Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВТО и Россия.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
173.06 Кб
Скачать

1.2 Особенности нормативной базы и соглашений вто

Всемирная торговая организация функционирует в опоре на целый комплекс нормативно-правовых актов, которые образуют правовую (нормативную) базу ее деятельности. Некоторые исследователи в связи с этим считают правомерным говорить о существовании сегодня особого права – «права ВТО» (или «право ГАТТ ВТО») и особой правовой системы – «правовой системы ВТО» (WTO Legal System) [8].

Право ВТО или его правовая система образует комплексный международно-правовой институт, являющийся центральным звеном международного торгового права.

Основным объектом права ВТО являются внутренние правовые режимы государств-членов, касающиеся торговли. В отношении законодательства стран, желающих быть членами ВТО, применяется процедура унификации внутренней правовой системы, которые ставятся под международный контроль органов ВТО (через комитеты и Механизм обзора торговой политики). Унифицируются, например, нормы таможенного, административного права, нормы антидемпингового процесса и т.п. Параллельно идет сужение сферы государственной компетенции в части регулирования импорта-экспорта, внутренней торговли, часть полномочий государств передается «наверх» – международной организации.

Важным в рамках действующей модели нормативной базы ВТО является положение о примате права ВТО над внутренним правом стран-членов объединения. Из этого следует, что в тех случаях, когда внутреннее право начинает противоречить в каком-то вопросе компетенции ВТО, то подлежит применению норма права ВТО, а норма внутреннего права должна быть изменена [9]. 

Нормативная база ВТО, или право ВТО, опирается на целый комплекс важнейших принципов права ВТО. Среди них ключевыми являются следующие принципы:

  • принцип недискриминации (принцип запрета дискриминации),

  • принцип наибольшего благоприятствования (установления режима наиболее благоприятствуемой нации),

  • принцип национального режима,

  • принцип преференциального режима,

  • принцип взаимности и взаимной выгоды.

В правовую систему ВТО, или в право ВТО, в его нормативную базу сегодня входят нормы трех категорий актов (рисунок 1):

Рисунок 1 – Категории норм, образующих нормативную базу «права ВТО»10

Все нормы и акты, перечисленные на рисунке 1, обеспечивают глобальный торговый правопорядок, представляют собой уникальное явление – феномен мирового и исторического значения, поскольку прежде такого комплекса норм для регулирования торговли между странами просто не существовало. 

Современная нормативная база ВТО, или право ВТО, имеет особую структуру, которая состоит из двух частей – материально-правовой и процессуально-правовой.

Материально-правовую часть нормативно-правовой базы ВТО образуют нормы материального права, посвященные тем или иным юридическим предметам. В частности, предметная (или секторальная) структура права ВТО включает в себя категории норм, обеспечивающих:

  • регулирование торговли товарами;

  • регулирование торговли услугами;

  • регулирование, связанное с торговлей правами интеллектуальной собственности;

  • регулирование связанных с торговлей инвестиционных мер.

В свою очередь функциональная структура права ВТО (т.е. деление его норм с точки зрения функций) включает в себя нормы, обеспечивающие между странами-членами ВТО:

  • тарифное регулирование;

  • нетарифное регулирование;

  • антидемпинговое регулирование;

  • систему защитных мер и их регламентацию.

Важнейшую роль играют нормы, обеспечивающие регулирование торговли товарами в рамках ВТО. Данные правовые нормы сосредоточены, прежде всего, в многосторонних приложениях к Марракешскому соглашению о создании ВТО, таких как Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. [11]; Соглашение по сельскому хозяйству [12]; Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер [13]; Соглашение по текстилю и предметам одежды [14]; Соглашение по техническим барьерам в торговле [15] и др.

Помимо этого, в одно из приложений (№4) к Марракешскому соглашению входит дополнительный ряд многосторонних международных договоров, например: Соглашение по торговле воздушными судами гражданского назначения; Соглашение о правительственных закупках; Соглашение по молочным продуктам; Соглашение по говядине. Эти четыре соглашения называют договорами «пакета ВТО», они имеют ограниченный круг участников и распространяются не на всех субъектов.

В целом специфику права ВТО, его нормативной базы определяет то, что они носят «мозаичный характер». Это проявляется в том, что в текстах пакета соглашений существует множество ссылок на нормы различных иных международных договоров и актов, таких как, например, Конвенция ООН по морскому праву, соглашения по сырьевым товарам, Международной конвенции по защите растений и др., принятых за рамками ВТО, под эгидой других международных организаций, таких как ООН, МВФ, Международный союз электросвязи, ВОИС, Совет таможенного сотрудничества, Комиссия Codex Alimentarius, Международная организация по стандартизации - ISO и т.п. В этих условиях возникает множество сложных и в то же время важных вопросов, в частности, вопрос о том, как согласуются между собой разные источники права.

1.3 Проблемы и перспективы ВТО в формировании правил международной торговли в XXI веке

Несмотря на то, что Всемирная торговая организация сегодня играет важнейшую роль в обеспечении мировой торговли товарами и услугами, тем не менее, в ее деятельности существует целый ряд проблем, которые негативно влияют и на имидж самой организации, и на оценку достигнутых результатов со стороны населения стран-участниц ВТО, и на оценку перспектив дальнейшего влияния ВТО на международные торговые процессы.

Пожалуй, самой острой проблемой сегодняшнего дня в функционировании ВТО является проблема достижения согласия, консенсуса между странами-членами ВТО по разному кругу вопросов.

Как показал опыт ряда прошедших Министерских конференций Всемирной торговой организации (ВТО), в т.ч. Министерской конференции 2017 года, состоявшейся в столице Аргентины, страны-участницы Соглашения в последнее время не всегда могут принять итоговую согласительную декларацию, т.е. достигнуть запланированных на начальных этапах договоренностей.

В частности, в 2017 году в результате полноценной четырехдневной работы Министерской конференции страны-участницы ВТО достигли согласия и понимания только по вопросу о том, как должно осуществляться ограничение субсидий в рыболовстве, по которому было принято министерское решение.

В то же время четыре очень важных решения, которые изначально были вынесены на обсуждение стран-членов ВТО в рамках Министерской конференции 2017 года, так и остались без достигнутого соглашения. Это коснулось таких злободневных вопросов, как:

  • регулирование электронной коммерции,

  • развитие малого и среднего предпринимательства (МСП),

  • упрощение процедур инвестирования,

  • упрощение внутреннего регулирования услуг.

По этим направлениям в итоге работы Министерской конференции ВТО 2017 года удалось только подписать документы о создании неформальных рабочих групп ограниченному числу членов организации для дальнейшей выработки предложений.

Также остались открытыми и не решенными в рамках Министерской конференции ВТО 2017 года и другие значимые вопросы, например, вопрос сельского хозяйства, вопрос реформирования самой системы организации ВТО, вопросы борьбы с протекционизмом – данная категория вопросов была затронута лишь в отдельных выступлениях министров на пленарной сессии. Между тем, все эти вопросы имеют огромное значение для функционирования международной торговли в ХХI веке.

Так, для эффективного развития в новом столетии сельского хозяйства и торговли произведенной сельскохозяйственной продукцией странам-членам ВТО очень важно преодолеть фундаментальные разногласия, например, между развивающимися и ключевыми развитыми странами по вопросам об объеме льгот, на которых настаивают развивающиеся страны. К сожалению, Министерская конференция 2017 г. по сельскому хозяйству такого согласованного решения не смогла принять. Уже в начале конференции стало очевидно, что невозможно будет достичь конкретных договоренностей ни по одному из вопросов - от сокращения поддержки сельского хозяйства до отмены дискриминационных защитных мер. После этого переговоры сфокусировались на тексте рабочей программы по сельскому хозяйству, которая устанавливала бы конкретные параметры и ориентиры для переговоров на следующий двухлетний период. Однако и эта задача в 2017 году не была выполнена.

Сложности с достижением согласия по ключевым вопросам международной торговли, которые в последние годы отмечаются в деятельности ВТО, создают предпосылки для критических оценок возможностей дальнейшего влияния ВТО на развитие торговли между странами в XXI веке.

Однако в то же время есть ученые, которые полагают, что у ВТО в ХХI веке существуют хорошие перспективы преодолеть существующие противоречия и усилить свои позиции как регулятора международной торговли.

Например, И.А. Медведкова и Т.А. Трудаева считают, что «за годы работы ВТО несогласованность позиций по отдельным вопросам между странами-членами, а также группами стран зачастую приводила к тупиковым ситуациям в решении тех или иных торгово-политических проблем. Однако совместный поиск взаимовыгодных, компромиссных путей, готовность участников к диалогу на площадке ВТО демонстрировали жизнеспособность и безальтернативность созданной системы регулирования» [16].

Таким образом, в деятельности ВТО наряду с проблемами есть и положительные моменты. Международная торговля, поддерживаемая и управляемая соглашениями на уровне ВТО, становится мощным фактором роста мировой экономики и развития отдельных стран и регионов мира. Она стимулирует инновационную деятельность и повышает конкурентоспособность, способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает доступ к новым продуктам, снижает стоимость жизни и цены на различные товары, позволяет улучшить качество жизни людей в разных странах. В этой связи в целом исследователями видится перспективным развивать сотрудничество государств в формате ВТО.

Хорошие перспективы развития ВТО ученые связывают еще и с особенностями нормативной базой объединения – она представляет собой достаточно гибкий инструмент регулирования: в ней много исключений, пробелов; оно во многих случаях допускает различные толкования норм, и страны мира могут пользоваться всем этим в целях защиты национальных интересов.