Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kitay_-_Yaponia_Lyubov_ili_nenavist_65311.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
19.45 Mб
Скачать

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт востоковедения

3. Л. Каткова, Ю. В. Чудодеев

КИТАЙ — ЯПОНИЯ: ЛЮБОВЬ ИЛИ НЕНАВИСТЬ?

К проблеме эволкшии соииально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия

(VII в. н. э. - 30-40-е годы XX в.)

Москва ИВ РАН - Крафт+

2001

ББК 88.5 (5Кит + 5Я) К29

Рецензенты:

кандидат исторических наук В. А. Корсун, кандидат философских наук В. Ф. Феоктистов

К29 Каткова 3. Д., Чудодеев Ю. В.

Китай — Япония: любовь или ненависть? К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия (VII в. н. э. — 30—40-е годы XX в.).

— Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001. - 376 с.

ISBN 5-89282-165-Х

В монографии впервые в российском китаеведении предпринята попытка наметить основные черты и проследить вехи в эволюции стереотипов китайско-японского взаимовосприятия, выявить те его компоненты, которые проявляются и в современном подходе китайцев и японцев друг к другу. Книга помогает глубже понять определенные тенденции межнациональных отношений в современных условиях и предназначена для сравнительно широкого круга читателей, интересующихся проблемами истории и социальной психологии.

ISBN 5-89282-165-Х

ББК 88.5(5Кит.+5Я)

©3. Д. Каткова, Ю. В. Чудодеев,2001

©Институт востоковедения РАН, 2001

©Крафг+, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

4

Глава 1. Формирование и эволюция традиционных

 

стереотипов китайско-японского взаимовосприятия

 

в период средневековья

9

Глава 2. Кризис традиционного восприятия Японии.

 

Революция Мэйдзи и отклик Китая

34

Глава 3. Вызов традиции: новый взгляд на Японию

 

(конец XIX начало XX вв.)

75

Японская модель развития в интерпретации китайских

реформаторов

75

Особенности восприятия Японии различными кругами

китайской общественности накануне Синьхайской

 

революции

94

Япония глазами Сунь Ятсена (90^е годы 1$Х. в.)

114

Глава 4. Японское давление и реакция Китая

 

(10-20-е гг. XX в.)

143

«21 требование» 1915 г

143

«Движение 4 мая» 1919 г.: взрыв антияпонского

 

национализма

175

Япония в оценке Сунь Ятсена

 

конца 10-х — начала 20-х гг

189

Глава 5. От противостояния к войне

202

Япония в оценке лидеров Гоминьдана

 

(Чан Кайши, Дай Цзитао, Чжан Цюнь). 1928-1937 гг 202

Агрессия Японии и реакция Китая

237

Заключение

288

Примечания

296

Библиография

333

Указатель имен

361

Summary

368

Contents

371

ВВЕДЕНИЕ

Проблема отражения на различных уровнях общественного сознания взаимоотношений того или иного социума с окружающим миром за последнее время получила значительную актуальность. Складывающиеся на протяжении сравнительно длительного времени стереотипы восприятия («образы») других стран и народов, неся на себе определенную социальную нагрузку, в массовом сознании обладают значительной инерционностью и могут выступать в качестве достаточно устойчивого традиционного фактора. В настоящее время уже очевидна невозможность достоверного анализа состояния и перспектив межгосударственных отношений без учета сложного комплекса чувств и настроений во взаимоотношениях социумов, взаимопроникающих стереотипов и противоречивых представлений, складывающихся под влиянием исторических традиций, идеологической деятельности правящих кругов государств, классовых симпатий или антипатий представителей тех или иных слоев общества. Не преувеличивая степень обратного воздействия на политику такого рода стереотипов и представлений, заметим, что косвенно они влияют на формирование особого, специфического микроклимата во взаимоотношениях между отдельными народами. Примером такого рода являются китайско-японские отношения.

При анализе современных отношений между Китаем и Японией, компонентом которых являются вместе с тем и отраженные в общественном сознании стереотипы взаимовосприятия двух народов, интересно обратиться к прошлому и рассмотреть, какие представления друг о друге складывались у них в процессе длительного взаимодействия. Очевидно, что на формирование этих представлений оказывали влияние многие факторы, прежде всего характер общественных отношений в каждой из стран, характер отношений между странами, наконец, традиции.

Ввеление

5

Как известно, китайская культурно-историческая традиция в прошлом оказала огромное воздействие на японское общество. В свою очередь Японии принадлежит особое место в исторических судьбах Китая, прежде всего в новое и новейшее время. Географическая близость двух стран, их культурно-расовая общность, а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за последние сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая), наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай, предопределили и особое место Японии в китайском общественном сознании.

В представленной работе авторы предприняли попытку наметить основные черты и проследить вехи в эволюции стереотипов китайско-японского взаимовосприятия, выявить те их компоненты, которые, трансформируясь, сохраняют определенную устойчивость вплоть до настоящего времени. На этапах новой и новейшей истории эта тема тесно связана с более общей и широкой проблемой отражения в китайском общественном сознании (с присущими ему функциями иммунитета и анестезии) процесса насильственного вовлечения традиционного Китая в современные международные отношения, его приобщения к современной цивилизации, что позволяет глубже раскрыть характер внешнеполитического «мышления» как феодально-кон- сервативной элиты, так и представителей прогрессивных общественных сил. Попытка в систематизированном виде проследить эволюцию представлений в Китае о Японии и выявить роль перцепции образа Японии в контексте китайско-японских отношений представлялась авторам важной как с точки зрения конк- ретно-исторического исследования определенного этапа становления китайского национализма, так и в общетеоретическом плане, в рамках выявления механизма воздействия взаимного восприятия субъектов международных отношений (на примере отношений Китая и Японии) на выработку стереотипов их внутри- и внешнеполитической пропаганды и их дипломатическую практику. Нет особой нужды доказывать, что в практике современных китайско-японских отношений обеими сторонами активно используются сложившиеся в каждой нации социальнопсихологические подходы друг к другу. Имеется в виду, в частности, пропагандистская настройка общественного мнения на ту волну восприятия соседа, которая, находя соответствующий

о

Введение

отзвук в исторической памяти народа, в наибольшей степени отвечает интересам проводимого политического курса.

Всвязи с поставленной темой выскажем несколько общих замечаний. Представления о внешнем мире относятся к сфере идей и, отражая общественные отношения, в известной мере оторваны от них, обладают определенной автономией и своей спецификой развития и проявления. Каждый раз новое представление не уничтожает старого восприятия, а как бы накладывается на него, формируя на протяжении длительного времени достаточно сложный «образ» о внешнем «объекте» (в данном случае — Японии), складывающийся из ряда весьма разнохарактерных компонентов. Социально-психологические стереотипы, в частности, китайско-японского взаимовосприятия, в обоих социумах возникали и формировались прежде всего на элитарном уровне, лишь в дальнейшем становясь элементами массового сознания. Массовое сознание более консервативно, более инерционно, в нем гораздо дольше могут сохраняться элементы или черты стереотипа, которые уже начинают подвергаться трансформации на элитарном, идеологизированном уровне общественного сознания. Таким образом, определенный разрыв в характере восприятия и реагирования между низшим уровнем общественного сознания (массовым сознанием) и его высшим, эли- тарно-идеологизированным срезом, более гибко отражающим изменения в политике, представляется в достаточной степени закономерным явлением.

Вэволюции китайско-японского взаимовосприятия можно наметить три крупные периода:

1)период «традиционного общества» в Китае и Японии (условно от установления межгосударственных контактов до второй половины XIX в.);

2)период «переходного общества» в Китае, одновременно становления и развития Японии как империалистической державы (вторая половина XIX — первая половина XX вв.). Здесь можно выделить два этапа: от японо-китайской войны 1894—1895 гг. до предъявления Китаю «21 требования» в 1915 г. и от «21 требования» до разгрома Японии во второй мировой войне;

3)период послевоенного развития Китая и Японии (точнее от образования КНР до настоящего времени). В свою очередь здесь также можно было бы наметить несколько эта-

Ввеление

7

пов: пятидесятые годы; конец пятидесятых — начало семидесятых годов; со второй половины семидесятых до сегодняшнего времени.

Впредставленной работе авторы попытались охватить первый

ивторой периоды в предложенной периодизации. Рассмотрение китайско-японского взаимовосприятия в рамках этого временного отрезка позволяет выделить как традиционный подход к Японии со стороны китайской феодальной элиты, так и новый взгляд на Японию, характерный для представителей прогрессивных общественных сил, а также изменения в японском подходе к Китаю. Противоречивый «образ» Японии, выявившийся на стыке XIX—XX веков, в значительной мере сохраняет свои основные параметры вплоть до сегодняшнего дня, что дает возможность наметить перспективы и естественные пределы китай- ско-японского диалога в их отражении китайским элитарным сознанием.

Вроссийской историографии пока отсутствуют обобщающие исследования по проблемам китайско-японского взаимовосприятия. На Западе и в Японии в разное время было опубликовано несколько работ, авторы которых (Такэути Минору, Это Синкити, Ч. Джонсон, А. Уайтинг и др.) попытались выявить некоторые черты китайско-японских представлений и оценок друг друга на различных этапах. Большинство западных авторов, в частности, подчеркивает уникальный характер китайско-японс- ких отношений. С этим мнением в определенной степени можно согласиться, имея в виду прежде всего географическую близость двух социумов, их расовую и культурную общность и т. п.

Сделав акцент на китайском «образе» Японии, авторы использовали работы российских, китайских, японских и западных ученых по различным аспектам китайско-японских отношений, а также по истории китайских общественно-политических движений и общественной мысли конца XIX — начала XX веков (работы С. Л. Тихвинского, А. Г. Крымова, Л. Н. Борох, Л. П. Делюсина, М. Дженсена, Г. Шифрина и др.). Недостаток собственно эмпирического материала для систематического социологического исследования подобного рода авторы стремились восполнить текстологическими выдержками из различного рода документов и широкого круга работ наиболее видных представителей общественно-политической мысли Китая конца XIX — на-

о Ввеление

чала XX вв. (Хуан Цзунсяня, Кан Ювэя, Лян Цичао, Сунь Ятсена, Дай Цзитао, Чан Кайши и др.).

Второе издание книги авторы дополнили разделами о китай- ско-японском взаимовосприятии в 20—40-х годах XX в. Авторы приносят искреннюю благодарность Олегу Ефимовичу Непомнину за ценные замечания и рекомендации, сделанные при подготовке данного издания.

Авторы не претендуют на полноту и всесторонность освещения исследуемой проблемы. Их задача гораздо более скромная — наметить основные черты и проследить вехи в эволюции стереотипов китайско-японского взаимовосприятия, выявить те его компоненты, которые, по мнению авторов, проявляются и в современном подходе китайцев и японцев друг к другу.