инфу.

То есть операционная прибыль  взяли налог на прибыль  дальше пытаются просмотреть всю цепочку до конца, смотрят, могут ли применить соглашения, потому что если конечный бенефициар – опять российский, надо будет плотеть нологе

Правила КИК; есть ФЛ/ЮЛ, являющееся налоговым резидентом РФ, и это лицо контролирует иностранную компанию/структуру (траст/фонд). Тут в фокусе контроль за распределением прибыли. Возможность оказывать влияние на её распределение, пороговая доля – 25% индивидуальный или комбинированный – 10%, но все русские резиденты более 50%. Суть правил CFC rules. Суть в том, чтобы стимулировать распределение регулярное прибыли из иностранных компаний на уровень контролирующего лица к резидентам. Короче, чтобы деньги шли куда надо к налоговым органам.

Если прибыль не распределяется регулярно? Нераспределенная чистая прибыль иностранной контролирующей компании и прибавляют к налоговой базе налога на прибыль по ставке 25%.

Закончили 2017 год, в течение 2018 не распределила.  при формировании последней годовой декларации на 31.12.2018 что-то там куда-то платишь короче блять 25% и страдаешь, а если бы распределил  получил бы 13% или вообще 0%.

Есть исключения, в частности для активных компанияй/высокооблагаемых налоговых юрисдикциях. В сухом остатке – компании в оффшорах и юрисдикциях, где ставка корпоративного налога менее 15%.

Купля-продажа и передача акций и долей. На практике большая часть сделок по продаже бизнесов – сделки по передаче долей/акций, то есть по продаже компаний.

Налоговое преимущество в виде НДС и налогообложения дохода.

Как имущественный комплекс. У покупателя есть право на вычет входящего НДС, продавец отправляет деньги в бюджет, покупатель потом за ними ходит в бюджет. Всё криво короче. А НДС там большой. Если же предмет – акции/доли – НДС нет. Это большое преимущество. Если продаем вместе с ЮЛ  доход у акционера, то есть элиминируется один уровень налогообложения дохода; дальше уже по ситуации: Фл  НДФЛ 20%, ЮЛ – на прибыль, ИЮЛ – мб и не будет.

Ещё раз про participation exemption – привязана к сроку владения не менее 5 лет и действует только по тем долям и акциям после вступления в силу нормы – с 1 января 2011 года. + работает в отношении необращающихся акций или долей и высокотехнологических секторах. Короче от этого если ты русский не уйти.

Для иностранных продавцов акций и долей такое есть при недвижимости в УК которая составляет более 50% балансовой стоимости. Тут он платить налог на прирост стоимости платить не будет. Когда есть недвидимость в активах определенные соглашения будут давать освобождения – до 2016 года был Кипр, до сих пор – Голландия, Германия, Австрия.

Корпоративная реорганизация.

Любые формы нейтральны с точки зрения налогообложения. Если меняешь ОПФ – никак на налоги не влияет. Это освобождение идёт в ногу с принципом сохранения стоимости: нельзя манипулировать стоимости в рамках передачи активов. Roll over правило. Такой же принцип сохранения стоимости действует в отношении имущественного вклада в УК. Учредитель создает компанию и в УК передает имущество  эта сделка практически нейтральна с точки целей налога на прибыль. Просто вместо имущества приобретаются акции. А стоимость акций признает эквивалентной стоимости имущества  поменял одно на другое, стоимость первого перенес на второе.

А вот если он решит выйти из бтизнеса и продать акций  вычет стоимости приобретения  налог с продажи акций будет. Если есть цель долгосрочного инвестирования  налогообложения не будет возникать.

Дмитрий Седов

Valuation in M&A Context

В контексте м&а в России фундаментальная оценка может не совпадать и с ожиданиями продавца, и с ожиданиями покупателя. Понимание её основ позволяет управлять ожиданиями клиентов.

Basic theory behind methodologies

Useful terminology and financial metrics calculation

Common stock comparison valuation method

Deal comparison valuation

Discounted cash flow

Fairness opinion

Просто оценка компании для целей бухгалтерских и аудиторских + м&а + предложение + финансирование. Loan to value – размер кредита относительно оценки компании.

Всё-таки, это не точная наука, это не точные финансовые штуки, это стык статистики, бухучёта и прочего говна.

Есть три стула-инструмента оценки:

  • Сравнение с публичными торгуемыми компаниями, которые раскрывают финансовую информацию  можно посчитать, сколько стоит компания непубличная; фокус на публичный элемент

  • Сравнение сделок – с какими параметрами и по какой цене кто-то подобные компании когда-то купил; фокус на непубличный элемент

  • Метод дисконтированных денежных потоков.

Естественно, никогда не используется один метод. Кроме финального этапа, цена обычно выражается диапазоном, и только когда сделка приходит к подписанию, мы можем увидеть точную цифру – продавцы дозарабатывают и етс

Очень базовая теория.

  • Каждый актив – финансовый, реальный, финксированный, объект – имеет свою стоимость, по которой можно его купить и продать

  • Относительная оценка – предполагает, что рынок оценивает одинаковые активны одинаково. Это не обязательно одна цифра, но одинаковый подход, метод, способ оценки. Мы предполагаем, что у всех участников этого рынка одинаковы доступ к одной и той же информации  активы должны оцениваться одинаково

  • Если активы похожи, но разного размера? Используется некая стандартизация – стоимость компании на единицу чего-то – чистой прибыли, выручки, операционного показателя, нефть, пользователей. Грубо говоря, доллар ЧП такой компании стоит 10$ - стоимость пропорционально различается. Оценка единицы финансового результата при этом будет близкой.

Компания стоит столько, сколько стоят все денежные потоки созданные компанией по сегодняшней цене. Рубль или доллар сегодня стоит дороже, чем рубль или доллар завтра. Кредит  проценты за пользование. Стоимость каждого доллара кредита через год стоит для должника на ставку процента меньше, чем сегодня. Это концепция Временной стоимости денег. Приведение будущего к сегодняшнему дню – дисконтирование. Будущее мы уменьшаем, приводя к сегодняшнему дню, используя ставку дисконтирования – стоимость капитала. Это та ставка, по которой мы берём кредиты.

Pv = fv/(1+i%)n

Стоимость компании = стоимость всех свободных денежных потоков которые получает организация за вычетом операционных расходов приведенная к сегодняшнему дню

Две вещи запомнить

  1. Стоимость компании равна приведенных к сегодняшнему дню денежных потоков

  2. У денег есть стоимость во времени

Когда у компании появляется стоимость  на неё имеют права всякие акционеры и кредиторы. Нет кредиторов  нет долгов  компания на 100% финансируется акционерным капиталом  весь денежный поток после выплаты налогов зарплат и прочего – свободный денежный поток организации, который в виде дивидендов могут получить акционеры. Если есть кредиторы – то они должны получить свои проценты и долг  когда считаем стоимость компании = стоимость акционерного капитала = рыночная стоимость долга.

Владельцы обыкновенных акций + привилегированных акций + кредиторы + владельцы миноритарных долей в дочерних предприятиях – то, чем не владеют акционеры.

У нас есть стандартизированные метрики оценки.

Считаем мы через мультипликатор. Часто мы привязываем его к расчётному параметру EBITDA. прибыль компании до налогов, процентов по кредитам, амортизации, материальных и нематериальных активов. Почему мы используем его, такой расчётный показатель? Он наиболее близок к тому, что является свободным денежным потоком компании. Interest – рассчитывается до вылпаты процентов  имеют виды акционеры и кредиторы! Мы смело можем посчитать, сколько стоит в терминах стоимости компании одна единица показателя ЕБИТДЫ. На рынке компания стоит 100 единиц, а годовая ЕБИТДА 10, то 100/10 – мультипликатор 10. Поэтому мы можем применить его к любой публичной компании. Это стандарт  удобно для сравнимых компаний.