Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Адо Новая история.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
5.56 Mб
Скачать

5. Кризис старой колониальной политики в Америке

Ранее всего кризис прежней колониаль­ной политики наметился в Новом Свете. Уже в начале 80-х годов XVIII в. в резуль­тате Первой американской революции Анг­лия вынуждена была согласиться на неза­висимость своих североамериканских коло­ний (США). В первое десятилетие XIX в. аналогичный процесс борьбы за незави­симость охватил испанские и португаль­ские колонии в Латинской Америке.

Распад Испанской колониальной импе­рии в Южной Америке. К началу 20-х годов национально-освободительная революция народов Латинской Америки вступила в свою завершающую фазу. Мно­гие владения Испанской монархии в упор­ной борьбе добились государственной са­мостоятельности.

В 1820 г. Испания начала подготовку к «новому завоеванию» латиноамерикан­ских колоний (кадисская экспедиция). В преддверии этой новой «конкисты» ис­панское правительство ужесточило свою политику в Латинской Америке (в январе 1819 г. король издал указы: о запрете пря­мой торговли иностранцев с инсургентами без его санкции, о расстреле любого евро­пейца, захваченного в плен в армиях мя­тежников, и т.д.). К восточным берегам Латинской Америки была послана испан­ская эскадра, которая установила морскую блокаду: она конфисковывала грузы ино­странных (преимущественно американ­ских и английских) торговых судов, забирала в плен их экипажи, иногда даже вешала на реях капитанов.

В результате восстания в колониальном экспедиционном корпусе в городе Кадисе (1820), переросшего в революцию, посыл­ка новых военных подкреплений в Латин­скую Америку не состоялась, но революци­онные события в метрополии не изменили колониальной политики Испании. Испан­ские буржуазные революционеры отказы­вались признать независимость бывших колоний и пытались старыми военно-поли­тическими методами удержать их в рамках «новой Испании», не гнушаясь даже обра­щением к Священному союзу (май 1822 г.) с просьбой послать войска европейских держав для усмирения «бунтовщиков».

Обсуждавший эту просьбу конгресс Свя­щенного союза в Вероне не смог прийти к единому мнению, главным образом из-за нежелания Англии связывать себе руки общеевропейским решением. Именно в это время Великобритания начала усиленное торгово-экономическое проникновение на Латиноамериканский континент. Каннинг откровенно сформулировал алчные интере­сы британской политики: «Если мы доста­точно ловко поведем дело, то освобожден­ная Испанская Америка станет англий-, ской».

Стремилась укрепить свои позиции в новых латиноамериканских государствах и Франция. Бурбоны попытались в 1820 г. в одиночку, без консультации с партнерами по Четверному союзу, посадить в Аргенти­не на престол принца Луккского. Но в эту политическую комбинацию активно вме­шались англичане и сорвали тайную по­пытку французских эмиссаров. За происка­ми дипломатии Бурбонов в Латинской Америке стояли французские торгово-про­мышленные круги. И хотя Франция в отли­чие от Великобритании и США, опасаясь негативной реакции России, Австрии и Пруссии, не пошла в 20-х годах на публич­ное признание молодых латиноамерикан­ских государств де-юре, де-факто это было сделано уже в 1822 г.: торговым кораблям инсургентов был разрешен официальный доступ во французские порты, а в Латин­скую Америку была направлена новая пар­тия тайных эмиссаров для возобновления политических контактов.

Пользуясь своей географической бли­зостью и возросшей к 20-м годам торгово-промышленной мощью, гораздо -более ак­тивно действовали в Латинской Америке США. 8 марта 1822 г. президент Дж. Мон­ро в послании конгрессу впервые публично заявил, что в Южной Америке возникли новые государства, которые США намере­ны признать дипломатически. Вскоре США учредили в Латинской Америке первые пять посольств. Испания пыталась проте­стовать, но безуспешно. Открытое торгово-экономическое проникновение США в Ла­тинскую Америку началось.

С конца 20-х годов в связи со все рас­ширявшимся конфликтом внутри Священ­ного союза по восточному вопросу и дипло­матическим признанием новых государств

Латинской Америки многими государства­ми Европы проблема бывших испанских колоний стала отходить на второй план. Европейские великие державы (прежде всего Англию и Россию) начала волновать другая проблема: экспансия США на юг и на север Американского континента. Идеологическим оформлением этой эк­спансии стала «доктрина Монро».

«Доктрина Монро» и экспансия США на Американском континенте в 20—40-х го­дах. Формальным поводом к посланию 2 декабря 1823 г. президента Дж. Монро конгрессу явилась полемика американских и европейских газет о возможности воору­женной интервенции держав Священного союза в Америку после того, как Испания вновь обратилась к Священному союзу (ноябрь 1822 г., Веронский конгресс) за помощью, на этот раз против США, наста­ивая на коллективных военных санкциях в защиту своих колоний в Латинской Аме­рике. Послание вошло в историю как «до­ктрина Монро» (о ней см. также главу 11, с. 352). «Доктрина Монро» гласила, что Новый Свет (т. е. Северная и Южная Аме­рика) не может отныне рассматриваться как объект колониальной экспансии. Не посягая на существующие колонии евро­пейских держав, США заявили, что не до­пустят основания новых колоний в Амери­ке. Североамериканские газеты поспешили представить эту доктрину как своеобраз­ный щит против агрессии Священного сою­за в Новый Свет. Однако своекорыстная сторона доктрины явственно проявилась вскоре после послания президента Монро. Уже в 1825—1826 гг. США пытались ан­нексировать испанскую колонию Куба. До­ктрина нашла конкретное воплощение в окончательном отторжении у Мексики Те­хаса в результате американо-мексиканской войны 1846—1848 гг.

Отказ России от владений в Северной Америке. «Доктрина Монро» была направ­лена и против России. Россия обладала в Америке довольно значительными по площади территориальными владениями (Аляска, Алеутские острова, поселения на западном побережье Северной Америки), которые управлялись через посредство пблуправительственной Российско-амери­канской компании, основанной еще в 1799 г. В связи со все растущей территориальной экспансией США (например, присоедине­ние в 1810—1818 гг. полуострова Флорида) царские власти, не имея возможности за­щитить владения Российско-американской компании и ее монополию на торговлю в Северной Америке, вынуждены были пойти на некоторые уступки. В апреле 1824 г. бы­ла подписана русско-американская кон­венция об определении границы русских владений в Северной Америке. Была уста­новлена демаркационная линия, севернее которой американцы, а южнее — русские не должны были создавать поселений. Кон­венция декларировала свободу мореплава­ния и рыболовства во всех частях Тихого океана, что означало, по существу, разре­шение американским купцам торговать в русских факториях.

Однако торгово-экономические пози­ции владений Российско-американской компании в Америке не улучшались, ибо ее фактории более не выдерживали конкурен­ции с купцами США. Связи владений ком­пании с Россией из-за отсутствия пересе­ленцев из Сибири и Дальнего Востока сла­бели. В 1842 г. с санкции Николая I компания продала свои владения в Кали­форнии (форт Росс) американцу Саттеру, а в 1867 г., уже при Александре II, все русские владения в Северной Америке (Аляска, Алеутские острова и др.) были проданы царским правительством США за 7,2 млн. долларов. В том же году была лик­видирована и Российско-американская компания.