Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Войнов методичка.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
354.82 Кб
Скачать

1.8 Анализ и оценка последствий акта биологического терроризма

До недавнего времени политические, научные и общественные круги многих стран мира рассматривали феномен биологического терроризма как практически невозможное явление, и тому были свои причины:

Крайне редкое использование инструментов биологического оружия(БО) в истории человечества(известны эпидемии оспы, которые начинались среди индейцев на территории Северной Америки от зараженных одеял), что привело к выработке устойчивости мнения о том, что инструменты БО никогда не будут использованы;

применение инструментов БО возбудителей особо опасных инфекций(ООИ) в ХХ веке было настолько несовместимо с общечеловеческой моралью

, что никакая страна не рискнула применить его первой без 100% уверенности в своей безнаказанности;

Технологии получения, хранения, применения инструментов БО сегодня настолько сложны, что их освоение возможно только на базе хорошо оснащенных лабораторий, что явно не под силу отдельным террористическим группам;

Комплексное применение инструментов БО в масштабных актах во время конфликтов и войн в ХХ веке могли вызвать непредсказуемые последствия – «фатальные эпидемии» , ООИ, которые, в принципе, могут стать причиной гибели значительной части человечества.

Вместе с тем, человечество сегодня вплотную подошло к той грани, за которой возможны случаи биологического террора. В 1984 году в небольшом городе штата Орегон(США) был зафиксирован курьезный случай биологического терроризма(БТ), когда злоумышленники использовали возбудителя Salmonella typhimuriиm в своих политических целях. Указанные микроорганизмы были подмешаны в заправку салатов в 10 популярных ресторанах города, что вызвало затем массовую диарею жителей (массовый понос без смертельных случаев). это обстоятельство повлияло на исход местных выборов в интересах некой культовой секты. Специалистам США потребовался целый год, чтобы установить сам факт проведения акта БТ с возбудителем S.typhimиriиm. Данный случай побудил правительство США экстренно принять ряд законодательных, юридических, организационных, медицинских и других мер, направленных на противодействие актам БТ на территории страны.

В 2001 году на территории США имели место несколько случаев распространения сибирской язвы - современного инструмента БО. Однако за несколько лет до этих событий в Институте Медицины (Institиte ofMedicine ofNational Academy ofSciences) были подготовлены рекомендации по проведению научных исследований проблем БТ, которые необходимы, чтобы обеспечить оперативный анализ и прогноз последствий актов БТ и защиты от ООИ гражданского населения страны. Согласно этим рекомендациям США должны иметь национальную систему защиты от воздействия инструментов БО, которая должна прибывать в постоянной готовности и начинать действовать сразу в очагах поражения ООИ, располагая всей необходимой информацией, силами и средствами по диагностике, профилактике и лечению пораженных людей.

Проблема актов БТ уже несколько лет активно обсуждается в США и в других странах Запада, но для России она имеет практическое значение. На Северном Кавказе все еще нет окончания вооруженного конфликта с радикалами, который все больше озлобляет местное население и делает его заложниками сил международного терроризма. Отсюда неслучайно, что в 1999 году в СМИ прошла информация, что чеченские боевики­смертники могут применить инструменты БО (сибирская язва) в городах России, и это будет их последним аргументом силы в борьбе с федеральным правительством.

Американскими специалистами сегодня выделяются три категории возбудителей ООН, которые могут представлять интерес для террористов в качестве инструментов БО. Эти категории возбудителей и определяют уровень готовности специалистов здравоохранения

к ликвидации последствий актов БТ и выработке мер противодействия. Так к высшей категории опасности среди инструментов БО (категории "А") американские

исследователи относят: оспу, сибирскую язву, чуму, ботулизм, туляремию,

геморрагические лихорадки. из этого списка лишь 2-3 патогена могут реально быть использованы группами террористов против населения городов. В первую очередь - оспа

и сибирская язва, которые особо опасны при реализации аэрогенного механизма

заражения людей. В случае реального применения одного или нескольких патогенов одновременно на пораженных территориях может сложится чрезвычайно тяжелая эпидемиологическая ситуация, обусловленная следующими обстоятельствами.

Во-первых, специалистам здравоохранения в течение некоторого времени не будет известна критическая информация о самом факте проведения акта БТ, а также этиология примененного патогена (конкретного инструмента БО), Т.К между временем скрытного проведения акта БТ и временем появления первых признаков тяжелого инфекционного заболевания у множества пораженных людей обычно проходит несколько дней (так время инкубационного периода оспы составляет от 7 до 12 дней). За это время террористы могут беспрепятственно покинуть место проведения террористического акта и полностью уничтожить все технические средства нападения. На пораженной территории после окончания времени инкубационного периода начинают появляться первые инфекционные больные, которые задают "старт" эпидемии инфекционного заболевания неизвестной этиологи. Эпидемия может охватить значительные группы незащищенного населения крупных городов прежде, чем специалисты определят, что была атака террористов с применением конкретного инструмента БО. Очевидно, что все пораженные лица должны быть быстро выявлены и изолированы от людей в специальных больницах и клиниках. Если это не сделать своевременно, за время заразного (инфекционного) периода возможны множественные случаи вторичного заражения людей из окружения лиц пострадавших ранее. Главное не допустить возникновения широкомасштабной эпидемии на пораженной территории, которая приведет к колоссальным социально-экономическим и человеческим потерям.

Во-вторых, первые признаки инфекции неизвестной этиологии могут быть хорошо "замаскированы" или выглядеть, как клиника простуды. В этом случае трудно и, порой, невозможно оперативно различить между собой признаки многих вирусных и бактериальных инфекций, пока заболевание не примет ясную, клиническую форму и не проявит себя однозначно (например, сыпь при оспе). Только после этого специалисты могут сказать, что была атака террористов с применением конкретного инструмента БО. Таким образом, в течение длительного времени критическая информация относительно этиолоmи примененного инструмента БО, времени и места террористического нападения будет недоступна специалистам для принятия адекватного решения по включению мер противодействия. В этих условиях можно ожидать высокого уровня заболеваемости и смертности людей, даже если инфекционный агент хорошо известен и относительно него имеется вся информация и отработаны методы и средства борьбы (схемы профилактики населения и методы лечения больных). Наоборот, если место и время нападения были сразу выявлены, оперативно расшифрована этиология примененного возбудителя, а тревога о нападении своевременно объявлена, можно избежать значительного ущерба.

В-третьих, очень трудно объективно оценить все затраты на противодействие и ликвидацию всех последствий акта БТ, даже если иметь "под рукой" всю необходимую информацию, а также финансовые и прочие ресурсы по защите населения от возможных актов БТ формируются по ситуации. Кроме того, хотя это и маловероятно, но в условиях массовой эпидемии и вызванного ею хаоса, население может быть повторно атаковано террористами с применением иных инструментов БО (двойной удар патогенами). В этой ситуации специалистам на пораженной территории необходимо уметь оперативно проанализировать и составить реалистичный прогноз развития эпидемической ситуации" достоверно оценить масштабы последствий от двух актов БТ с разными видами патогенов. Другими словами, специалистам необходимо иметь "критическую массу" оперативной информации по эпидемиологии и другим аспектам проявления нескольких патогенов, а также предварительные планы действий (мобилизационные планы) и оценки необходимых "сил и средств", которые потребуются для противодействия актов БТ.

В-четвертых, даже для тех инструментов БО, которые хорошо изучены и для них имеются отработанные средства профилактики и терапии, все же остаются колоссальные организационные проблемы, связанные с процедурами выявления, изоляции, госпитализации и лечения многих сотен инфекционных больных, профилактики многих тысяч восприимчивых и др .. Важнейшее место здесь занимает организация своевременной поставки на пораженную территорию необходимых средств диагностики, профилактики, лечения и дезинфекции среды обитания в окружении инфекционных больных.

В-пятых, на пораженной территории имеет место длительное психологическое воздействие реальной "картинки эпидемии на ТВ" процессов ее становления и развития, реальных последствий акта БТ (вспомним атаку на США 11 сентября 2001 года). Данное обстоятельство - причина постоянной "перегрузки" медицинских учреждений на пораженной территории, причина мощного всплеска фобий, причина лавинообразного "интереса" населения по самолечению. Кроме того, люди, оставшиеся в живых после атаки БТ, будут длительное время находиться в состоянии аффекта из-за многочисленных смертей своих родных и близких.

Наконец, множественные случаи заболеваний и смерти после акта БТ (фактически во всех возрастных группах населения) приведут к резкому изменению демографической структуры населения пораженной территории. Эпидемия ООИ может стать причиной мощной волны миграции здорового населения с пораженной территории, как следствие, социально-экономического коллапса территории.

Современная эпидемиология, как наука общих закономерностей становления и развития . эпидемий инфекционных болезней накопила к настоящему времени огромный теоретический, экспериментальный и практический материал, который объективно отражает важнейшие стороны процессов возникновения, распространения и прекращения эпидемий ООИ. В практическом аспекте эпидемиология всегда была связана с разработкой научно обоснованных мер профилактики и борьбы с ООИ, с оценкой их эффективности, что определяет экономическую целесообразность - рентабельность эпидемиологии для современного общества.

Для раскрытия движущих сил эпидемий, для выявления особенностей процессов становления и распространения ООИ применяются различные методы и инструментальные средства. Одним из важнейших достижений современной эпидемиологии является широкое использование математического моделирования и проведение вычислительного эксперимента в эпидемиологии ООИ. Смысл вычислительного эксперимента в эпидемиологии состоит в том, что эксперименты проводятся не с реальной эпидемией, а с ее адекватным математическим аналогом.

Математическое моделирование в эпидемиологии практично, Т.к. прежде чем решиться на постановку и проведение дорогостоящего и порой опасного для жизни людей эпидемиологического эксперимента, моделирование позволяет взвесить все "за" и "против" и с определенной достоверностью, Т.е. "проиграть" на компьютере всевозможные эпидемические ситуации, с которыми можно столкнуться в реальном эксперименте. Если результаты моделирования эпидемии верно отражают ее поведение во времени и пространстве (например последствия актов биологического терроризма), то с помощью математической модели можно получить критически важную информацию ­оценить экстремальные условия, сформировать наиболее выгодные стратегии противодействия патогенам. Сегодня в эпоху быстрого развития вычислительной математики и компьютерной техники стали возможны совершенно фантастические вычислительные эксперименты, которые позволили оперативно вскрыть факт, место и этиологию акта БТ, составить прогноз последствий ..

Как известно, первый шаг в изучении вспышки инфекции неизвестной этиологии ­лабораторные исследования и экспресс диагностика этиологии, что позволяет оперативно составить математическую модель патологического процесса с целью осуществления расчетов "в обратном времени" с тем, чтобы определить время и места проведения акта БТ. Использование объективных критериев при таком анализе эпидемической ситуации очень важно, Т.к. позволяет установить точное число случаев заражения инфекцией и построить эпидемическую кривую инфекционной болезни. Используя данные этой кривой - число новых случаев инфекционного заболевания нетрудно верифицировать математическую модель эпидемии и составить прогноз ее развития на перспективу. Кроме того, математическая модель эпидемии ООИ позволяет оценить эффективность различных стратегий противодействия. Моделирование эпидемии ООИ позволяет улучшить понимание эпидемиологической сиryации, оценить готовность органов здравоохранения к возможным нападениям со стороны террористов с использованием различных патогенов.

Специалисты традиционно использовали географические карты при анализе различных эпидемических ситуаций на территориях - очагах оои. Такие территории характеризуются местоположением, составом и плотностью населения, характерным климатом, состоянием окружающей среды, уровнем развития систем здравоохранения и другими показателями. Современные гео-информационные системы (ГИС) и гео­информационные технологии (гит) особенно полно удовлетворяют требованиям эпидемиологов при реализации процедур анализа конкретных эпидемиологических ситуаций, процедур изучения закономерностей распространения ООИ с помощью их отображения на географической карте. Первые исследования процессов распространения ООИ с применением ГИС показали их высокий потенциал при решении наиболее важных проблем противодействия патогенам на нескольких уровнях - международном, национальном и региональном. Общие эпидемиологические закономерности, выявляемые с помощью ГИС, соответствующие отношения между важнейшими составляющими эпидемиологического процесса оои, основанные на принципах эпидемиологии формируют эпидемиологическое ядро ГИС. Очевидно, что визуализация эпидемиологических данных на географических картах - важнейший инструмент выявления и отображения закономерностей развития эпидемий, в том числе обусловленных актами биологического терроризма. Компьютерная графика (мультипликация) процессов становления и развития эпидемий оои, реализованная в ГИС, является эффективным инструментом выявления места, времени проведения акта БТ. Математическое моделирование процесса развития акта БТ и применение ГИС позволяет проверить ряд рабочих гипотез относительно возможных масштабов и условий применения террористами БО, включая оценку эффективности процедур противодействия патогенам. Компьютерные модели эпидемий позволяют провести анализ и предсказать уровень заболеваемости и смертности людей от ООИ по территориям и по времени, что обеспечивает выработку и формирование рациональных стратегий борьбы с ООИ.

Чтобы провести быструю идентификацию места и времени террористической атаки, специалисты должны иметь адекватные представления, позитивные знания и навыки работы в чрезвычайных ситуациях. Им необходимы знания о том, как развиваются эпидемии, чтобы быстро ориентироваться в каждой конкретной эпидемиологической ситуации. Изучение конкретной эпидемической ситуации на основании имеющейся в распоряжении специалистов информации должно быть построено так, чтобы по небольшому числу случаев заболевания и динамике их развития можно было бы "вычислить" не только схему атаки (место, время и этиологию инфекционного агента), но и составить прогноз возможного развития эпидемической ситуации. для этой цели необходима характерная информация - эпидемическая кривая, которая позволяет специалистам построить математическую (компьютерную) модель эпидемии, верифицировать ее и затем использовать, как при составлении прогноза в развитии эпидемической сmyации, так и для поиска рациональной стратегии противодействия (учет ограничений на время и ресурсы). Рассмотрим эти обстоятельства более подробно, применительно к "модельной инфекции" - натуральной оспе, которая прекратила свое существование на планете в конце 70-х годов, но еще сохраняется в лабораториях США и России. Представим гипотетическую ситуацию, когда группа террористов смогла получить образцы вируса натуральной оспы и скрытно наладить "производство" нужного им количества этого инструмента БО в виде аэрозоля (что, конечно, очень трудно и сегодня практически невозможно). Известно, что вирус оспы, как инструмент БО, обладает достаточно высоким уровнем "инфекционного" и "эпидемического" потенциала. Высокий "эпидемический" потенциал оспы связан с реализацией аэрогенного механизма заражения, когда инфекционный больной выделяет в воздушную среду с кашлем множество вирусных частиц. это позволяет вирусу оспы инфицировать массы восприимчивых людей и быстро распространиться на значительные расстояния, даже при небольших начальных инфицирующих дозах.

Эпидемический потенциал оспы продемонстрировала вспышка в г. Москве 1959-1960 П., когда 1 человек вызвал вспышку в 46 человек пораженных оспой. В ходе подавления вспышки за 1 О дней в Москве было вакцинировано 1 О МЛН. человек и более 9 тыс. человек было изолировано. Здесь можно задать вопрос, что могло бы случиться в современной Москве (население 1 О млн. чел.), если бы террористами был проведен акт с зараженным аэрозолем и поражением 100 человек одновременно. В целом это была бы серьезная эпидемиологическая катастрофа, масштабы которой сегодня можно оценить, только с помощью адекватных компьютерных технологий. Дело в том, что прививки против оспы во многих странах мира по рекомендации сотрудников ВОЗ были отменены в 1972 году. Лишь некоторые группы - международные туристы, военные и медицинские работники еще продолжали прививаться против оспы еще 7-8 лет. К началу 80-х годов прививки прекратились повсеместно, и к 2000 году большие группы населения многих стран мира (молодежь до 30 лет и люди старшего возраста) не имеют сегодня иммунитета против оспы. По мнению экспертов, среди других возрастных групп населения России только 1 ~ 15% имеют остаточный иммунитет, что может обеспечить защmy людей (легкие и атипичные формы) в случае распространения вируса оспы.

С высокой вероятностью можно считать, что в крупных городах России число лиц без иммунитета или с остаточным иммунитетом составляет до 80-85% населения. В этих условиях террористическая атака с применением оспы в людном месте даст мощную эпидемическую вспышку с тяжелыми последствиями. для оценки последствий такой террористической атаки была разработана математическая модель (компьютерная программа), которая отражала важнейшие стороны развития акта БТ и принятия адекватных мер противодействия против оспы. На рис. 1 представлена структура математической модели эпидемической вспышки оспы, которая формируется в результате проведения акта БТ с одновременным заражением от нескольких десятков до сотен человек.