Скачиваний:
214
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
275.97 Кб
Скачать

Макс Шелер (1874-1928)

Философ М. Шелер видел в социологии знания инструмент, который нужно применить, чтобы разре­шить в немецкой Веймарской республике идеологичес­кие конфликты посредством объяснения политикам ограниченности различных идеологий. В своей основе эта вполне утопическая идея М. Шелера коренится в философской перспективе, в поиске вечного и истинно­го знания.

Сам релятивизм социологии знания М.Шелер рассматривает как средство, как некий первичный ма­териал. При своем исходном несовершенстве этот ма­териал дает возможность аналитику сохранить кон­такт с эмпирическим миром разобщенных идеологий и борющихся политиков. Проявления этого несовер­шенного мира и следует подвергнуть критическому анализу с целью добраться до вечного, абсолютного и неподвластного социальным факторам: до мира исти­ны, лежащего вне радиуса действия эмпирических ис­следований.

Центр тяжести Макс Шелер располагает в определении того, что он называет «относительно ес­тественной картиной мира», которая является спосо­бом, каким индивид воспринимает мир вокруг себя. Хотя для отдельного человека этот способ кажется совершенно естественным и должным, на самом деле знания, необходимые человеку для осмысленного вос­приятия окружающего его мира, соотносятся с тем положением, которое человек занимает в обществе. Таким образом, имеются разнообразные картины мира, например, философская, культурная и юридическая. Ход мысли М. Шелера таков: правящая элита должна суметь выработать перспективу, интегрирующую эти разные картины мира, и тем самым достичь истины. Тогда можно будет заново возвести стабильное и хоро­шо интегрированное общество и устранить социаль­ное беспокойство послевоенного общества. Та элита, которую имел в виду М. Шелер, состояла из старой аристократии. Таким образом, при всей критической заостренности концепция М. Шелера была глубоко консервативна. Его идеалы дышали ностальгией по временам благополучного капитализма и классической немецкой философии первой половины XIX века.

****

Карл Мангейм (1893-1947)

Основной же фигурой в немецкой социологии знания по праву признан Карл Мангейм, труды кото­рого по социологии знания собраны прежде всего в книге «Идеология и утопия», вышедшей в 1929 г. на немецком языке и в 1936 г. — на английском (в конце жизни К. Мангейм жил в изгнании).

***

1. Отношение к марксизму. Мангейм в значительной мере принимал идеологическую доктрину марксизма («Бытие опреде­ляет сознание») в качестве отправной точки развития социологии знания, однако толковал ее расширительно. Марксизм утверждал, что формы знания, господ­ствующие в конкретном обществе на определенном этапе его развития, детерминированы экономическими услови­ями и классовой структурой этого общества. Мангейм полагал, что связь между знанием и идеоло­гией носит более гибкий характер, чем это постулируется марксистами. И проявляется это прежде всего в том, что формы знания могут детерминироваться принадлежностью не только классу, но и к другим социальным группам. В частности, представляется очевидным, что существует оп­ределенная связь между поколением и разделяемыми им научными убеждениями, а также между научной шко­лой как социальным образованием и теми убеждениями, которые разделяют их члены. Наконец, выдвижение но­вого знания, предлагающего альтернативную точку зре­ния на тот или иной объект исследования, может быть продиктовано соображениями конкуренции и стремлением приобрести авторитет и вес в данной сфере исследова­ний.

***

2. Социальная сущность знания проявляется в егоидеологическом характере. Идеология – этосовокупность верований, идеалов, религиозных и куль­турных знаний. В своем анализе понятия идеологии К. Мангейм вводит основополагающее структурное различение социологического типа. Он разделяет частную (частич­ную) и тотальную идеологию.

1.Частичная идеология (извращенная) соотносится с индивидом или группой (политической партией, к примеру) и оперирует на психологическом уровне. Таким типом идеологии пользуется человек в случаях, когда, например, ставятся под вопрос аргу­менты социальной группы, расходящейся во мнении с другими. Частичная — это более или менее сознатель­ное извращение человеком или социальной группой каких-либо представлений с целью соблюсти собствен­ные интересы. К. Мангейм полагает, что такие извра­щения могут растянуться по всей длине шкалы — от лжи и недосмотра до подстановки, от намеренных попыток введения в заблуждение до самообмана.

2. Тотальная же идеология (общекультурная), напротив, всегда надын­дивидуальна, соотносима с идеологией исторической эпохи или мыслительной структурой крупной социаль­ной общности (народа) в определенный период, то есть она покоится на культурной и исторической базе и должна анализироваться в связи с представлениями, выражаемыми на этом уровне. Тотальная идеология — это картина мира, связанная специфическим истори­ческим и социальным контекстом.

***

3. Как в тотальной идеологии «вырастает» объективное знание?

Во-первых, Мангейм указывает на интеллектуалов как на соци­альную группу, которая отличается от остальных, за­нимая особое положение в истории и имея к ней осо­бое отношение. Разошедшиеся интересы различных социальных групп (что обусловлено их различным положением в историческом и социальном контексте) определяют их отношение к формализованному знанию и его содержанию. К. Мангейм полагает, что истинно интегрирую­щую перспективу можно выработать только основыва­ясь частью на понимании и сохранении культурного мира прошлой истории, частью на таком положении в современном обществе, которое позволяет глубоко осознать его динамику, базируясь на «относительно бесклассовом» и не слишком фиксированном социаль­ном существовании. Те, кто занимают такое положе­ние — это «свободно парящие интеллектуалы», как выражается К. Мангейм. Однако эту группу оказалось крайне трудно, в большинстве случаев просто невоз­можно эмпирически ограничить и выделить. В нее в разных условиях попадали ученые и политики, школь­ные учителя и военная элита, партийные идеологи и люди искусства, словом, представители практически всех общественных слоев.

Во-вторых, содержание естественно-научного и математического/ логического знания исключается из познавательно-социологического анализа, поскольку оно неподвласт­но социальным интересам. Обосновывал эту точку зрения Мангейм тем, что эти на­уки используют точные методы. По этой причине социо­логическое объяснение оказывается действительным и справедливым лишь применительно к общественным и гуманитарным наукам.

Соседние файлы в папке Лекции по философии науки для аспирантов и соискателей