Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zelenkov_A_I_-_Filosofia_i_metodologia_nauki.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
06.04.2020
Размер:
2.21 Mб
Скачать

16. Феномен единства научного знания в работе п.В. Копнина «Диалектика. Логика. Наука»

  • В каком отношении находятся философия и наука?

  • Можно ли рассматривать философию в качестве источника новых на­учных идей?

  • Какие революционные изменения произошли в научном понимании, которые, по мнению П.В. Копнина, ведут к необходимости совершен­ствования философского метода мышления?

  • Что выступает в качестве одной из методологических предпосылок синтеза научного знания?

Основная литература Копнин П.В. Диалектика. Логика. Наука. М., J 973. С. 77—104.

Дополнительная литература

Структура философского знания : сб. статей. Посвящается памяти П.В. Коп-нина. М., Томск, 1986.

Копнин П.В.: философ и человек//Вопросы философии. 1997. № 10.

Копнин П.В. Диалектика. Логика. Наука <М., 1973. С. 101—103>

д) Философия и единство научного знания

Общепризнанной особенностью развития знания в наше время является его дифференциация и интеграция. В настоящее время вместо одной науки мы имеем дело с очень разветвленной сетью отдельных наук, которые состоят из теоретических систем, в которых абстракции связаны по более или менее стро­гим правилам. Количество этих систем непрерывно растет; когда открывается новая предметная область, входящая в сферу практической и теоретической деятельности человека, возникает вопрос: не является ли эта теоретическая система знания самостоятельной наукой? Сейчас непрерывно обсуждаются вопросы о новых областях знания — вплоть до науки о науке.

Перед нами совокупность наук, имеющих свой специфический предмет, метод, структуру и язык. Возникает вопрос: как возможно единство современ­ного научного знания и каково место философии в его установлении? Един­ство знания в прежнем смысле, когда все оно включалось в одну систему, на­зываемую философией, давно потеряло смысл. Ныне существующие области научного знания и их языки не сводимы друг к другу и к какому-либо одному универсальному языку без того, чтобы не потерять части своего содержания. Сейчас уже почти ни у кого не вызывает сомнения, что построение какой-то одной универсальной, унифицированной науки с одним языком — задача невыполнимая. Если бы и можно было построить что-то в этом роде, то это вряд ли сколько-нибудь продвинуло бы знание вперед и способствовало реше­нию стоящих перед наукой проблем.

Существовавшее ранее чисто внешнее объединение в одну систему совер­шенно гетерогенных элементов, включая и действительное знание, и беспоч­венную фантазию, свойственную религии и другим формам мистификации, создавало лишь мнимое единство знания. Теперь же наука разбилась на мно­жество действительных теоретических систем и возникли условия для уста­новления подлинного их единства.

И в самом деле, дифференциация научного знания одновременно сопро­вождается и его интеграцией. Под последней следует понимать не объединение существующих систем в нечто единое, не своеобразное суммирование знания, достигнутого разными науками о некотором объекте, представляющем боль­шой интерес для человека (например, в решении проблемы полета человека в космос принимает участие очень большое число наук, каждая из которых вносит свою лепту в изучение этого сложного процесса), а стремление в про­цессе взаимосвязи позаимствовать друг у друга и сами методы, и язык, чтобы применить их для исследования своего объекта.

Этот вид интеграции оказывает огромное влияние на ход развития совре­менного научного знания. Например, не успела возникнуть новая область зна­ния — кибернетика, как ее метод и язык, в частности, понятие информации, стали применяться повсюду — иногда, правда, без особой необходимости, а ради кокетства и дани моде. Цель этого вида интеграции состоит в том, чтобы путем перенесения методов и языка с одной науки на другую решить некоторые проблемы, которые в данной науке без них не решались. Например, вопросы астрономии, в особенности такой ее части, как космология, в настоящее время плодотворно разрабатываются на основе аппарата, созданного теоретической физикой, общей теорией относительности Эйнштейна. Применение этого ап­парата необходимо, поскольку без него космология не только бы не решила, но и не могла бы правильно поставить многие трудные задачи.

Продуктивный перенос метода и языка одной науки на другую не только приводит к решению новых проблем, но и способствует развитию самих этих методов и языков. Широкое применение кибернетики и ее методов к решению задач в биологии, медицине, экономике важно не только для развития этих наук, но и для самой кибернетики, ведет к расширению ее содержания и обо­гащению ее аппарата и методов.

Это сближение различных областей современного научного знания идет так далеко, что сближаются между собой области, которые, казалось бы, са­мой природой разделены, — например математика и лингвистика <...>

Это сближение, которое оказывает весьма плодотворное влияние на про­гресс всего научного знания, ставит ряд методологических вопросов.

Изменения, происшедшие в науке в последнем столетии, не сняли с фило­софии задачи служить цементирующим началом в единстве научного знания, но делает это она уже иным путем, чем в период своего зарождения. Тогда она включала в себя все знания, а потому называлась наукой наук Сейчас этого ни она, ни любая другая наука сделать не может, да и нет необходимости в этом Не претендуя на замену других систем знания, философия вместе с тем является знанием о самом знании, поскольку дает метод и язык, присущие че­ловеческому знанию вообще. В этом смысле она и выступает метанаукой.

Разработка марксистско-ленинской философии как теории знания, ее зако­нов и категорий применительно к особенностям и потребностям современной науки предполагает специальные исследования проблем методологии познания социальных явлений, поскольку это имеет принципиальное значение для по­знания в целом Познание как общественное явление основано на диалектике субъекта и объекта, предметной практической деятельности. Естественнонауч­ное познание тоже по природе своей социально. Конечно, данные науки о при­роде дают большой материал для философских обобщений, но если их брать в отрыве от общего движения современного научного познания, не учитывать его единства, то теоретике-познавательные выводы могут быть ущербными. Какую роль играют процессы дифференциации и интеграции в разви­тии современного научного знания?

В каком смысле философия является метанаукой?