Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoriq_wurnalistiki.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
683.01 Кб
Скачать

Вопрос 4.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ НИКОЛАЕВСКОЙ ЭПОХИ (1825 – 1855гг).

Николаевская эпоха вошла в жизнь как страшная эпоха – ужесточенный контроль за журналистами. В 1826 году принят новый цензурный устав. Общий пафос устава носил притеснительный характер к прессе:

  1. Прессе запрещалось осуждать политические вопросы.

  2. Политические новости могли публиковать только на страницах правительственных газет.

  3. Выводилась цензура нравственная, та которую курировал святейший синод.

  4. Вводилась цензура множественная – ценз ведомственный.

Эти нормы были подкреплены изменениями в системе государства, создан институт политической полиции, составлен отчет о состоянии умов в России. Третьему отделению понадобились агенты – и в сфере журналистики нашлись люди, которые добровольно доносили. С 1832 года - разрешение на создание изданий давал сам император. С 1836 года ни одного частного издания не появилось. 1837 – по инициативе императора начинают выпускаться «Губернские ведомости» - официальная газета. Уже в начале 40-х возникают неофициальные разделы. В обществе господствует теория официального господствования - руководил ей граф Уваров. В стране господствуют религиозные притеснения. На Украине родной язык под притеснением.

Альтернативной Николаевской эпохи оказалось явление просвещения – господство энциклопедического издания, которое дает просвещение в различных сферах жизни.

После событий 14 декабря 1825 года правительство не только перешло к политике подавления русской передовой журналистики, но постаралось с помощью консервативной печати укрепить свое влияние на общественное сознание. Здесь верным помощником самодержавия стал журнал «Сын отечества» (с 1812 г.), с 1828 г. слился с журналом «Северный архив». Здесь властвовал Греч (филолог, автор первой «Истории русской литературы»). Он хотя и придал журналу солидность, но содержание было реакционным. Ряд реорганизаций, участие Полевого в журнале после 1834 г. ничего не изменили в содержании и направлении «Сына отечества». Он ожесточенно боролся с передовой литературой и журналистикой, что не прибавляло ему популярности.

Более влиятельной оказалась в это время газета Б-на и Греча «Северная пчела». Это первая крупная частная газета в России. Разрешение на ее издание в 1825 г. получил Булгарин (авантюрист, прежде всего ради собственного кармана). «Северная пчела» занимала особое место в русской печати именно потому, что это была единственная частная газета, которая имела право печатать политическую информацию (цензурный Устав 1836 г. Николая II). «Северная пчела» в своих политических мнениях направлялась III Отделением и приобрела значение правительственного официоза. Выходила она сначала 3 раза в неделю, а с 1831 г. стала выходить ежедневно. «Северная пчела» оказалась источником информации для всех, что создавало ей монопольное положение в стране. Тираж ее доходил до 3000 экземпляров.

Газета издавалась по широкой программе. В ней имелся отдел внутренних известий, заграничных новостей (1 и 2 полосы); критика (3 и 4), там же печатались фельетоны, рассказы, стихи, моды и другие мелочи. Много места уделялось производству в чины и наградам. Булгарин старался развлекать подписчика: печатает большое число нравоучительных романов и фельетонов под рубрикой «Нравы». Лучше писать мелочи, считал Булгарин, чем догадки и рассуждения о судьбе царств. Недаром серия его фельетонов носила название «Комары и мухи», «Комарики». Булгарин стремится к сближению с буржуазными элементами: газета восхваляла политику правительства по отношению к торговле, промышленности. Специально введенный отдел «Наблюдения в отечестве» посвящался этим вопросам. С другой стороны, газета умело использовала сложившиеся журналистские жанры: путевой очерк, сатирическая миниатюра, литературный анекдот, пыталась также передовую статью (это не очень удавалось). Здесь присутствовали чисто газетные жанры: корреспонденция, обозрение.

В течение первого года издания здесь еще печатались передовые общественные деятели (Крылов, Пушкин), но после декабрьского восстания они стали сторониться газеты. В конце 20-х годов она открыто порочит революционное движение, проповедует принципы самодержавия.

«Северная пчела» несла в себе черты коммерческого предприятия и обеспечивала достаточный доход издателям. Вместе с «Библиотекой для чтения» иллюстрировала превращение журналистики в отрасль «торговли». Булгарин через газету шантажировал купцов и заводчиков, брал взятки за рекламу товаров.

В 30-е годы складывается журнальный «триумвират»: Булгарин, Греч, Сенковский.

Сенковский пришел в газету в 1830 г. в качестве сотрудника. Он писал для газеты фельетоны, и хотя они были талантливее и остроумнее «Нравов» Булгарина, но также носили развлекательный характер. Освещая в газете вопросы текущей литературы и искусства, Греч постоянно придирался к мелким ошибкам орфографии и стиля писателей. Булгарин требовал от них нравоучительных сентенций, Сенковский балагурил, высмеивал и вышучивал всех и все. Полемика часто носила мелочный характер. В 30-е годы они выступают против Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В 1833 г. профессор-востоковед Сенковский совместно с крупным книготорговцем Смирдиным приступили к организации большого энциклопедического ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» (1834 – 1856). Официальные редакторы – Сенковский и Греч, сотрудник - Булгарин.

Поначалу казалось, что журнал объединил всю русскую литературу. В нем было обещано участие около 60 видных писателей, включая Пушкина, Жуковского, Давыдова и др. вместе с тем в его основу были положены откровенно коммерческие принципы. Но есть и положительная сторона: Сенковский, по согласию со Смирдиным, назначил высокие твердые гонорары (до этого публицисты работали на голом энтузиазме).

Журнал отличался большим объемом, аккуратностью выхода, хорошей бумагой, переплетом и другими внешними достоинствами. Тираж его очень скоро достиг 7000 экз., что по тем временам было делом неслыханным. Основная причина успеха журнала заключалась в его занятности, забавности для определенного круга читателей. Белинский называл журнал провинциальным; в это понятие он вкладывает значение «помещичий» (все члены семьи находят что-то занятное для себя). Журнал оказался действительно библиотекой чтива для невзыскательного читателя.

«Библиотека для чтения» имела традиционные для того времени семь отделов: русская словесность, иностранная словесность, наука и художества, промышленность и сельское хозяйство, критика, литературная летопись, смесь.

В беллетристическом отделе господствовала повесть. За редким исключением печатались произведения второстепенных писателей: Ушакова, Загоскина, Рахманного. В стихах отдавалось предпочтение Кукольнику, Тимофееву, Бенедиктову. Большинство литературных произведений отличалось вульгарным характером, внешней занимательностью и пустым внутренним содержанием. К литературе с острой социальной проблематикой Сенковский относился враждебно. Иностранная литература, особенно французская, служила поводом для насмешек и переделок. Сенковский издевается над Жорж Санд за якобы безнравственность, негодует на Гюго за его либерализм.

Отдел науки сообщал русскому читателю множество сведений по всем отраслям знаний – технике, истории, естествознанию, медицине, - но материалы в этом отделе никогда не были оригинальными, никогда не были трудами передовых русских ученых. Они представляли из себя популярные компиляции, составленные по иностранным источникам.

Отдел промышленности и сельского хозяйства давал особенно много подписчиков. В нем внимание читателей привлекали узкопрактические советы, пригодные в хозяйстве, вплоть до соления грибов и борьбы с насекомыми.

Интерсен отдел «Литературная летопись». Его главной фигурой стал сам Сенковский, или барон Брамбеус. Легкие фельетонные рецензии, в которых он заставлял книги ездить в каретах, драться на шпагах и т.п., парадоксальные мнения, скептические насмешки заполняли этот отдел. Публику Сенковский олицетворял с кровавым султаном из сказки «Тысяча и одна ночь», которого надо было развлекать любым способом. В критике Сенковский возвел беспринципность в принцип. Его статьям и отзывам присущ стиль подчеркнутой парадоксальности. Он мог опубликовать заведомо слабое произведение, а затем потешаться над невежеством автора, развлекая таким образом читателя-обывателя.

Занятен и обширен в «Библиотеке для чтения» и отдел «Смесь». Здесь печатались юмористические заметки, анекдоты, сообщения о новинках литературы. Все было обильно уснащено насмешкой, шуткой и остротами барона Брамбеуса.

Но при всем разнообразии материалов журнала «Библиотека» отличалась завидным единством, которое обеспечивалось самим редактором. Сенковский бесцеремонно переделывал все материалы, поступившие в редакцию. Переделки предпринимались ради выхолащивания социально острых моментов, во имя большей развлекательности. И когда Гоголь в «Ревизоре» в знаменитой сцене вранья заставляет Хлестакова говорить от лица Брамбеуса, «что он им всем статьи правит», это была критика «Библиотеки». Сенковский изгнал со страниц своего журнала всякий намек на политику, хотя от этого «Библиотека» не стала журналом аполитичным. Своим шутовством он как бы успокаивал умы, отвлекал от страшной николаевской действительности, потрафлял вкусам помещиков, напуганных декабрем 1825 г., революцией во Франции 1830 г. в конечном счете Сенковский и его журнал проповедовал полное примирение с самодержавием, незыблемость существующего строя и вместе с Булгариным и Гречем выступал конкурентом и противником передовой журналистики и литературы. В 40-е годы журнал пришел в упадок и потерял подписчиков. В 1865 г. журнал прекратил свое существование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]