Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Конспекты статей Коновалова 116 2020.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
134.94 Кб
Скачать

Декабрь Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность (а.И. Казанник)

В этой статье А. И. Казанник (1) рассказывает, как ст. 129 о прокуратуре оказалась в главе 7 «Судебная власть» Конституции, и (2) объясняет, почему прокуратура является отдельной и самостоятельной ветвью власти.

1. История ст. 129:

(Кратко) Место ст. 129 Конституции РФ определено в структуре Основного Закона без каких-либо научных обоснований, вследствие вынужденного компромисса в напряженной борьбе за сохранение системы прокуратуры России, по субъективному усмотрению бывшего Президента РФ Б. Н. Ельцина.

(Более подробно) Согласно первой версии статьи, прокуратура полностью лишалась функций надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, координации работы ПО и уголовного преследования, т. е. становилась придатком судов и наделялась лишь судебно-процессуальными полномочиями. Потом из проекта Конституции эта статья вообще куда–то пропала. Тогда Ген. прокурор Казанник подготовил два варианта ст. 129 (расширенный и краткий) и пришел к Ельцину требовать включить хоть что–нибудь в проект Конституции. Ельцин звонит в редакционную комиссию, а та отвечает: «Это чисто сталинские формулировки … направлены на сохранение тоталитарного коммунистического режима, открытой диктатуры. Демократической России прокуратура не нужна». Ельцин пожимает плечами, говорит, что ничего поделать тут не может. В итоге Казанник смог пробить включение краткой версии ст. 129 в проект Конституции.

2. Прокуратура в России осуществляет четвертую, самостоятельную, ветвь государственной власти, которую с полным основанием называют прокурорско-надзорной.

Аргументы:

1) Прокуратура организационно не включается на конституционном уровне ни в одну из трех классических ветвей власти. Единая система государственной власти включает в себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается ими.

2) Конституционными гарантиями организационной обособленности прокуратуры служат особый порядок ее формирования, а также наделение правовым статусом самостоятельного звена единой системы государственной власти.

3) В основу организации и деятельности органов прокуратуры положены принципы единства системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.

4) Все органы прокуратуры РФ связаны между собой функциональными связями, то есть общими функциями, и поэтому не могут существовать вне системы.

5) Для осуществления своих функций прокуратура России использует особые полномочия, специфические формы и методы деятельности, которые по своему характеру не могут применяться другими органами государственной власти.

6) Прокуратура России как самостоятельная ветвь государственной власти является важнейшим и неотъемлемым элементом системы "сдержек и противовесов", уравновешивания других ветвей власти, их согласованного функционирования. Средство – прокурорский надзор; право обращения Ген. прокурора в КС РФ. В свою очередь, законодательная власть и Президент РФ сдерживают чрезмерное усиление прокурорско-надзорной власти.

(То же самое, но одним предложением) Прокуратура РФ имеет признаки самостоятельной ветви государственной власти: она (1, 2) организационно обособлена от других органов государственной власти, (3) отличается специфическими принципами организации и деятельности, (4) наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, (5) использует особые формы и методы реализации своих полномочий, (6) обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.

В заключении Казанник говорит, что прокуратура России коренится в особенностях народного характера, является нашим исконным учреждением. На протяжении веков она сформировалась как уникальная система по эффективному осуществлению прокурорско-надзорной власти. Прокуратура России нуждается не в реформировании, а в расширении полномочий, в укреплении высококвалифицированными кадрами.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: Некоторые моменты в статье устарели!

1) С 2014 г. глава 7 Конституции называется не просто «Судебная власть», а «Судебная власть и прокуратура».

2) По реформе 2020 г. почти все прокуроры, в т. ч. Ген. прокурор, назначаются Президентом после консультаций с Советом Федерации; изначально Ген. прокурор назначался Советом Федерации по представлению Президента, а остальные прокуроры – Ген. прокурором.