Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
V_L_Nersesyants_-_Filosofia_prava_Gegelya.pdf
Скачиваний:
29
Добавлен:
06.04.2020
Размер:
9.31 Mб
Скачать

116Глава 1. Философия права как теория естественного права

Вобщетеоретическом плане средневековые юристы внесли замет­ ный вклад в процесс развития юриспруденции как с позиций юснатурализма, так и под углом зрения позитивного права, разработки его догмы (принципов и приемов юридико-догматического анализа и тол­ кования права). Они значительно обогатили понятийный и познава­ тельный аппарат юридической науки, углубили и развили основы фи­ лософского подхода к праву, подготовили теоретическую почву для юриспруденции и философии права Нового времени.

4. Естественноправовая мысль Нового времени

Политико-правовая мысль Нового времени, которая начала форми­ роваться в эпоху европейского Возрождения и Реформации, была ори­ ентирована на принципы и ценности нового, антитеологического и антифеодального, юридического мировоззрения, в основе которого ле­ жали рационалистические концепции естественного права и общест­ венного договора (договорного происхождения и сущности государст­ ва), идеи неотчуждаемых прав человека, формального равенства и сво­ боды всех людей.

Становление и развитие этих новых воззрений на государство и право связано с именами таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ж. Воден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, С. Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф, Г. Лейбниц, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Д. Адаме, Д. Мэдисон, И. Кант и др. Эта линия развития политико-правовой мысли представлена и в фи­ лософском учении Гегеля о праве и государстве.

Заметной вехой в процессе обновления юридической мысли и даль­ нейшего развития юриспруденции как науки стало творчество выдаю­ щегося голландского юриста Г. Гроция (1583—1645).

Отмечая юридический профиль своего исследования, Гроций под­ черкивал отличие юриспруденции как «науки права»1 от науки о поли­ тике. Предмет юриспруденции, по Гроцию, — это право и справедли­ вость, предмет науки о политике — целесообразность и польза.

При этом под правом и справедливостью Гроций имеет в виду есте­ ственное право — «право в собственном смысле слова», «предписание здравого разума»2. Источником этого естественного права (которое и есть, по Гроцию, справедливость) является не чья-либо воля, интерес и

1

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное

право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 52.

2

Там же. С. 46, 71.

4. Естественноправовая мысль Нового времени

117

выгода, а сама разумная природа человека как социального существа, которому «присуще стремление к спокойному и руководимому собст­ венным разумом общение человека с себе подобными»1. Неизменное естественное право не зависит даже от бога. «Действительно, — отмеча­ ет Гроций, — подобно тому как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыс­ лу обратить в добро»2.

Волеустановленное право — в отличие от естественного права — имеет своим источником волю человека или бога и делится Гроцием на право человеческое (внутригосударственное и международное право) и право божественное (закон божий, выраженный в Библии). Как внут­ ригосударственное право (т. е. позитивное право, установление граж­ данской власти), так и международное право (право народов) основаны в конечном счете на естественном праве. К нему же восходит и государ­ ство, которое Гроций (в духе договорной теории) определяет как «со­ вершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»3.

Таким образом, именно понятие естественного права (его объектив­ ные, неволеустановленные свойства разумности и справедливости) оп­ ределяет правовую природу и правовой характер позитивного (волеустановленного) права и тем самым обеспечивает в подходе Гроция един­ ство предмета юриспруденции как науки о праве (и вместе с тем — о правовой природе и правовом характере государства).

Поэтому в учении о естественном праве Гроций видит ту теорети­ ческую основу, которая и способна придать юриспруденции научный характер. «Многие, — писал он, — до сих пор предпринимали попытку придать этой отрасли научную форму, но никто не сумел сделать этого, да, по правде говоря, это и невозможно было выполнить иначе, как тщательно отделив то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы; на подобное обстоятельство до сей поры как раз и не было обращено должного внимания. Ибо ведь то, что вытекает из природы вещи, всегда пребывает тождественным самому себе и потому без труда может быть приведено в научную форму, то же, что возникло путем установления, часто изменяется во времени и раз­ лично в разных местах, а потому и лишено какой-либо научной систе­ мы, подобно прочим понятиям о единичных вещах»4.

1Там же. С. 45.

2Там же. С. 72.

3Там же. С. 74. 4 Там же. С. 52.

118

Глава 1. Философия права как теория естественного права

При этом учение о естественном праве составляет, по Гроцию, «ес­ тественную, неизменную часть юриспруденции»1. По такой логике, другую (изменчивую) часть юриспруденции как «научной системы» составляет трактовка позитивного права, т. е. того, «что имеет источни­ ком свободную волю»2. В этом духе он и рекомендует ученым юристам строить свою науку. «Поэтому, — пишет он, — если бы жрецы истинной справедливости предприняли попытку изложить отдельно естествен­ ную, неизменную часть юриспруденции, выделив то, что имеет источ­ ником свободную волю; если бы один из них излагал учение о законах, другой — о податях, третий — о должности судей, четвертый — об истол­ ковании воли, пятый — о достоверности фактических доказательств, то из собрания всех частей могла бы получиться стройная система»3.

Речь, следовательно, идет о соединении — на основе естественноправовых воззрений — в рамках юриспруденции как единой научной системы естественноправового и юридико-догматического направле­ ний учения о праве. В качестве примера реализации идей такой систем­ ной разработки проблем права Гроций ссылается на свой труд: «Что касается нас, то полагаем, что в настоящем труде, содержащем, без сомнения, важнейшую часть науки права, мы показали на деле, а не только на словах, каков надлежащий способ ее изложения»4.Построенная на основе естественноправовой концепции научная система права должна была, согласно Гроцию, в своей структуре отразить правовой смысл и значение всех форм права — как естественного права, так и разных форм волеустановленного права. Определяющая роль естественноправовых положений в рамках такой научной системы права при­ дает ее «основным началам», по мысли Гроция, аксиоматический харак­ тер, так что с их помощью можно легко выявить и разрешить «обычно возникающие спорные вопросы»5.

Рационалистическим идеям Гроция о естественном и позитивном праве вполне соответствовали и его представления о методологии юриспруденции. Отдавая должное усилиям прежних юристов в плане юридико-догматического, исторического и филологического способов рассмотрения права, Гроций акцентировал внимание на рациональнологическом методе изучения и толкования права. Такой формально-ло­ гический подход к праву представлял собой, по мысли Гроция, извест­ ную аналогию приемов математической аксиоматики. «Ибо, — писал

1Там же.

2Там же.

3Там же.

4Там же.

5Там же. С.60.

4. Естественноправовая мысль Нового времени

Ш

он, — откровенно признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекаюсь мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассмат­ ривают фигуры, отвлекаясь от тел»1. В этой связи Гроций подчеркивает преимущество «доказательства априори (из первых начал)» перед «до­ казательством апостериори (от следствий)», которое «обладает не со­ вершенной достоверностью, но лишь некоторой вероятностью»2.

Такой подход, восходящий к пифагорейским математическим трак­ товкам всех явлений (включая правовые), положениям Платона и Аристотеля об арифметическом и геометрическом равенстве и конкре­ тизированный в сфере юриспруденции средневековыми юристами (с учетом достижений схоластики — приемов формально-логического анализа и синтеза, логического конструирования, обоснования и толко­ вания определенной догмы в виде формализованной системы постула­ тов и т. д.), в дальнейшем был модернизирован и развит в учениях Канта

икантианцев (от Г. Гуго до Г. Кельзена) в различных вариантах и направлениях (различение формально-правового и фактического, ап­ риоризм правового долженствования, разработка и трактовка формаль­ но-логических способов изучения права по аналогии с приемами мате­ матики, интерпретация права как аксиоматической, формально-логи­ ческой системы норм, «очищение» учения о праве от всего неправового

ит. д.).

Значительное влияние на последующее развитие юридической науки оказала разработанная Гроцием концепция юриспруденции (ее предмета и методологии) как научной системы изучения права, которая опирается на рационально-логическое познание объективной природы права и лишь с этих стабильных, объективно-научных позиций иссле­ дует изменчивые (во времени и пространстве) положения сменяющих друг друга законов (волеустановленного, позитивного права).

Многие из этих теоретико-методологических положений разделяет и современная юриспруденция, которая рассматривает теорию права как объективного явления в качестве необходимой основы для учения о законе (всех источников позитивного права), а теоретически обосно­ ванную систему права (и систему отраслей права) — в качестве научной основы системы отраслей законодательства и направлений законотвор­ ческой деятельности.

Большое влияние на развитие юридической мысли оказали идеи знаменитого французского юриста Ш.Л.Монтескье (1689—1755). Его учение о «духе законов» (т. е. о закономерном, разумном и необходимом

1Там же. С. 59.

2Там же. С. 73.

120Глава 1. Философия права как теория естественного права

впозитивном праве) представляло собой плодотворную попытку по­ стижения объективных закономерностей и логики исторически измен­ чивых позитивных законов, познания тех причин и факторов, которые порождают их. Такая ориентация юридического познания на выявле­ ние объективных закономерностей возникновения и развития права несомненно содействовала углублению юридических исследований, обогащению научного потенциала юриспруденции, повышению науч­ ного качества юридического знания.

«Дух законов» — это правообразующее значение и правовой резуль­ тат тех факторов (географических, климатических, национальных, ис­ торических, культурных, социальных, хозяйственных, политических, нравственных, религиозных и т. д.), которые влияют на законодатель­ ство. Правовой смысл «духа законов» требует принятия разумных и справедливых законов. «Законы, говоря вообще, — отмечает Монтескье в работе «О духе законов», — есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли; а политические и гражданские зако­ ны каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума»1.

Понятие «дух законов» опирается на характерные для естественноправовых учений представления об объективной природе справедли­ вости, которая предшествует позитивному закону, а не впервые созда­ ется им. «Законам, созданным людьми, — подчеркивает Монтескье, — должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит ут­ верждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою»2.

Правовой смысл «духа законов» по-разному проявляется в различ­ ных формах права (естественном, церковном, международном, государ­ ственном, гражданском, семейном праве и т. д.) с учетом «их отношения к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановле­ ний»3. «Существуют, следовательно, — пишет Монтескье, — различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие опреде­ лению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми»4.

1Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 168.

2Там же. С. 164.

3Там же. С. 558.

4Там же. С. 559.