Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
активность .doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.04.2019
Размер:
140.29 Кб
Скачать

1.2.2. Активность с позиций реактологических теорий в 20-30 годы.

В противовес экзистенциальному направлению в российской науке формируется объективная психология, представленная рефлексологией В.М Бехтерева, биопсихологией В.А. Вагнера, реактологией Д.Н. Корнилова, учением о высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Отправной точкой для этих концепций выступает рефлекторная теория И.М. Сеченова (1866); а методологической основой, по мнению исследователей - диалектический материализм, однако, гносеологически здесь преобладает явно позитивистская модель, т.е. преимущественно используются эмпирически-индуктивные методы.

Как отмечает Н.А. Бернштейн, в психологической и физиологической науке того времени наблюдается преобладание «стихийного механистического атомизма» [18, с. 413], осуществляющего прямой перенос физиологических закономерностей на психические явления. Экстраполяция принципа гомеостаза - стремления организма к поддержанию постоянства своего состояния через равновесные отношения с окружающей средой, приводит к ограничению или даже фактическому отрицанию активности, вплоть до исключения психики из сферы эмпирических исследований.

В физиологической школе И.В. Павлова психическая деятельность определяется через «систему условных и безусловных рефлексов», содержание которой обеспечивается материальными процессами в коре головного мозга [124]. Сам И.В. Павлов считает некорректным говорить с позиций экспериментальной науки о психических процессах, утверждая: «…для исследователя существует только та или иная внешняя реакция»[123, с.5].

Аналогичной точки зрения придерживается В.М. Бехтерев, он находит источник психической активности в природном потенциале, суть которого – биологическая импульсация [137, с. 41]. Такие проявления собственно человеческой активности, как: «усталость или бодрость, отвержение или страстное принятие, физическая или умственная работа – …во всех этих случаях, - подводит итог автор, - мы имеем дело с инстинктивными рефлексами, которые обеспечивают деятельность организма по принципу прошлых следов». Отсюда, инициативное поведение животного или человека есть ничто иное, как «оживление прошлых следов», т.е. рефлекторное воспроизведение опыта взаимодействия с ранее значимым раздражителем. Точно также автор трактует и социальное поведение человека, обусловленное прошлыми следами в личностной сфере [20, с. 394].

Что касается реактологии, то здесь, в основе поведения человека и животного, определяется не просто физиологический рефлекс, и не просто психическое переживание как данность (см. 1.2.1), а то и другое вместе, неразрывно слитые в акте реакции.

Так, вслед за И.М. Сеченовым [160, с. 69-178], психическая функция рассматривается в качестве продолжения «задержанного физического действия организма», отправной точкой, которого, по мнению реактологов, является – раздражитель. В результате формулируется утверждение: «…реакция есть основная форма всякого живого проявления», именно «… в этом явлении ответного движения на данное раздражение извне проявляется жизненная активность, присущая всему органическому миру…» [74, с. 24-25], другими словами «Активность есть только реактивность!» (Н.К. Корнилов, [137, с. 41]). При этом реактивность есть общее приспособительное свойство живого в отношениях к среде, выраженное в целостном ответном действии организма (реакции), возникающем при внешним воздействии (раздражителе) [74, с.24]).

Заметим, что именно вышеизложенные подходы составляли основу представлений об «активности» в отечественной психологии 20-30х годов. Однако даже в среде сторонников рефлекторной теории встречались менее категоричные взгляды. Так основатель биопсихологии В.А. Вагнер при определении природы активности пишет о неприемлемости применения тех же принципов изучения к высшим формам жизни, что и к низшим [28]. А исследователь феноменов перцепции Н.Н. Ланге еще в 1914 году высказывал такие критические замечания: «Знаменитые опыты профессора Павлова показали, какие разнообразные, в том числе и психологические, факторы оказывают свое влияние на эти рефлексы. Прежнее упрощенное понятие о рефлексе, как о процессе совершенно не зависимом от психики оказывается, в сущности, догматичным и недостаточным» [86, с. 90]

Таким образом, на основе эмпирических исследований в русле реактологических учений в 20-30 годы делается вывод об активности психического, но при этом в качестве ее основы определяются физиологические механизмы: биологическая импульсация мозга, инстинкты, условные и безусловные рефлексы, внутренние (следовые) или внешние раздражители - то есть в целом психическая активность понимается как реактивность.