Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат по философии.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
63.29 Кб
Скачать

2. Основные философские проблемы эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и проблема личности.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ

Франческа Петрарка (1304—1374). Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем много­образии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобра­зие и уникальность каждого индивидуума. Изощренный художе­ственный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобра­зие; оригинальность и непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие лич­ности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуаль­ность — это категория эстетическая, в то время как личность — категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем че­ловека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех ос­тальных людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий — критерий оригинальности. Что же ка­сается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различением. Вме­сте с этим появляется и второе важнейшее определение личности — способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением человеческой личности: эстетический и нравствен­но-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XV — XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстети­ческого подхода к человеку.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Стремлению стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т. д.— содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтят теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называе­мых гуманистов. Эти кружки раньше всего возникли в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозицион­ное отношение как к церкви, так и к университетам, бывшим тра­диционными центрами средневековой учености.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Известный учёный П.О. Кристеллер полагал, что гуманисты того периода были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.

Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии

предельных выражений. Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся деятелей Ренессанса.

«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с другом, их полемика пересыпана оскорблениями и обвинениями, — передает бытовой настрой эпохи А.Ф. Лосев. — ... причины их столкновений обычно ничтожны — это взаимные ущемления тщеславия».