Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аристотель доказательство лекция 4.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
160.77 Кб
Скачать

Софистические опровержения

Любопытным приложением к Топике является работа Софистические опровержения. Эта фраза значит, строго говоря, «опровержения софистов», то есть софист изображается как в первую очередь дух отрицанья, который старается смутить обычного человека видимым опровержением дорогих ему убеждений. Но методы софистического опровержения есть и те, которые софист будет использовать и в доказательствах своих собственных положений. Книга, таким образом, это изучение ошибки в общем плане. Аристотелевская классификация ошибок, на которой основаны все последующие классификации, такова. Есть два вида ошибок: те, что зависят от использованного в рассуждении языка, и те, что от него не зависят.

Аристотелевское учение об ошибках не полностью равноценно. Некоторые ошибки представляют собой чистую игру слов, которая не способна ввести в заблуждение даже самого невинного человека. Другие, хотя и более обманчивы, но все же весьма искусственны. Но в некоторых из ошибок — эквивокация, сопутствующее, a dicto secundum quid ad dictum simpliciter, ignoratio elenchi, petitio principii, консеквент, non causa pro causa — Аристотель указал на самые важные из всех ошибок, которые не созданы для обмана других, но обманывают самого говорящего. Его изложение учитывает множество тончайших опасностей, которые существуют для рассуждения, и в этом, как и во всей своей логике, он — первооткрыватель.

Эта классификация никоим образом не является совершенной. Сам Аристотель замечает, что некоторые ложные аргументы могут входить в более чем одну из намеченных им рубрик, и что все ошибки могут быть подведены под ignoratio elenchi. Но позднейшие теоретики нашли необходимым следовать основным линиям его классификации, и где они отходили от нее, они редко что-либо смогли улучшить. Во многих случаях его не так поняли, а в других его наставления были затемнены произвольным приложением его терминов к совершенно различным типам ошибок.

Философия природы

Аристотелевская классификация наук, как мы видели, подразделяет их, во-первых, на теоретические, которые направлены на знание ради самого знания, на практические, которые направлены на знание как на путеводителя в поведении, и на творческие, которые направлены на знание, используемое в создании чего-то полезного или прекрасного. Теоретические науки подразделяются на «теологию» (или метафизику), физику и математику. Физика имеет дело с вещами, существующими отдельно, но не являются неизменными (то есть с «естественными телами, которые имеют в себе начало движения и покоя»), математика занимается вещами, которые неизменны, но не имеют отдельного существования (то есть с числами и пространственными фигурами, которые имеют только добавочное существование, как то, что делает сущности имеющими качество); теология занимается вещами, которые и обладают отдельным существованием и неизменны (то есть с сущностями, которые свободны от любого соединения с материей), она так называется, поскольку главная из этих чистых субстанций — Бог. Физика в этом смысле излагается Аристотелем во многих работах. На то, что они, по мысли Аристотеля, образуют единство, указывает начало Метеорологики; Аристотель здесь говорит, что он уже занимался 1. первыми причинами природы (то есть конститутивными элементами, которые, как он показывает в первой и второй книгах Физики, вовлечены во всякое изменение) и с природным движением в общем (Физика III–VIII); с порядком и движением звезд (De Caelo I, II), с числом и природой элементов тел и с их преобразованием друг в друга (De Caelo III, IV); с возникновением и уничтожением вообще (De Generatione et Corruptione). Теперь он предполагает заняться 4. «вещами, которые происходят согласно природе, но природе менее упорядоченной, чем природа первого (или небесного) элемента, в области, которая самым тесным образом граничит с движением звезд» (Метеорологика); и 5. животными и растениями как в общем, так и соответственно их видам (биологические работы).

Движение, как мы увидим, идет от общего к частному. Физика, на самом деле, занимается природным телом в общем, занимается общей природой всех тех тел, которые имеют в себе начало движения и покоя. Это включает в себя не только живые тела, но также и элементы и их неорганические сочетания. Они также имеют врожденную способность к движению — либо к круговому, либо к движению от или к центру вселенной. Даже рукотворные вещи имеют природное движение в той мере, в какой природные тела образуют их состав. Но их движение как рукотворных вещей обусловлено также ремесленником, который их сделал, или же тем, кто ими пользуется.

В Физике утверждается, что она занимается «наукой о природе», но в самом начале мы не находим определения того, что имеется в виду под природой. На заднем плане лежит целый ряд работ о природе, поскольку это было любимое название у досократиков, и в свете этих работ Аристотель мог считать, что значение этого слова совершенно ясно. Можно было понять, что он собирается исследовать как последнее вещество, из которого материальные вещи были сделаны, так и природу и причины изменений, обнаруживаемых в них. Важность раскрытия причин заявлена в самом начале. Факты опыта представлены как некая смешанная масса, которая должна быть подвергнута анализу, пока мы не увидим последние выводы, «начала», «причины» или «элементы», которые «ясны по природе», но поначалу темны для нас. Могут быть различные взгляды на эти изначальные причины. Но имеется одна точка зрения, указывает Аристотель, которая ведет к уничтожению философии природы — утверждение, что действительность одна, неделима и неизменна. Мы должны считать установленным благодаря опыту то, что изменение существует, и мы должны сделать это нашим базисом. Но элеатизм сыграл столь большую роль в греческой мысли, что Аристотель не мог его уничтожить, просто сославшись на опыт. Он начинает показывать различные смешения, на которых тот был основан.