Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
GP_Sessia.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
03.01.2023
Размер:
598.21 Кб
Скачать

Расторжение договора проката

Расторжение договора проката прежде всего осуществляется по общим правилам о расторжении договора аренды. Вместе с тем арендатор, в отличие от арендодателя, вправе в любое время отказаться от исполнения договора проката без объяснения мотивов отказа. Достаточно лишь письменно предупредить арендодателя об этом намерении не менее чем за 10 дней (п. 3. ст. 627 ГК). В течение 10 дней с момента такого предупреждения договор сохраняет силу.

Досрочный возврат прокатного имущества является основанием для прекращения выплаты арендной платы и возвращения арендатору той ее части, которая уплачена за период, в течение которого арендатор имуществом не пользовался (п. 2 ст. 630 ГК). При этом обоснованным, на наш взгляд, будет лишь требование арендатора о возврате арендной платы за период, исчисленный со дня, следующего за днем истечения 10-дневного срока предупреждения об отказе от договора. В силу этого предписание п. 3 ст. 627 ГК о праве арендатора в любое время отказаться от исполнения договора практически значимо лишь для договоров, заключенных на более или менее продолжительный срок (месяц, несколько месяцев и т.д.).

18. Договор аренды транспортных средств.

Определение объекта аренды в договоре аренды транспортного средства подчиняется общему правилу, в соответствии с которым в договоре должны содержаться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК).

ГК дает определение договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа как реальных, моментом возникновения прав и обязанностей по которым является момент передачи транспортного средства арендатору (ст. 632 и ст. 642 ГК).

Договор аренды транспортного средства с экипажем и без него относится к числу взаимных, так как вытекающие из него обязанности возлагаются на каждую из сторон, и возмездных, поскольку обе разновидности договора предполагают обязанность арендатора уплатить арендодателю арендную плату (фрахт).

Наличие или отсутствие в договоре аренды транспортного средства условия об оказании арендодателем услуг по управлению им и по его технической эксплуатации не влияет на нормативные требования к форме данного договора.

Договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа должны заключаться в письменной форме независимо от срока аренды (ст. 633 и ст. 643 ГК; ст. 201 и ст. 214 КТМ). При этом ни в § 3 главы 34 ГК, ни в транспортных уставах и кодексах не содержится указания на недействительность договоров, заключенных с нарушением требования о письменной форме, в силу чего ее несоблюдение влечет общие последствия, предусмотренные ст. 162 ГК.

Несмотря на относимость подлежащих государственной регистрации воздушных, морских и речных судов к недвижимости, к договорам аренды этих транспортных средств правила о регистрации договоров аренды недвижимости, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК, не применяются (ст. 633 ГК).

Унифицированными в отношении аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа являются правила о сроке договора. В отличие от общих положений об аренде, к договорам аренды транспортных средств не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (абз. 2 ст. 632 и абз. 2 ст. 642 ГК). В остальном срок в рассматриваемых договорах регулируется общими положениями об аренде (ст. 610 ГК). Законодатель не установил предельных (максимальных или минимальных) сроков аренды, договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. Если срок аренды не будет определен сторонами в договоре транспортного средства, такой договор по общему правилу будет считаться заключенным на неопределенный срок.

Нормы § 3 главы 34 ГК диспозитивно позволяют арендатору по обеим разновидностям рассматриваемого договора сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды без согласия арендодателя (п. 1. ст. 638 ГК и п. 1 ст. 647 ГК). Кроме того, в обоих случаях арендатору предоставлено право без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства.

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК).

Как видно из указанного определения, предмет договора аренды транспортного средства с экипажем синтетически сочетает такие элементы, как предоставление транспортного средства в аренду и оказание услуг по управлению и технической эксплуатации этого транспортного средства.

Специфика предмета договора аренды транспортного средства с экипажем предопределяет особенности содержания данного договора, которые проявляются в том, что в сравнении с общими положениями об аренде и правилами об аренде транспортных средств без экипажа на арендодателя возлагается более широкий круг обязанностей, а арендатор имеет дополнительные права. В частности, арендодатель обязуется оказывать услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства, содержать транспортное средство и, если иное не предусмотрено договором, страховать транспортное средство и нести расходы по оплате услуг и содержанию экипажа. В свою очередь, арендатор наделен правом давать членам экипажа обязательные распоряжения, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства, и освобожден от обязанности содержать арендованное имущество.

Обязанности арендодателя по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации законодатель очертил в общем виде, указав, что предоставляемые арендодателем услуги должны обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (п. 1 ст. 635 ГК). Управление транспортным средством обычно подразумевает вождение, пилотирование, оказание услуг проводника, штурмана и других аналогичных услуг, являющих собой как непосредственное воздействие членов экипажа на транспортное средство, так и руководство экипажем.

При этом следует обратить внимание на то, что разделение услуг по управлению транспортным средством и услуг по его технической эксплуатации носит условный характер, а норма о предоставлении обоих видов услуг по договору аренды транспортного средства с экипажем является императивной. Поэтому для целей регулирования аренды транспортных средств с экипажем данные услуги должны рассматриваться в комплексе. Стороны не вправе перераспределить обязанности по управлению и технической эксплуатации между собой иным образом, например, возложив на арендодателя обязанность осуществлять только техническую эксплуатацию и передав обязанность управлять транспортным средством арендатору.

Помимо оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрено оказание арендатору более широкого круга услуг (п. 1 ст. 635 ГК).

Деятельность по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации в рамках договора аренды осуществляется силами укомплектованного арендодателем экипажа. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, то состав и квалификация экипажа конкретного транспортного средства определяются требованиями обычной практики эксплуатации транспортных средств данного вида и условиями договора (п. 2 ст. 635 ГК).

Члены экипажа являются работниками арендодателя. Поэтому они подчиняются внутреннему трудовому распорядку арендодателя и выполняют его распоряжения, относящиеся к процессам управления и технической эксплуатации транспортного средства. Из трудоправовой связи арендодателя с членами экипажа, а также из самой обязанности последнего своими силами оказать арендатору услуги по эксплуатации транспортного средства логично вытекает обязанность арендодателя нести расходы по оплате услуг и содержанию экипажа транспортного средства (абз. 3 п. 2 ст. 635 ГК). Арендодатель в качестве работодателя обязан выплачивать членам экипажа заработную плату, нести расходы по обеспечению их спецодеждой, питанием, оплачивать командировочные расходы, обучение, повышение квалификации и пр. Между тем норма абз. 3 п. 2 ст. 635 ГК является диспозитивной, и стороны могут предусмотреть иной порядок несения указанных расходов, закрепив за арендатором обязанность компенсировать их арендодателю полностью или частично.

Поскольку транспортное средство в рамках договора аренды переходит во владение и пользование арендатора, последнему предоставлено право давать членам экипажа транспортного средства обязательные распоряжения, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК, ст. 206 КТМ, п. 2 ст. 62 КВВТ), в том числе указывать направления и интервалы движения, определять количество рейсов, состав перевозимых грузов и др. При этом коммерческую эксплуатацию транспортного средства следует понимать широко, как процесс реализации арендатором любых целей, для достижения которых он взял в аренду транспортное средство с экипажем. Например, коммерческой эксплуатацией будет охватываться как осуществление арендатором перевозки грузов третьих лиц с целью извлечения дохода, так и выполнение поездок для удовлетворения арендатором собственных (в том числе некоммерческих) нужд.

Обязанность нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией арендованного транспортного средства, по общему правилу лежит на арендаторе (ст. 636 ГК, ст. 204 КТМ, п. 2 ст. 62 КВВТ). К таким расходам арендатора относятся не только прямо поименованные в законе издержки по оплате топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (воды, масел, порошков и др.), а также сборов (корабельного, канального, лоцманского, маячного, навигационного, ледокольного и др.), но и все прочие расходы, которые возникают в результате использования арендатором транспортного средства в обусловленных договором аренды целях (оплата парковки, проезда по платной автодороге и др.). Следует отметить, что данное правило является диспозитивным, и стороны вправе договориться о том, что расходы по коммерческой эксплуатации транспортного средства, как и расходы по его технической эксплуатации, несет арендодатель.

Обязанность по содержанию транспортного средства в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем возлагается на арендодателя, который в течение всего срока договора обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства. Обеспечение надлежащего состояния транспортного средства достигается путем проведения арендодателем его технического обслуживания, выполнения регламентных, ремонтных и профилактических работ, осуществления мойки, уборки и других подобных работ. В отличие от общих положений об аренде, выполнение этой обязанности подразумевает осуществление арендодателем как текущего, так и капитального ремонта транспортного средства (ст. 634 ГК). Арендодатель обязан снарядить транспортное средство для целей эксплуатации, укомплектовать его всеми необходимыми для его эксплуатации принадлежностями (насос, домкрат, буксировочный трос, трап, спасательная шлюпка, весло, багор, лебедка и др.). Кроме того, обязанность по содержанию транспортного средства включает осуществление арендодателем необходимых разрешительных процедур и формальностей (прохождение государственного технического осмотра, инструментального контроля, оформление судовых документов и пр.). Обязанность поддерживать сданное в аренду транспортное средство в надлежащем состоянии закреплена за арендодателем императивно. Поэтому стороны договора аренды транспортного средства с экипажем не вправе иным образом урегулировать этот вопрос.

Если страхование транспортного средства или ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, обязательно в силу закона или договора, то по общему правилу обязанность осуществлять такое страхование и нести соответствующие расходы также закрепляется за арендодателем. Однако стороны могут договориться о том, что обязанности по страхованию возлагаются на арендатора (ст. 637 ГК, п. 3 ст. 203 КТМ).

Определенной спецификой обладают правила об ответственности сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем.

Ответственность за гибель или повреждение арендованного транспортного средства по общему правилу несет сам арендодатель (ст. 639 ГК). Такое правило объяснимо тем, что в большинстве случаев сохранность транспортного средства обеспечивается действиями членов экипажа, которые являются работниками арендодателя. Обязанность возместить арендодателю причиненные убытки может быть возложена на арендатора только в том случае, если будет установлено, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды. Наличие таких обстоятельств не презюмируется, бремя их доказывания падает на арендодателя. В частности, в силу положений ст. 1068 ГК арендатор будет отвечать перед арендодателем за вред, причиненный действиями сотрудников арендатора при исполнении ими служебных обязанностей, если арендодатель докажет, что соответствующие повреждения транспортному средству нанесли именно сотрудники арендатора. В договоре аренды стороны могут предусмотреть ответственность арендатора за случайные (не связанные с виновным поведением арендатора) повреждения транспортного средства, произошедшие, к примеру, вследствие неконтролируемого воздействия перевозимых арендатором химикатов. При этом арендодатель также должен будет доказать, что повреждения возникли в результате такого воздействия.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, а также его механизмами, устройствами и оборудованием, несет арендодатель в соответствии с нормами ГК об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 640 ГК, п. 3 ст. 61 КВВТ).

Согласно ст. 1079 ГК обязанность возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, возлагается на его владельца. Однако, несмотря на то что титульным владельцем транспортного средства при его аренде выступает арендатор, законодатель, признавая транспортное средство источником повышенной опасности, закрепляет обязанность возместить причиненный им вред за арендодателем. Такой порядок регулирования обусловлен тем, что при аренде с экипажем транспортное средство физически не выходит из-под контроля арендодателя, поскольку техническая эксплуатация и управление транспортным средством выполняются силами работников арендодателя, за действия которых он отвечает.

В связи с тем, что деятельность, связанная с использованием транспортных средств, представляет повышенную опасность для окружающих, ответственность арендодателя как владельца источника повышенной опасности наступает независимо от его вины (п. 1 ст. 1079 ГК). В то же время, если будет установлено, что вред, причиненный третьим лицам в результате использования арендованного транспортного средства, возник по вине арендатора, арендодатель, возместивший вред, приобретает право обратного требования (регресса) к арендатору в размере выплаченного возмещения. При этом обязанность доказывания вины арендатора в таких случаях возлагается на арендодателя.

Соседние файлы в предмете Вещное право