Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IST_ROS_9.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
308.22 Кб
Скачать

9.8. Осуществление культурных преобразований

Революция расколола интеллигенцию. Вопрос о возможности сотрудничества с большевиками и советской властью оставался актуальным и по окончании гражданской войны. Часть интеллигенции не приняла идеи или «не поняла» революцию. Часть вполне искренне сотрудничала с большевиками из тех или иных соображений. До известного момента советское правительство было заинтересовано в таком сотрудничестве, всячески привлекая на свою сторону «старых специалистов». Наиболее революционно настроенная интеллигенция активно участвовала в создании новой культуры (Пролеткульт, программа «Театральный Октябрь», РАПП и т. д.). Другая часть интеллигенции не покинула страну, но и не разделяла взглядов большевиков.

Заметный отпечаток на начальный этап этого периода наложило осмысление революции. Оно проявлялось и в дискуссиях и диспутах на политические темы, и в монументальной революционной пропаганде, и в революционной героике произведений литературы и искусства. Другой отличительной чертой периода стала идеологизация культуры и четко выраженный классовый подход, который несколько ослабился в годы нэпа, а затем еще больше усилился.

Одной из главных задач начала 20-х гг. оставалась борьба с неграмотностью. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности. В 1923 г. создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (председатель — М. Калинин). В 1928 г. по инициативе комсомольцев начался Всесоюзный культурный поход «Грамотный — обучи неграмотного».

Второй серьезной задачей стало преобразование школы. Реорганизация системы народного образования началась в сентябре 1918 г. с создания единой для всей страны трудовой школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась. В 1930 г. в СССР введено всеобщее начальное образование (в городах — обязательное семилетнее). В 1931 г. постановлениями ЦК ВКП(б) в школу возвращались старые, дореволюционные методы обучения (уроки, предметы, оценки). В школы было направлено 350 партработников и 100 комсомольских работников для осуществления идеологического руководства. В 1932 г. все эксперименты в области программ обучения были объявлены «левацким уклоном» и «секретным троцкизмом». В школе вводилось твердое расписание, дисциплина. С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной истории, русской истории, введены стабильные учебники по всем предметам. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. вводилась начальная школа — с 1 по 4 класс, неполная средняя — с 1 по 7 класс, средняя — с 1 по 10 класс.

Нужды производства обостряли необходимость создания профессиональной школы. В 1933—1937 гг. вводится обязательный минимум технических знаний для рабочих различных специальностей, создается система школ и курсов по профессиональному обучению при заводах и фабриках. Открываются новые технические и сельскохозяйственные вузы. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства.

Первые преобразования в области высшего образования были проведены еще в годы гражданской войны. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в высшие учебные заведения, отменена плата за обучение. С 1919 г. во многих вузах начали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования (впоследствии ликвидированы).

Эпоха пятилеток породила подлинный кадровый бум. Выпуск специалистов из вузов к концу второй пятилетки вырос в 3,6 раза, из техникумов — в 6,5 раза.

Вместе с тем ориентация на подготовку узких специалистов-производственников вела к снижению качества образования. Затраты на одного студента были в 3—4 раза меньше, чем до революции. В конце 20-х — начале 30-х гг. попытались отменить дипломные проекты и работы, сократить срок обучения, сделать основной упор на вечернее и заочное обучение.

Новая интеллигенция формировалась как из специалистов старой школы, так и выдвиженцев из рабочих и крестьян, молодых выпускников советских вузов и техникумов. В 1941 г. в народном хозяйстве работало более 900 тысяч специалистов с высшим образованием. В 20-е гг. началась работа по созданию письменности у народов, не имевших ее. К концу 30-х гг. свою письменность получили 46 народов.

В 1925 г. Российская Академия наук преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву. В 1929—1931 гг. в состав академиков впервые были избраны 10 ученых-коммунистов (И. Губкин, Н. Бухарин, Г. Кржижановский, А. Луначарский, С. Струмилин и др.). В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент — Н. Вавилов).

Проводились исследования в области микрофизики (П. Капица), физики полупроводников (А. Иоффе), атомного ядра (И. Курчатов, Г. Флеров, А. Алиханов и др.), ракетной техники. Незадолго до начала войны под руководством А. Александрова были созданы способы защиты кораблей от магнитных мин. Большие средства вкладывались в создание конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Котин, М. Комкин, А. Морозов), самолетов (А. Туполев, С. Илюшин, Н. Поликарпов, А. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Грабин, И. Иванов, Ф. Петров), автоматического оружия (В. Дегтярев, Ф. Токарев).

В середине 30-х гг. в регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х гг. в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

В 20-е гг. началась реализация программы монументальной пропаганды. В список революционеров, в честь которых предполагалось соорудить памятники, было внесено около 70 имен. Первым был сооружен памятник А. Радищеву в Петрограде (1918 г., скульптор Л. Шервуд), в 1922 г. у фасада здания Московского университета открыты памятники А. Герцену и Н. Огареву (скульптор Н. Андреев). В то же время разрушаются памятники «в честь царей и их слуг», архитектурные памятники (Сухарева башня, храм Христа Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри Московского Кремля, Красные ворота и т. д.).

20-е гг. стали плодотворными в области художественной культуры. В это время соперничали два основных направления — героико-романтическое и критическое. В 30-х гг. ситуация меняется. Происходила формализация и упрощение художественной культуры. Руководство страны решало, чтó из произведений искусства нужно и полезно народу. Поэтому процесс развития культуры был крайне противоречив. Впервые миллионы людей познакомились с творчеством Пушкина, Гете, Шекспира. Общество получило книги М. Шолохова, А. Гайдара, А. Макаренко, К. Паустовского, К. Чуковского, стихи Б. Пастернака, Т. Табидзе, Е. Чаренца, музыку С. Прокофьева, Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. Мухиной, М. Нестерова, А. Пластова, фильмы А. Довженко, Г. и С. Васильевых, здания архитекторов А. Щусева, братьев Весниных и т. д.

Единственным методом провозглашался социалистический реализм. На смену объективности в оценках пришли авторитарность и проработки. Подверглось гонениям творчество М. Булгакова, С. Есенина, живопись К. Малевича, П. Филонова.

Оставались напряженными взаимоотношения государства и церкви. Широкая атеистическая пропаганда, активные действия Союза воинствующих безбожников превращали СССР в страну массового атеизма. При этом не всегда соблюдался такт по отношению к религиозным чувствам, закрывались, а то и разрушались церкви.

В эти годы начинает формироваться идеология культа личности Сталина. В декабре 1929 г. 50-летие Сталина было отмечено как всенародное торжество, превозносились его личные заслуги. Своеобразной «библией сталинизма» стал «Краткий курс истории ВКП(б)».

Создавалась тоталитарная система управления наукой, искусством, высшей школой. Сопротивление несогласных подавлялось путем идеологических репрессий и физического уничтожения.

В 1929 г. была арестована группа крупнейших ученых-историков (С. Платонов, В. Дружинин, Е. Тарле и др.), в 1930 г. — крупнейшие микробиологи, физиологи, авиаконструкторы и т. д.

Значительные потери понесла интеллигенция целого ряда отраслей. В сентябре 1930 г. были расстреляны 48 руководителей пищевой промышленности по обвинению в организации продовольственных трудностей. В ноябре—декабре 1930 г. в Москве прошел «показательный» процесс по делу так называемой Промпартии. Подсудимых обвиняли в том, что они занимались вредительской деятельностью по указанию империалистических агентов.

Шла подготовка к организации процесса над несуществующей Трудовой крестьянской партией. Были произведены массовые аресты экономистов-аграрников, агрономов, кооператоров и других специалистов сельского хозяйства. Руководителем этой мифической партии был объявлен известный профессор-экономист Н. Кондратьев, а ее идеологом — профессор А. Чаянов. Процесс не состоялся. Однако впоследствии все арестованные по этому делу погибли в заключении.

В 30-е гг. культуре был нанесен еще более сильный удар, чем в 20-е гг. Это было вызвано стремлением власти утвердить окончательно коммунистическую идеологию. Репрессии в отношении интеллигенции приняли такой массовый характер, что НКВД создал целую сеть специальных тюремных научных институтов.

Таким образом, результат глубочайших культурных преобразований оказался крайне противоречивым. Наряду с огромными достижениями страна понесла тяжелые потери, вина за которые лежит на сталинизме.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]