Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А. Везалий - основоположник научной анатомии.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
99.84 Кб
Скачать

Запорожский государственный медицинский университет

Кафедра здравоохранения социальной и профилактической медицины

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: АНДРЕЙ ВЕЗАЛИЙ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ АНАТОМИИ

Выполнил студент 1 курсу

Медицинского факультета

2с группы

Гура Юрий Александрович

Запорожье 2012

План:

  1. Автобиография;

  2. Учителя Везалия;

  3. Деятельность Андрея Везалия в Падуанском университете;

  4. Предшественники Везалия;

  5. Везалий – педагог, художник, редактор;

  6. Трактат «О строении человеческого тела, в семи книгах»;

  7. Последователи Везалия.

Автобиография

Андрей Везалий родился в Брюсселе 31 декабря 1514г. Он происходил из рода Витингов, живших долгое время в Нимвегене. Несколько поколений семьи, в которой родился Везалий, были учеными медиками и знатоками исторического значения. Прапрадед Везалия Петр, известный врач и собиратель медицинских трактатов, написал комментарий к четвертой книге «Канона врачебной науки» великого энциклопедиста Востока Абу - Али Ибн – Синны (Авиценны). Прадед Везалия преподавал в университете Лувена. Отец Везалия Андрей, был аптекарем при дворе Карла V. Младший брат Везалия Франциск тоже изучал медицину и стал врачом.

Везалий рос среди врачей, посещавших дом его отца. Он с юных лет пользовался богатой библиотекой медицинских трактатов, собиравшейся в семье и переходившей из поколения в поколение. Благодаря этому у юного Везалия появился интерес к медицине.

По окончании начальной школы Везалий поступил в Лувенский университет, где преподавались древние языки - греческий и латинский, а также математика, но Лувенский университет не был центром гуманитарного образования. В 1531г. Везалий перешел в Педагогический колледж, основанный в Лувене в 1517г. Здесь изучение языков было более тщательным. Этими языками были – греческий, латинский и древнееврейский. Прилежно изучая в Лувенском университете цикл классических и риторических наук, Везалий рано обнаружил склонность к медицине, в особенности к анатомии. В свободное от университетских занятий время он с огромным увлечением вскрывал и тщательно препарировал домашних животных. В 17 лет Везалий выразил желание изучать медицину в Париже.

Учителя Везалия

В Парижском университете Везалий стал учеником знаменитого тогда анатома Сильвия (Жака Дюбуа 1447-1555г.), родившегося в г. Амьене.

Сильвий изучал сосуды тела человека и животных, иньецируя их окрашенными массами, изучал венозные клапаны, полую вену, строение печени, Он ввел ряд анатомических терминов: gaster, intercostalis, axillaries, mezenterium, subclavia и др.

Его лекции имели огромный успех у многолюдной аудитории студентов, среди которых в 1533г. появился Везалий. Убежденный поклонник Галена Сильвий хорошо знал анатомию мозга, разработал наливать кровеносные сосуды и самостоятельно изучал кости скелета.

Везалий вынес из лекций Сильвия много полезного и всегда ценил его как ученого. Как преподаватель Сильвий снискал себе славу у студентов. Но литературные труды его остались незаметными. Везалий глубоко ценил эрудицию Сильвия, был благодарен ему за занятия, полученные на лекциях, но он по праву критически относился ко всем своим учителям. Его собственные исследования слишком ярко демонстрировали их ошибки и заблуждения.

Учителем Везалия в Париже был также философ Жан Фернель(1497-15580).

Не ограничиваясь лекциями Сильвия и Фернеля, Везалий учился и у Иоганна Гюнтера- швейцарца из Андернаха, преподававшего в то время в Париже анатомию и хирургию. С Гюнтером у Везалия установились более дружеские отношения, чем с Сильвием. Гюнтер ценил своего ученика. Он писал в «Анатомических установлениях» (1536): «В исследо- вании мне помогал Андрей Везалий, сын аптекаря императора - молодой человек, имеющий, клянусь Геркулесом, большое будущее, обладающий редким знанием медицины, знающий оба языка (греческий и латинский), искусный в анатомировании трупов и разносторонне изучающий части человеческого тела».

Однако ни Сильвий, ни Гюнтер не могли дать Везалию того, к чему он имел наибольшую склонность,- они не могли научить его искусству тщательного и детального препарирования человеческого тела.

Полное препарирование в то время было не возможно. Самое большее, что тогда умели делать,- это поспешно пока не наступило разложение, исследовать некоторые части трупа какого-нибудь умершего больного, поэтому исследовалась только какая – либо часть человеческого тела.