Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Breytveyt_R_-_Afgan_russkie_na_voyne_-_2013.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
6.12 Mб
Скачать

Часть II. Бедствия войны

Мы пытались учить афганцев, как строить новое общество, зная, что нам самим это не удалось…

Перед нашей армией

были поставлены

, зад

которые она не в состоянии была выполнить, так

как ни одна регулярная армия радикально не может

решить проблему мятежной территории.

 

Иван Чернобровкин 162

 

 

Глава 6.

 

 

Сороковая армия идет на войну

 

Формирование 40-й армии стало триумфом импровизации. Но оно

сопровождалось множеством серьезных

недочетов, возможно, и

не

сыгравших бы особой роли, если бы армия смогла избежать тяжелых боев и покинуть страну через год с небольшим, как изначально планировалось. Но когда войска обосновались в Афганистане, промахи — неадекватное жилье, дефицит запасного обмундирования, безвкусная и нездоровая пища, примитивные санитарные условия— дали о себе знать. Выделенные на исправление недостатков средства не пришли. Практически полный крах

армейской

системы

медицинского

обслуживания

причинил

войс

больший вред, чем действия противника.

 

 

 

 

Сначала

40-я

армия

по

 

большей

части

сос

недоукомплектованных

частей

из пограничных военных

округов. В этих

«кадрированных»30 частях служили только ключевые офицеры и

прапорщики,

и в

случае

мобилизации

их состав

необходимо

пополнить за счет призванных из запаса офицеров, сержантов и рядовых — более пятидесяти тысяч человек. Среди них было много узбеков и таджиков, и, вопреки мнению многих западных экспертов, солдаты из Средней Азии вполне успешно выступали против своих афганских братьев по вере. Армия реквизировала у местных заводов и колхозов ок восьмидесяти тысяч единиц транспорта. Для доставки солдат задействовали даже такси163.

Ответственность за мобилизацию легла на Среднеазиатский военный округ, штаб которого находился в Алма-Ате, и на Туркестанский, со

30 Элемент мобилизационного подхода советского времени. “Кадрированные” части представляли собой, по сути, склады вооружения и техники, где служило в несколько раз меньше людей, чем полагалось по штату, и которые в военное время должны были пополняться до штатной численности. — Прим. пер.

штабом в Ташкенте164. Эти два округа прежде не предпринимали столь

 

масштабных операций, так что местные власти, военкоматы и сами военные

 

части оказались не готовы к выполнению поставленной задачи. В интересах

 

безопасности им сообщили, что речь идет об учебной мобилизации и что их

 

главная

забота — показать,

насколько

быстро

они

способ

укомплектовать

части. Вопросы

качества

отошли на

второй .

п

Мобилизация натолкнулась на серьезный дефицит специалистов (водителей

 

бронемашин, артиллеристов и так далее), поскольку местные резервисты,

 

как и большинство солдат в Средней Азии, служили в строительных или

 

мотострелковых

частях, где

необходимые

навыки

освоить

б

невозможно. Многих служащих запаса не удалось найти: х имена или

 

адреса

были

записаны

неверно. Другие

приносили

 

поддельные

медицинские справки или уклонялись от получения повестки. Среди солдат

 

запаса было много студентов, не служивших в армии и не имевши практических военных навыков.

К весне 1980 года численность 40-й армии достигла примерно 81 тысячи человек, из которых 62 тысячи попали в части первого эшелона. Им были приданы шестьсот танков, полторы тысячи БМП, почти триста БТР, девятьсот орудий, пятьсот самолетов и вертолетов. Разношерстный реквизированный транспорт скоро вернули владельцам, резервистов заменили кадровые офицеры и призывники. Присутствие этих солдат в Афганистане регулировало двустороннее межправительст соглашение, в котором оговаривались материальная база, предоставляемая советским войскам, места их дислокации(шестнадцать городов) и пять выделенных для их нужд аэропортов165.

В конечном счете 40-ю армию составили три мотострелковых дивизии, воздушно-десантная дивизия, четыре отдельных мотострелковых полка и бригады, отдельная десантно-штурмовая бригада и отдельный парашютнодесантный полк, две бригады специального назначения, подразделения связи, разведки и тыла и инженерно-ремонтные ,части также — уникальный случай — собственные ВВС: истребители-бомбардировщики, вертолеты, транспортные самолеты, авиаремонтные части и части охраны. В лучшие дни армия насчитывала109 тысяч мужчин и женщин. Кроме того, в поддержку ей были выделены пограничные войска КГБ и внутренние войска МВД (см. Приложение 2).

 

 

Задача

 

 

 

 

Задача 40-й армии и ее командующих в момент вторжения в

 

Афганистан казалась ясной и достижимой. Русские вмешались, чтобы

 

положить

конец

ожесточенной

вражде

в

НДПА

и

коммунистическое правительство к радикальной перемене чрезвычайно непродуктивной политики. Перед армией не ставилась цель захватить или оккупировать страну. Она должна была занять города и зачистить дороги, а затем покинуть Афганистан, как только правительство и его армия будут в состоянии принять ответственность на себя.

Вначале этот план выглядел внятной стратегией, но в итоге оказался лишь непрактичным пожеланием. Русские хорошо понимали, что проблемы Афганистана можно решить только политическими средствами, и Андропов с самого начала доказывал, что режим не удержится на советских штыках. Но СССР также надеялся, что афганский народ в итоге примет обещанные

перемены:

стабильное

правительство, законность

и

правопорядок,

улучшение

здравоохранения,

сельскохозяйственную

реформу,

экономическое развитие, образование для мужчин и женщин.

 

Однако обнаружилось, что большинство афганцев предпочитает жить своим умом и не намерено отказываться от традиций под давлением кучки иностранцев-безбожников и доморощенных неверных. Русские не пытались, да и не могли разрешить этот фундаментальный стратегический вопрос. Ожесточенная гражданская война, с которой они столкнулись, началась задолго до их появления и продолжалась семь лет после их ухода, вплоть до победы«Талибана» в 1996 году. В этой войне верность была понятием изменчивым и многосложным. Отдельные люди и целые группы переходили с одной стороны на другую либо, при всякой возможности, договаривались друг с другом о прекращении огня или о ведении торговли. Между теми, кто занимал в войне одну сторону, также вспыхивала кровопролитная вражда: те или иные лидеры и группировки пыталис добиться для себя преимуществ. Советским войскам выпало вести войну наихудшего свойства — с партизанами, которую они не предвидели, для которой не были достойно подготовлены и оснащены. Обе стороны вели себя чрезвычайно жестоко, каждая допускала казни, пытки и гибель мирных граждан, уничтожение их жилищ и средств к существованию. Советские войска, как и другие силы, вторгавшиеся в Афганистан до и после них, пришли в смятение от того, насколько жестоким и эффективным оказалось сопротивление. Они столкнулись с ним практически немедленно, и это была настоящая насмешка над их планами и надеждами.

Как русские, так и афганцы понимали, что однажды советские войска отправятся домой. Афганцам же придется жить в этой стране и друг другом еще много лет после того, как последний русский солдат вернется домой. Даже тем афганцам, что поддерживали правительство в Кабуле, молчаливо соглашались с присутствием русских или даже приветствовали их приход, всегда приходилось прикидывать, что станется с ними после ухода советской армии.

Стратегическая доктрина советского правительства имела еще один изъян. Оно недооценило (а может, даже не принимало в расче) потенциальную неготовность собственного народа терпеть долгую и явно бессмысленную войну в далекой стране. Конечно, советские власти не сталкивались с массовым движением протеста, как правительство США во время войны во Вьетнаме. Но растущее разочарование войной государственном аппарате и вне его подорвало решимость лидеров.

Этого хватило, чтобы свести на нет все военные успехи 40-й армии.

Командующие

За время существования40-й армии во главе ее побывали се командиров: Юрий Тухаринов, Борис Ткач, Виктор Ермаков, Леонид Генералов, Игорь Родионов, Виктор Дубынин и Борис Громов. Еще одиннадцать генералов служили советниками афганской армии 1975с по 1991 год. Некоторые из этих офицеров, потрясенные унижениями, через которые прошли их армия и страна, сыграли существенную политическую роль в распаде Советского Союза и становлении новой России.

Военная верхушка СССР состояла из профессионалов. Они учились в Академии Генштаба. Они руководили крупными воен формированиями, командовали военными округами СССР и армиями за пределами страны. В 1979 году они еще помнили ту славу, в лучах которой купалась армия после победы во Второй мировой. Они получали больше остальных госслужащих (кроме офицеров КГБ). Они разделяли базовые цели политического руководства — сохранение стратегического паритета с США. И политики соглашались, что притязания армии при распределении экономических ресурсов страны имеют безусловный приоритет— при условии, что военные остаются в стороне от политики. Как и офицеры армий других стран, советские военные руководствовались чувством долга, соображениями чести и патриотизмом. Они чтили славные подвиги русской армии. Они держались в стороне от гражданских и были уверены, что и гражданские не должны никоим образом вмешиваться в их .делаДаже министр обороны Дмитрий Устинов в их глазах не вполне отвечал высоким требованиям: несмотря на большой опыт работы в оборонном секторе, он был партийным бюрократом, а не профессиональным офицером.

Некоторые из этих

генералов участвовали во Второй мировой, будучи

младшими офицерами.

Многие из них служили на Дальнем Восток,

Ближнем

Востоке и

в Африке: СССР оказывал активную военную

поддержку

своим

коммунистическим

союзникам, «прогрессивным»

правительствам «третьего мира» и народам, стремящимся к независимости

 

31

 

 

советских

офицеров

от колониальных хозяев . В этих кампаниях ряд

погиб.

 

 

 

 

 

Советские

генералы

успешно

развернули

семнадцать

дивизий

Венгрии в 1956

году и

восемнадцать

дивизий(при

поддержке

восьми

дивизий стран Варшавского договора) — в Чехословакии в 1968 году. Во время операции против венгерских повстанцев погибли87 офицеров и 633 солдата. В Чехословакии настоящих боев не было. Там погибли один офицер и одиннадцать солдат. Операции в Восточной Европе стали внушительными достижениями в плане логистики, но это была не война. В отличие от американских коллег, у советских генералов не было свежего опыта управления большими армиями в боевых условиях. И они не имели ни оснащения, ни специальной подготовки, ни теории, ни опыта ведения войны с мятежниками в горах Афганистана.

Хотя в боях пали четыре советских генерала166, главный удар приняли на себя полковники, майоры, капитаны, лейтенанты и рядовые. В Афганистан отправились менее10% офицеров мотострелковых войск— костяка армии. Остальные были разбросаны по Советскому Союзу Восточной Европе: войска готовились к большой войне с НАТО и при этом должны еще были внимательно следить за китайцами.

Большинство советских офицеров считало выполнение приказов своим долгом. Даже если бы они узнали о сомнениях, терзавших советское руководство, то посчитали бы, что это не их дело. Они были уверены, что их отправили в Афганистан для защиты страны от внешнего вмешательства и мятежей.

Хотя к концу войны разочарование стало ,растиидеалистические

настроения играли

важную роль

до последнего момента. Анатолий

Ермолин отправился в Афганистан молодым лейтенантом 1987в

году, и

тогда необходимость

советского

вмешательства не вызывала у

никаких сомнений. Они возникли позднее, когда Ермолин вернулся домой. Он стал либеральным политиком и депутатом постсоветского парламента России167.

К моменту прибытия в Афганистан молодые , людипрошедшие советскую офицерскую школу, были в основном хорошо обучены или, во всяком случае, готовы впитывать опыт, который можно получить только на поле боя.

Специалистам обеспечили дополнительную подготовку. Закончив

31 Около 150 офицеров погибли в гражданской войне в Китае 1946с по 1950 год, 168 — за время войны в Корее, двенадцать за время боев во Вьетнаме с1965 по 1974 год, семь от несчастных случаев и болезней на Кубе в1962-1964 годах, восемнадцать — в арабо-израильских войнах в1967-1974 годах, двадцать три — в Эфиопии, сорок — во время боев на границе с Китаем в1969 году. См.: Кривошеев Г. Россия и СССР в войнахXX века: потери Вооруженных сил.

М., 2001. С. 521-534.