Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Снайдер М. - Ребенок как личность - 1994.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Навязанный стимул к организации жизненного мира

Иногда с ребенком случаются ошеломляющие события, из-за которых безопасный жизненный мир становится хрупким.

Жизненный Мир Труди развалился, когда ее семье пришлось жить в мотеле четыре месяца, пока заканчивалось строительство их нового дома. Я смогла понять, что она делает, когда она стала каждое утро собирать весь пластилин и не хотела, чтобы другие играли с ним. Она борется за то чтобы вновь установить свой Жизненный Мир.

Я увеличиваю количество пластилина, чтобы хватило всем, но она хочет весь. Трудно сделать так, чтобы она поняла и в то же время не разрешила свои проблемы неправильно.

Мис-с С: «Труди, приятно иметь весь пластилин сразу. Ты можешь держать его, пока кто-нибудь не захочет немного».

Но когда другой ребенок спрашивает массу, она не делится.

Мис-с С: «Труди, так приятно играть со всей массой сразу! Джон, ты хочешь немного пластилина, чтобы слепить что-нибудь?»

Но для нее все еще сложно поделиться им.

Мис-с С: «Труди, тебе очень нравится, когда у тебя весь пластилин. Но сейчас я хочу взять немного, чтобы Джон тоже смог поиграть».

Она принимает это.

Два знаменательных эпизода произошли, пока Труди работает над ее проблемой.

Однажды в понедельник утром, в январе приехало сразу много детей, и они снимают пальто в гардеробной. Дети приехали в одной машине11 и очень возбуждены. Труди входит, неся новый розовый набор для дома: пылесос, метлу, совок, щетку для пыли.

Труди: «Это мое, и я не собираюсь позволять пользоваться этим».

Мис-с С: «О, Труди, все такое новое и розовое. Ты получила их на день рождения?»

Труди: «Да, и я не собираюсь позволять пользоваться ими» .

К этому времени все дети пытались схватить игрушки. Я сидела на скамье, поэтому я подняла Труди и посадила ее на колени вместе с ее игрушками.

Ли: «Миссис Снайдер, я даже не знаю, что делать с этими девочками».

Мис-с С: «Ты не знаешь, как получить от девочек то, что ты хочешь?»

Ли: «Да».

Мис-с С: «Труди боится, что вы поломаете ее новые игрушки. Она получила их на день рождения».

Ли: «Я не поломаю их, Труди».

Боб: «Я не поломаю их».

(Девочки говорят то же самое и начинают брать игрушки).

Труди: «Пусть не берут».

Мис-с С: «Труди нужно подумать позволить ли кому-нибудь играть с ее вещами. Подождите минутку».

Труди: «Я не хочу давать им. Только я могу играть с ними».

Мис-с С: «Труди, если ты принесла их, то тебе нужно поделиться. Если ты не хочешь делиться, то давай оставим их в твоем шкафчике».

(Дети опять начинают брать игрушки).

Мис-с С: «Минутку. Труди не решила, собирается ли оставить их».

Труди: «Девочкам я разрешу играть с ними, а мальчикам нет».

Мис-с С: «Тебе кажется, что девочки будут хорошо обращаться с ними, а мальчики нет».

Труди: «Да, только не мальчики».

Мис-с С: «Мальчики говорят, что они тоже будут хорошо обращаться, а если нет, мы не разрешим им играть с ними». (Она думает немного дольше) «Почему бы тебе не выбрать одну игрушку, с которой ты будешь играть, а остальные разрешить посмотреть по очереди».

Труди: «Я буду играть с этим».

Она держит пылесос, а другие игрушки отдает мне. Дети по очереди берут их, и они очень осторожны. Через некоторое время Труди меняет пылесос на метлу и совок, поэтому все дети могут посмотреть и пылесос. После того, как дети удовлетворены, я собираю ее набор.

Мис-с С: «Труди, всем очень понравилось играть с твоим набором. Ты хочешь, чтобы теперь я положила его в твой шкаф?»

Труди: «Да».

Для Труди это был реальный опыт того, как делиться, а не вынужденное ложное действие, когда воспитатель или родитель заставляют ребенка делиться против его воли. Здесь Труди могла без чувства вины отказаться делиться и положить игрушки в шкаф для большей сохранности.

Исходным препятствием для того, чтобы поделиться, был ее страх, что игрушки поломают. Но так как мы приняли ее страх серьезно и помогли ей увидеть, что и воспитатель и дети проследят за их сохранностью, она смогла поделиться.

Если бы она продолжала настаивать на том, что только кто-то из ее друзей или девочки могут играть с ними, она, очевидно, попыталась бы использовать игрушки, чтобы манипулировать другими и, возможно, обижать других, покупать друзей или обижать, кого она отвергла. Используемая таким образом игрушка, уже не является разделенным со всеми инструментом роста. Она становится символом власти и способом контроля над другими. Те, кому не разрешено играть, вынуждены чувствовать себя отверженными, испытывать гнев и ревность. Результатом становятся конфликты, недоверие, соперничество и агрессия. Это создает климат, в котором невозможно научиться делиться.

Если воспитатель согласится на предвзятое использование игрушек, то атмосфера любви в детском саду разрушится. Воспитатель, который разрешает ребенку делать все, что он хочет, в действительности говорит: «Мне нет дела до чувств тех, кого отвергли». Я думаю, что такая ситуация побуждает меня сказать: «Я забочусь о тебе, твоей собственности и обо всех в саду. Я постараюсь, чтобы мы нашли способ поделиться твоими игрушками безопасно и с пользой для тебя». Когда такое рискованное мероприятие удается, оно становится основой умеющего делиться жизненного стиля. Живя в мотеле, Труди также обзавелась некоторыми страхами. Они стали символизироваться привидениями.

Однажды утром Труди рисует красками. Она говорит мне, что хочет покрыть красками весь лист и что она собирается рисовать долго. Через некоторое время она говорит, что закончила и просит написать ее имя. На картине — что-то маленькое желтое в середине, а вокруг все темно-синее. Я начинаю писать ее имя желтой краской на синем фоне сверху.

Труди: «Я хочу, чтобы мое имя было синим, миссис Снайдер».

Мис-с С: «Я не думаю, что синее будет видно на синем, Труди».

Труди: «Сделайте его синим. Я хочу синим»,

Мис-с С: «Хорошо. Но я не уверена, что будет видно». (Я пишу ее имя синим). «Его видно, Труди».

Труди: (указывая на желтую часть) «Это привидение».

Мис-с С: «Желтое — это привидение».

Труди: «Да, старое жуткое привидение»,

Мис-с С: «А синее?»

Труди: «Синее — это уничтожение привидения».

Мис-с С: «Победа над старым жутким привидением».

Труди: «Да, победа над привидением».

Мис-с С: «Тебе не хочется, чтобы старое жуткое привидение досаждало тебе, поэтому ты победила его?»

Труди: «Да».

Она ставит палец на синее и с сильным чувством размазывает синее по привидению.

После того, как я поняла ее картину, становится ясным ее желание видеть свое имя, написанное синим. Эти два эпизода случились на одной неделе. Похоже, что жизнь Труди пошла легче. Дома, которые она строила из стульев в домашнем уголке, стали больше, и она смогла позволить большему количеству детей войти в них.