Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
321.54 Кб
Скачать

Лечение наркотической зависимости.

Нельзя упускать возможность облегчить страдания больных наркоманией. Медицинская и психологическая помощь им возможна на всех этапах течения болезни. Но необходимо помнить, что это заболевание трудно поддается терапии. Наркологи стараются не говорить о "выздоровевших наркоманах", предпочитая термин "неактивные наркоманы", то есть "не употребляющие наркотики в данный момент времени", что нельзя считать адекватным.

Существуют следующие методы лечения наркотической зависимости.

  1. Применение лекарственных средств, направленных на уменьшение симптомов абстиненции. Ликвидировать желание употреблять наркотики таким образом невозможно.

  2. Метод Назаралиева. По некоторым данным, заключается во введении высоких доз атропина, чтобы больной во время абстиненции находился в состоянии оглушения. После серии атропиновых ком больные проходят месячный курс психотерапии. При применении атропина есть риск для состояния здоровья пациентов.

  3. Дезинтоксикация организма (так называемая "чистка крови").

  4. Рефлексотерапия. Способ изменять к лучшему физическое и душевное состояние человека, но не его отношение к наркотикам.

  5. Заместительная терапия ("Метадоновая программа").

  6. Противорецидивная терапия. Ставка делается на инстинкт самосохранения, так как возврат к употреблению наркотиков может привести к смерти или к катастрофическому ухудшению здоровья.

  7. Личностно-ориентированная психотерапия, в результате которой меняется личность человека. Это длительный дорогостоящий процесс, к тому же для этого нет достаточного количества квалифицированных специалистов.

  8. Программа "Новорожденный" реабилитационного центра для наркозависимых "Надежда" (В.Д. Менделевич).

Проблем со снятием физической зависимости от наркотиков современная медицина не испытывает. Тем не менее прошедшие курс лечения в государственных наркологических учреждениях дают до 90 - 95 процентов рецидивов. Люди возвращаются к употреблению наркотиков, так как:

  • наркотики зачастую поддерживают настроение на уровне выше обычного;

  • в памяти остаются приятные воспоминания о положительных эффектах употребления наркотиков;

  • "вылечившемуся" наркоману очень сложно найти в себе силы для жизни без наркотиков;

  • пагубный пример активных наркоманов очень заразителен (до 70 процентов таких встреч заканчиваются рецидивами).

Психотерапия наркотической зависимости. Психотерапевтическая работа с наркоманами имеет свои особенности. В.И. Петров (1999) выделяет следующие особенности работы с этими категориями пациентов.

  1. Недопустимость авторитарной позиции специалиста, оказывающего помощь. Наркоман может отказаться от лечения, если психотерапевт будет выступать в роли судьи или моралиста.

  2. Для установления хорошего психологического контакта с пациентом необходимо знание многочисленных проблем наркомании. Фармакологическое действие наркотиков и других психоактивных веществ, нравы, обычаи, субкультура наркоманов - все эти вопросы не должны быть тайной для специалиста, работающего с наркоманами.

  3. Постепенность реабилитационных мероприятий. Отказ от употребления наркотиков - только начало длинного и трудного пути. Человек не может изменить привычный образ жизни сразу.

Наркотики занимали огромное место в жизни пациента. Необходимо время и терпение, чтобы образовавшаяся пустота заполнилась чем-то другим.

Специфична групповая работа с наркоманами. Как правило, наркоманы существуют в неформальных группах. Эти коллективы очень значимы для них. Попав в условия групповой психотерапии, наркоманы могут оказывать явное или скрытое сопротивление усилиям ведущего, защищая ценности своей среды. Поэтому на первых этапах показана индивидуальная психотерапия наркоманов.

Экзистенциальная психотерапия и реабилитация наркозависимых и членов их семей. В настоящее время эффективность психотерапевтической помощи наркозависимым относительно невысока. Данный факт можно связать не только с тем, что наркомания является хроническим заболеванием с выраженной резистентностью к терапии, но и с тем, что неадекватным может быть признан выбор методов и способов психотерапевтической помощи.

В психотерапии наркозависимости часто используются сходные с лечением алкоголизма методы. Однако можно утверждать, что если медикаментозные стратегии купирования физической зависимости от психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков) идентичны (способы суггестивной психотерапии и психофармакотерапия), то психологические стратегии снятия психологической зависимости нередко кардинально разнятся. Подобная особенность может говорить о существенной разнице психологических механизмов формирования алкогольного и наркотического зависимого поведения. Одной из таких особенностей можно назвать тенденцию возникновения наркозависимости по механизмам аддиктивного, а алкогольной - по механизмам патохарактерологического поведения. Вторая особенность - это признание наркозависимости семейным аддиктивным паттерном.

Учитывая научные факты, можно утверждать, что основными методами психотерапии девиантного поведения в форме наркозависимости должны являться экзистенциальная и семейная психотерапия.

В основу экзистенциального подхода в психотерапии наркотической зависимости положено разрешение базисных экзистенциальных конфликтов личности, связанных с проблемами:

  • осмысленности и бессмысленности существования;

  • жизни и смерти;

  • изоляции от общества и вовлеченности в общение с людьми;

  • свободы, ответственности, воли и несвободы, зависимости, безволия.

Условиями терапии становятся:

  • принятие пациента таким, какой он есть (то есть эмпатийность, беспристрастность, отказ от позиции осуждения и даже оценки употребления наркотиков);

  • искренность (истинное желание помочь пациенту осознать собственные проблемы, найти способы их решения, а не манипулирование им);

  • позитивный взгляд на возможность избавления от наркозависимости.

Процесс психотерапии включает в себя совместные размышления психотерапевта и наркозависимого об экзистенциальных кризисах, обусловленных неразрешенностью одного из перечисленных базисных конфликтов, а также моделирование в игровых условиях фрустрирующих житейских ситуаций, в которых испытуемый должен сориентироваться и адекватно отреагировать. Важной становится выработка навыков коммуникативной компетентности и толерантности. Экзистенциальная психотерапия в своей деятельности исходит из положения о том, что "терапия может быть причиной личностного изменения лишь постольку, поскольку она приводит пациента к принятию нового способа поведения" (А. Велис). При анализе экзистенциальной проблемы смерти упор делается на постулате о том, что "существование не может быть отложено". Изучается концепция жизни и смерти, существующая у наркозависимого, исходя из уравнения "Удовлетворенность жизнью обратно пропорциональна страху смерти" (И. Ялом). Изучается иерархия ценностей пациента, делается попытка показать относительность любой ценности.

Наиболее важной в процессе экзистенциальной психотерапии девиантного наркотического поведения является разработка проблемы осмысленности и бессмысленности существования, которая направлена на разрешение одного из наиболее значимых и сущностных кризисов наркомана - кризиса бессмысленности. Можно утверждать, что наиболее частым мотивом включения наркотика в систему ценностей человека и становления наркотического поведения является ощущение бессмысленности существования. Кризис бессмысленности способен формировать аддиктивный тип девиантного поведения, так как именно при нем отмечается стремление уйти от реальности (то есть от отсутствия осмысленности собственной жизни) путем искусственного изменения своего психического состояния. Проблема поиска смысла жизни включает рассуждения о существовании космического и личного смысла жизни. Под первым подразумевается некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий какое-либо магическое или духовное упорядочение вселенной. Некоторые психотерапевтические методики (например программа "Двенадцать шагов") делают упор именно на этом аспекте терапии. Экзистенциальная психотерапия не носит духовного характера, несмотря на то, что нравственному совершенствованию человека она придает большое значение. Принципом же данного вида терапии является утверждение о том, что жизненные смыслы лежат не вне, а внутри человека, что только сама личность способна творить смыслы, то есть являться смыслопорождающим субъектом. Основой же осмысленности жизни является, наряду с интеллектуальным, нравственным, телесным и материальным совершенствованием, понятие вовлеченности в жизнь. Под вовлеченностью понимается включенность человека в любую практическую деятельность, реальная активность в преобразовании мира, близкого окружения и самого себя.

Существующий гедонистический парадокс "Чем больше мы намеренно ищем удовольствия, тем больше оно от нас ускользает" может решаться двояко. Во-первых, так, как предлагал В. Франкл: "Удовольствие является побочным продуктом смысла, и поэтому искание следует посвятить не поиску удовольствий, а поиску смысла". Во-вторых, по предложению И. Ялома, "Смысл, как и удовольствие, должен преследоваться косвенно, а ощущение осмысленности и удовлетворенности является побочным продуктом вовлеченности". Стремление наркомана с психологической зависимостью получить удовольствие, испытать эйфорию, "кайф", можно рассматривать как стремление избежать кризиса бессмысленности существования и подобным искусственным путем получить (а не создать) смысл. Основой психотерапевтической работы с наркозависимыми становится принцип вовлеченности.

Не менее важны в терапии наркотической зависимости и купирования девиантного поведения групповые психотерапевтические стратегии, направленные на формирование ответственности. Они включают принятие пяти следующих убеждений-осознаний (И. Ялом):

  • осознание того, что жизнь иногда устроена нечестно и несправедливо;

  • осознание того, что в конечном счете не избежать какой-то части жизненных страданий и смерти;

  • осознание того, что, какова бы ни была близость с другими людьми, все равно я должен справляться с жизнью в одиночку;

  • встреча с базовыми вопросами моей жизни и смерти, благодаря которой я могу теперь проживать свою жизнь более честно и меньше вовлекаться в тривиальности;

  • осознание того, что я несу конечную ответственность за то, как я проживаю свою жизнь, независимо от того, сколько поддержки получаю от других.

Проблема ответственности сопряжена с проблемой локуса контроля. Известно, что у наркоманов преобладает экстернальный локус контроля. Такие девианты склонны верить в существование внешнего контроля их поведения, убеждены, что во многих обстоятельствах их жизни и в том, как они на них реагировали, всецело повинны другие люди, везение или случай. Чем выше уровень субъективного контроля, тем более ответственен индивид за себя и за события, происходящие с ним. Особо ярко внешний локус контроля наркомана обнаруживается в процессе обращения за помощью в избавлении от зависимости. Он склонен искать способы терапии, ответственность за результативность которых лежит на враче (психологе), и часто не согласен принять на себя часть ответственности за излечение.

Необходимость и обоснованность применения экзистенциальной семейной психотерапии в коррекции девиантного наркозависимого поведения связана с доказанным существованием семейных аддиктивных паттернов поведения, способствующих формированию подобного поведения. Если традиционная экзистенциальная психотерапия на сегодняшний день является достаточно хорошо разработанным подходом, то экзистенциальная семейная психотерапия - новое и весьма перспективное направление современной психотерапии. Семейная психотерапия подразумевает терапию всей семьи, становление в ней оптимальных взаимодействий, формирование саногенных паттернов поведения. Достаточно часто психотерапевтическая практическая работа с больными наркоманией дает повод говорить об их семьях как об источниках психической травматизации личности больных, а нарушения семейных взаимоотношений нередко лежат в основе формирования наркотической зависимости. Данный вид психологической помощи представляет сочетанное применение различных элементов основных психотерапевтических технологий (клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса, логотерапия В. Франкла, гештальт-психотерапия Ф. Перлза и другие) по отношению ко всей семье в целом. Семья рассматривается как пациент, к которому применимы основные принципы гуманистической психотерапии: безусловное позитивное принятие семьи, эмпатия и конгруэнтность. Основной целью психотерапевтического процесса является создание феноменов психических переживаний у каждого члена семьи по принципу "здесь и сейчас".

Можно утверждать, что основой психотерапии наркозависимых должна стать индивидуальная и семейная экзистенциальная психотерапия, являющаяся адекватной поведенческой девиации и демонстрирующая высокую эффективность.