Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эмоциональный интеллект.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
67.11 Кб
Скачать

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности в психологической науке

    1. Эмоциональный интеллект, как предмет психологического исследования

История развития вопроса соотношения эмоций и разума насчитывает не одно столетие. Условно разделим ее на несколько основных этапов и обозначим моменты, важные для понимания формирования и развития теории эмоционального интеллекта (ЭИ).

Античность. Еще философы Античности рассуждали над темой единения разума и чувственного познания.

Эпоха Просвещения. В эпоху Просвещения тема определения места чувств и разума в познании занимала важное место в исследованиях философских наук. В это время главенствовали два направления – эмпиризм, где чувственный опыт выступал единственным источником познания, и рационализм, выдвигающий на первый план логическое основание науки и признающий разум источником познания и критерием его истинности. Основные усилия иррационалистов уже в те времена были направлены на выработку эмоционально-нравственных установок, которые послужили бы ориентиром для человека в межличностных отношениях [16].

Философия жизни: XIX – начало XX в. Иррациональные воззрения набирают силу и в последующие столетия. Так, представители философии жизни (А.Бергесон, В.Дильтей, Г.Зиммель) определяют действительность через опыт самой жизни как переживание, вне которого опыт не существует. И воспринимают жизненный опыт как иррациональный и не сводящийся к разуму.

Теория социального интеллекта: XX в. Вопрос соотношения рационального и иррационального в интеллектуальной деятельности не стал менее значимым и в ХХ в. Теория социального интеллекта, возникшая в XX в, стала значительной предпосылкой и базисом для формирования теории эмоционального интеллекта.

В 1937 году Р. Торндайк, осознавая все возрастающую значимость межличностного общения и подчеркивая его высокую роль для руководящего состава набирающих силу организаций, впервые написал о «социальном интеллекте» для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект он представлял как совокупность ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и способствующих успешности межличностного взаимодействия. Теория социального интеллекта в дальнейшем получила развитие в трудах Г.Оллпорта, Дж. Гилфорда, и Г. Айзенка.

В том же году Г. Оллпорт, продолжая идею Р.Торндайка, связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта, — «особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания». Г. Айзенк придерживался сходного мнения, полагая, что «социальный интеллект проявляется в использовании IQ для социальной адаптации».

Тремя десятилетиями позже, в 1967 году, Дж. Гилфорд стал рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации. Эта способность, считает он, включает шесть факторов [24]:

- познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

- познание классов поведения – способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

- познание отношений поведения – способность понимать отношения;

- познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

- познание преобразования поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

- познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Таким образом, теория социального интеллекта ставит во главу угла ментальную способность к быстрой и качественной адаптации через эффективную социальную коммуникацию, что должно послужить положительным фактором в процессе социализации и становления в обществе во всех сферах [8].

Итак, становление представлений о соотношении эмоций и разума прошло длительное развитие в рамках различных течений социальных, психологических и философских наук. Несмотря на разные исследовательские позиции, всегда признавалось наличие сложных, опосредованных отношений между эмоциями и разумом. Многовековые дискуссии по этому вопросы привели к представлениям о необходимости объединения эмоции и разума и систематизации их влияния на поведение человека, на особенности коммуникационных процессов, важность которых всегда признавалась учеными. Лишь в XX в. наработанные знания вылились в теорию социального интеллекта, которая признавала важность единения разума и аффекта, играющих решающую роль в своевременной адаптации к окружающим условиям и в межличностной коммуникации. Исследования личности в области психологии, объединяющие когнитивные и аффективные составляющие, способствовали развитию теории, а представление об интеллекте как о структурном образовании стало причиной дальнейшего развитие теории мультипликативного интеллекта. Г. Гарднер, отметил, что успешной и разносторонней личности необходимо обладать множественным, разносторонним интеллектом, включающим широкий круг способностей. Выделенная автором в межличностный интеллект способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения была быстро признана одной из важнейших составляющих личности руководителя и получила развитие в теории эмоционального интеллекта (далее – ЭИ).

Помимо хорошо подготовленной научной базы современный интерес к эмоциональной составляющей регуляции возник под влиянием нескольких важных факторов.

Во-первых, традиционные тесты на интеллект продемонстрировали свою несостоятельность в качестве предикторов успешности деятельности особенно в профессиональной сфере, в карьере, а в более общем контексте, адаптации: «…что касается важности IQ на рабочем месте, исследования доказали, что он может обеспечить от 1 до 20 % (в среднем 6 %) успеха для данной деятельности». Подобное открытие потребовало срочного поиска новых путей решения заново открытых вопросов. Научное сообщество сделало акцент на специфической сфере деятельности управленцев, в которой главенствующая роль принадлежит эффективному общению с социумом, а не на технических и профессиональных навыках, как считалось ранее [20].

Во-вторых, социокультурные условия выражали стремление к поиску альтернативного знания. Антагонистические отношения интеллекта и эмоций зашли в тупик и потребовали новых взглядов на вопрос их соотношения.

Следуя требованиям времени, в 1985 году клинический физиолог и психолог Рувен Бар-Он, переосмыслив уже подготовленные теории о месте эмоций и интеллекта в структуре личности, впервые ввел термин EQ (Emotional Quotinent), коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ и высказал предположение, что EQ достоверно предсказывает успех людей и в будущем полностью заменит измерение интеллекта в образовании, в диагностике и коррекции психопатологии, при приеме на работу, обучении и аттестации сотрудников, а также в руководстве. Несмотря на то, что само понятие ЭИ несколькими годами позже будет впервые озвучено и описано П. Соловеем и Дж.Мейром, вклад Р.Бар-Она можно во многом считать первым появлением теории ЭИ. Сам Бар-Он впоследствии уйдет от предложенного им «коэффициента эмоциональности» в пользу «эмоционального интеллекта».

Р.Бар-Он проанализировав уже известные предложил широкую трактовку эмоционального интеллекта: «…множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения», именно поэтому эту теорию часто называют некогнитивной теорией эмоционального интеллекта Р.Бар-Она.

Р.Бар-Он выделяет пять сфер компетентности личности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта, каждая из которых включает из нескольких субкомпонентов:

интраперсональные (познание себя): самонаблюдение, эмоциональное самосознание, напористость, самоутверждение, независимость, самоуважение, самоактуализация;

интерперсональные (навыки межличностного общения): эмпатия, социальная ответственность, межличностные взаимоотношения;

управление стрессом: толерантность к стрессу, контроль импульсивности;

способность к адаптации: проверка реальности, гибкость, решение проблем;

оценка общего настроения: оптимизм, счастье [7].

В теории Бар-Она прослеживается теория социального интеллекта, включающая черты адаптации, и теория мультипликативного интеллекта, повествующей о важности внутриличностного и межличностного интеллектов. Важной заслугой Р. Бар-Она является еще и тот факт, что в 1996 году он разработал опросник, направленный на измерение эмоционального интеллекта – EQ-I (Emotional Quotient Inventory) [36].

Несмотря на богатую предысторию, сам термин «эмоциональный интеллект» является достаточно новым. Первой и наиболее известной в науке моделью ЭИ принято считать разработанную П. Сэловеем и Дж. Мэйером теорию. Ими же был введён и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году, в этом же году авторы опубликовали одноименную научную статью. Они определили ЭИ как подструктуру социального интеллекта, которая включает «способность» отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Такое определение, имея ключевым понятием «способность» резко отличалось от первоначальной теории, предложенной Р.Бар-Оном.

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями» ЭИ. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей [40].

Широкое распространение, в том числе в России и странах СНГ, понятие «эмоциональный интеллект» получило именно благодаря работам Дэниэла Гоулмана, который вывел феномен ЭИ за рамки научного сообщества, популяризовал этот конструкт и впервые сделал акцент на тот значительный вклад, который теория ЭИ может внести в развитие бизнеса, обучение руководителей, рекрутинг, оптимальное распределение персонала, изменение организационной культуры компаний и т.д.

Научные интересы, царившие во времена обучения Дэниэля Гоулмана на психологическом факультете Гарвардского университета, во многом определили его научную деятельность. Работа с Дэвидом МакКлеландом, который в 1973 году был в группе исследователей, занимающихся вопросом, почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни и карьере, сильно повлияла на научные интересы Д. Гоулмана.

В 1995 была опубликована книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Именно эта публикация вывела понятие ЭИ за рамки академической науки и привлекла внимание к человеку успешному, прежде всего в отношениях между людьми, эффективному за счет этого в управлении, и, как следствие, в карьерном росте, величине доходов и удовлетворенному жизнью. Это привлекло всеобщее внимание к роли эмоциональной сферы человека в его жизни и профессиональной деятельности.

В отечественной психологии теория эмоционального интеллекта начала свое развитие прежде всего в психологической среде, тщательно подготовленной в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых идея единства аффекта и интеллекта появилась еще задолго до возникновения теории ЭИ в западных научных кругах. Долгое время основной задачей для отечественных психологов представлялась систематизация эмоций и интеллекта [44].

К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии» [51]. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального.

В 2000 году свою достаточно полную и развернутую теорию эмоционального интеллекта предложил российский исследователь Д.В. Люсин. Становление его теории прошло почти 15 лет, обратимся к последним представленным автором данным.

Эмоциональный интеллект понимается автором как способность к пониманию и управлению эмоциями, которая может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, то есть. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций прежде всего приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.

Проведенный анализ литературы позволил нам сделать выводы, что как в западной, так и отечественной науке проводились отдельные исследования взаимосвязи аффективной и когнитивной составляющей. При этом общие тенденции таковы, что зарубежные исследователи сосредоточили свое внимание на вычленении эмоциональных компонентов интеллекта и его роли в управленческих позициях, отечественные же исследователи изучали в основном эмоциональное сопровождение мыслительной деятельности. Несмотря на разницу во взглядах авторов различных теорий, определим общее понятие «эмоциональный интеллект», в значении которого мнения исследователей совпадают. В широком смысле под ЭИ понимают осознание и управление как своими, так и чужими эмоциями, что, безусловно, принципиально важно для успешной коммуникации и построения социальных взаимоотношений [19].