Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Удельный вес территории для системы общегородск...docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
6.95 Mб
Скачать
  1. Общественный центр

Удельный вес территории для системы общегородского центра и его основных элементов в балансе территорий города и центра составляет, процентов:

Центр города 3,5-5,0 для крупнейших и крупных городов (от площади города) 6,0-8,0 для других групп городов

Ядро центра города 30-35 для всех категорий городов (от площади центра)

Общественные территории 70 и более

в ядре центра

(от площади центра)

2.14 Общегородской центр следует развивать как полифункциональную систему, включающую в себя: управление; общественную, деловую, культурно-просветительную и культурно-зрелищную деятельность; торговлю; общественное питание, бытовое и коммунальное обслуживание; связь, транспорт, жилье, отдых, туризм.

Интенсивность освоения территории ядра центра, эффективная с точки зрения градостроитель­ной ценности, приводится в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Территория по функциональному назначению

Плотность, чел. /га

Селитебная

110-150 проживающих

Жилая

400-500 проживающих

Производственная

450-500 работающих

Общественных учреждений

    1. работающих

20. Обустройство и озеленение общественного пространства

5.1 В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств, которые в сочетании с загород­ными должны формировать комплексную зеленую зону.

Внешние границы комплексной зеленой зоны следует проводить по границам землепользова­нии, естественным рубежам, транспортным магистралям.

5.2 Функциональное зонирование комплексной зеленой зоны (территории застройки, города, зеленой зоны) следует осуществлять с выделением: озелененных территорий общего пользования; озелененных территорий ограниченного пользования и озелененных территорий специального на­значения.

5.3 Номенклатуру элементов территории комплексной зеленой зоны города следует принимать согласно приложению 5.1.

Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озелененности территории застройки) должен иметь не менее 40 % для районов II В, 45 % - III В, Б и 50 %- IV В2, а в границах территории города по структурным элементам принимать в соответствии с приложением 5.2.

Примечание. В городах с теплоэлектроцентралями и котельными, предприятиями химической, ме­таллургической, нефтеперерабатывающей промышленности I класса санитарной вредности уровень озелененности территории застройки следует увеличивать не менее чем на 15 %.

5.4 Площадь озелененных территорий общего пользования (парков, садов, скверов, бульваров), размещаемых на территории застройки городских и сельских поселений, следует принимать соглас­но таблице 5.1.

В крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовать в городские лесопарки и относить дополнительно к озелененным территориям обще­го пользования, исходя из расчета не более 5 м2/чел.

Таблица 5.1

Озелененные территории общего пользования в пределах городской черты

Группы городов по численности населения, тыс. чел.

Площадь озелененных территорий, м2/чел.

Полесье,

Прикарпатье, Закарпатье

II В-1, II В-4

Лесостепь

II В-2, II В-3

Степь

ІІІ-В, ІІІ-Б

Южный берег Крыма

IV В-2

Общегородские

100-1000 и более

10

11

12

15

50-100

7

8

9

11

До 50

8(10)

9(11)

10(12)

12(15)

Сельские поселения

12

13

14

17

Жилых районов

100-1000 и более

6

6

7

8

50-100

6

6

7

8

Примечание 1. В городах, где размещаются промышленные предприятия I и II класса вредности, приведен­ные нормы общегородских озелененных территорий общего пользования следует увеличи­вать на 15-20 %. В городах, где размещаются железнодорожные узлы, приведенные нормы общегородских озелененных территорий общего пользования следует увеличивать на 5-10 %. В средних, малых городах и сельских поселениях, расположенных в окружении существую­щих лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов, площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 %.

Примечание 2. В скобках приведены размеры для малых городов с численностью населения до 20 тыс. чел.

5.5 В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки, парки площадью более 100 га и лесопарки площадью 500 га и более должны составлять не менее 10 %.

Время доступности городских парков при передвижении на транспорте должно быть не более 20 мин., а парков планировочных районов - не более 15 мин.

Примечание. В сейсмических районах необходимо обеспечивать свободный доступ к паркам, садам и другим озелененным территориям общего пользования, не допуская устройства оград со стороны жилых районов.

5.6 Допустимое количество единовременных посетителей территории парков, лесопарков, лесов, зеленых зон следует принимать в соответствии с укрупненными показателями, чел./га, не более:

а) для городских парков 100

б) для парков зон длительного отдыха 70

в) для парков-курортов 50

г) для парков зон кратковременного отдыха 20

д) для лесопарков (лугопарков, гидропарков) 10

е) для лесов 1-3.

Примечание. При количестве единовременных посетителей 10-50 чел./га необходимо предусматри­вать дорожно-тропиночную сеть для организации их движения, а на опушках полян -почвозащитные посадки; при числе единовременных посетителей 50 чел./га и более -мероприятия по преобразованию лесного ландшафта в парковый.

5.7 В крупнейших, крупных и больших городах наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные - детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады.

Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 м2/чел., спор­тивных - 1-2 м2/чел., включая площадки и спортивные сооружения.

5.8 На территориях с высокой степенью сохранности естественных ландшафтов, имеющих эстетическую и познавательную ценность, следует формировать национальные и природные парки. Архитектурно-пространственная организация национальных и природных парков должна предус­матривать использование их территории в научных, культурно-просветительских и рекреационных целях с выделением, как правило, заповедной, заповедно-рекреационной, рекреационной и хозяйст­венной зон.

5.9 При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами.

Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать, исходя из конкретных градостроительных и природных условий.

В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует прини­мать по приложению 5.2.

5.10 Бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения. Размещение бульвара, его протяженность и ширину, а также место в попе­речном профиле улицы следует определять с учетом архитектурно-планировочного решения улицы и ее застройки. На бульварах и пешеходных аллеях следует предусматривать площадки для кратко­временного отдыха. Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать не менее 10 м при размещении с одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой.

5.11 Дорожную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунк­там, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 (ширина полосы движения одного человека).

5.12 Расстояния от зданий, сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать по таблице 5.2.

5.13 В зеленых зонах городов следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейных хозяйств с учетом обеспечения посадочным материалом групп городских и сельских поселений. Нормативный показатель площади питомников должен прини­маться из расчета обеспеченности уровня озелененности объектов системы озелененных терри­торий в пределах населенного пункта. Площадь питомников должна быть не менее 80 га. Общую площадь цветочно-оранжерейных хозяйств следует принимать из расчета 0,4 м2/чел.

21. Малые формы, дизайн, синтез искусств

Дизайн городской среды рассматривается как проектно-художественный синтез дизайна с архитектурой, градостроительством и пластическими и изобразительными искусствами. Этот синтез происходит при организации предметно-пространственной среды города на различных уровнях - начиная от отдельных форм предметного наполнения городских пространств, формирующих эти пространства архитектурных объектов, а также и на уровне организации этих пространственных структур и города в целом.

Динамичное развитие дизайна и его переход в н.ХХ века в индустриальную стадию с самостоятельным объектом проектирования, методологическим и проектным инструментарием привели к значительному расширению его предметных границ. Дизайн начал выходить в пространственную среду города, образуя новые виды проектно-художественного синтеза.

История взаимодействия изобразительных и пластических искусств с архитектурой, т.н. «синтез искусств», своими корнями уходит в далекое прошлое. Издавна живопись и скульптура наряду с архитектурной деталью (а порой становясь ею) обогащали композицию фасадов, выявляя и подчеркивая тектонику и пластику, ритмический и масштабный строй сооружения, вносили определенный образно-тематический настрой, особую яркость и красочность. Стремясь к общей целостности произведения архитекторы при этом отводили пластическим и изобразительным искусствам, как правило, ведомую роль, соподчиняя их архитектуре. Способная по самой своей природе дать первый импульс другим искусствам архитектура играет связующую роль и берет в большей или меньшей степени «функции основы художественного синтеза».

Зародившись на рубеже XIX-XX столетий в лоне промышленной революции как средство эстетизации индустриально выпускаемой продукции дизайн в начале ХХ века стал выходить на улицы города. Сначала робко в виде несколько неуклюжих карет-автомобилей, отдельных рекламных установок, киосков, почтовых ящиков, затем – стильных форм телефонных боксов, игровых и торговых автоматов, фасадной суперграфики и пиктограмм. Сегодня создаются целые ансамбли и гарнитуры уличной мебели и оборудования, системы аудиовизуальной информации, специальные дизайн-программы комплексной организации предметно-пространственной среды города. В профессиональном лексиконе появились и находят все большее распространение такие понятия как «дизайн городской среды», «городской» и «ландшафтный» дизайн, «дизайн города».

Насыщая пространственную среду города, формируя так называемый «градостроительный партер», уличная мебель и оборудование, вывески и реклама, торговые витрины, суперграфика фасадов и дорожных покрытий, скульптурные формы, панно и другие объекты монументально-декоративного искусства и городского дизайна становятся неотъемлемым компонентом предметно-пространственной среды современного города, определяя во многом условия ее комфортности, образно-художественные качества, оказывают существенное, порой, решающее влияние на впечатление от восприятия, на формирование образа не только отдельного и конкретного архитектурного ансамбля, но в итоге и города в целом.

Все это ознаменовало возникновение нового, неизвестного ранее, качественно отличного, синтеза архитектуры и промышленного искусства – дизайна. Причем синтез дизайна и архитектуры сегодня можно наблюдать на различных уровнях пространственной организации города, начиная от отдельных предметных форм и гарнитуров, архитектурных сооружений и ансамблей, кончая градостроительных структур, тем самым определяя предметные границы дизайна города, его иерархическую структуру.

Синтез дизайна на уровне скульптурных и предметных форм. Кинетические объекты как предтече интерактивной предметной среды города

К дизайну города на предметном уровне можно отнести такие явления второй половины ХХ века в архитектурно-художественном и дизайнерском проектировании как гарнитуры уличной мебели и оборудования, системы визуальных коммуникаций, «интерактивная» реклама, авангардные скульптурные формы, кинетические рекламные и декоративные формы, включая графические и фотоизображения на движущемся городском транспорте. Все эти предметные формы явились новыми для города и строятся они на иных, отличных от прежних проектных принципах, пришедших из дизайна. И в первую очередь это методы фирменных стилей и эргономики. При этом следует отметить, что и эти дизайнерские методы при их использовании в архитектурной организации города претерпели определенную трансформацию. Произошла их своеобразная «привязка» к ситуациям архитектуры города. Тем самым мы можем говорить о новых формах проектно-художественного синтеза: дизайна и архитектуры, дизайна и декоративного искусства, дизайна и скульптуры.

Уличная мебель и оборудование на смену малых архитектурных форм. В 1960–70-х гг. у нас в стране широкое распространение в профессиональном лексиконе архитекторов, занимающимися благоустройством городских территорий, получил термин «малая архитектурная форма», которым обозначались элементы т.н. предметного наполнения города. Свои истоки понятие «малая архитектурная форма» берет в архитектурном ансамбле. Проектируя дворец мастера прошлого детально прорабатывали все: фасады и интерьеры вплоть до формы дверной ручки, прилегающий парк, включая проект беседки и мостика над прудом. Этот «принцип ансамблевости» позднее использовался и в советской архитектуре эпохи т.н. «сталинского классицизма». Согласно ему скамьи, уличные фонари, вазоны, скульптуры и др. предметные формы являлись частью общей композиции и стилистики архитектурного ансамбля. Они представали перед зрителем как «сошедшие» с его фасадов на землю скульптуры и архитектурные детали – отсюда и название «малые архитектурные формы – с обилием декора в виде орнаментов, архитектурных обломов и ордеров. Выполненные, как правило, из тех же материалов, что и архитектурные фасады, а потому как правило массивные и тяжеловесные, они вместе формировали единый художественно-стилевой комплекс – архитектурный ансамбль. В 60-е годы прошлого века распространившаяся у нас в стране борьба с излишествами постепенно вымарала из профессионального лексикона термин «архитектурный ансамбль», (ему на смену пришли такие определения как «градостроительный комплекс», «жилой комплекс», «микрорайон» и пр.), а понятие «малая архитектурная форма» еще на долгие годы осталось, а вместе с ним и подход к проектированию предметных форм как «архитектурному компоненту», а потому опять же из «архитектурных материалов» – бетона и дерева–, в тяжеловесных, а без декоративного убранства в условиях 1960-х зачастую и неказистых, а также в большинстве своем и неудобных в эксплуатации (не эргономичных) формах.

Во второй половине ХХ века, с развитием индустриального дизайна, в организации предметного наполнения городских пространств ситуация начала коренным образом меняться. На смену фанерно-дощатым киоскам и телефонным будкам кустарного изготовления пришли промышленные формы телефонных боксов, торговых автоматов и многофункциональных пространственных модулей, выполненных с использованием новейших по тем временам материалов и технологий, а архаичные малые архитектурные формы заменила современная уличная мебель и оборудование. И различия здесь стали не только в терминологии. Уличная мебель стала такой же удобной и эргономичной как и интерьерная. В ее изготовлении, как и в интерьерной, использовались индустриальные технологии. Поэтому уличная мебель была уже не такой массивной и тяжеловесной. А ее формообразование не подчинялось слепо стилистике исторических форм архитектуры города и имела современный вид, отражая, как и дизайн в целом, дух времени, внося новые образы современности в городскую среду, изменяя и обновляя периодически ее облик. Этому способствовали такие свойства новых предметных форм, как мобильность и вариабельность, недолговечность и легкозаменяемость. При всем при этом дизайн индустриальных предметных форм не противоречил архитектурному принципу ансамблевости. Напротив, средства дизайна при умелом обращении с ними позволяли не только сохранить целостность пространственного ансамбля, композиционно, стилистически, семантически, но и усилить ее, а также в отдельных случаях и сформировать заново. Примером тому могут служить дизайн пешеходных улиц в исторических центрах многих европейских городов (1970–1980-е гг.), где уличной мебелью и элементами визуальных коммуникаций вместе с колористическим решением и благоустройством формировался своеобразный «фирменный стиль» улицы как уникального пространственного ансамбля с ярким и запоминающимся лицом.

Лондонская телефонная будка

Чешская скамья