Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы-87.О-75.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
580.1 Кб
Скачать

7.2. Развитие онтологии в Новое время

В онтологии Нового времени проявляется тематическая переориентация: наиболее отвлеченные проблемы отходят на второй план. Эта тенденция затронула, например, проблему субстанции, т. е. проблему исследования первоначала мира. По Лейбницу, философ, рассуждающий о субстанции, уподобляется крестьянину, который говорит, что в основании церкви в его деревне лежит что-то, чего он не знает и не понимает, но точно нечто священное. Традиционные философские категории переосмысливаются реалистически, ближе к наглядным представлениям. Утверждается новая форма изложения – строгая, включающая в себя обязательные рациональные обоснования.

Рассмотрим, как это проявилось в конкретных концепциях.

Ф. Бэкон утверждает, что философия должна быть исследованием природы, натуральной философией. Основной предмет исследования природы – это свойства вещей, например, ковкость, плотность, тяжесть, цвет. Бэкон называл их «природы вещей». Каждая вещь представляет собой совокупность простых «природ». Главная проблема понимания – причины или способы получения свойств. Чтобы решить ее, надо сравнивать три ряда вещей: вещи, у которых это свойство есть; похожие вещи, у которых этого свойства нет; вещи, у которых свойство выражено в разной степени.

Традиционные философские категории Бэкон определил по-своему: субстанция – это совокупность всех свойств, материя – это совокупность всех вещей, формы – причины свойств вещей. Свойства вещей обусловлены их внутренней структурой. Таким образом, традиционная философская формула – форма заключена в материи – приобретает вполне естественнонаучный смысл. Бэкон также считал важным свойством вещей способность к движению и разработал обширную классификацию видов движения.

Р. Декарт считает, что вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, ветви – остальные науки, важнейшие из которых – механика, медицина и этика. Таким образом, это единый комплекс знаний, причем практически ориентированный. Ведь Декарт говорит о необходимости практической философии (в широком смысле), «при помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться господами и хозяевами природы» (включая, например, управление своим здоровьем).

В области собственно метафизики Декарт отвергает традиционную метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? По его мнению, существует две субстанции – телесная и духовная (т. е. речь идет о дуализме субстанций). Атрибут (главное, неотъемлемое свойство) телесной субстанции – протяженность, духовной – мышление, они независимы друг от друга, но гармоничны и согласованы благодаря изначальному установлению Бога, соединены они только в человеке, в шишковидной железе. С физической точки зрения телесная субстанция представляет собой совокупность корпускул – мельчайших частиц, их три вида – корпускулы огня, земли и воздуха, между ними нет пустоты, а есть пространство, заполненное эфиром.

Т. Гоббс считает, что субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные их свойства (атрибуты) – протяженность и фигура. Пространство и время являются не реальными сущностями, а свойствами вещей: пространство – это порядок и протяженность вещей, время – это характеристика их движения и форма его отражения в нашем мышлении. Все в мире связано причинно-следственными связями. Природа едина, и естественный порядок вещей ничем не нарушается.

Б. Спиноза отождествляет три базовых категории: субстанция, природа и Бог (это возвращение к пантеизму, но в безусловно натуралистическом варианте: Бог тут не антропоморфен, не представим наглядно, он есть природа, рассмотренная с точки зрения единства и самодостаточности. Философская категория субстанции выражает здесь ту же идею). Главное свойство так понятой субстанции: она causa sui. Природа не создана когда-то кем-то, в природе нет творения, а только порождение. Вещи – это модусы, т. е. проявления субстанции. Атрибутами единой субстанции являются протяженность и мышление (похоже на Декарта, но свойства объединены в одной субстанции и, следовательно, речь идет о монизме субстанций). В природе все подчинено естественным закономерностям, все события определяются однозначно и с необходимостью. По мнению Спинозы, вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены. Случайность – это иллюзия, недостаток знаний, а чудо – это абсурдное понятие.

Таким образом, формируется некоторая общая направленность онтологии XVII в., для которой характерны развитие философии в единстве с естествознанием, стремление создать единую, строгую и точную науку о природе, борьба с отвлеченной метафизикой. Вырисовываются и общие познавательные принципы (они же – особенности концепций этого периода):

1) механицизм – стремление к объяснению всех закономерностей в мире на основе законов механики;

2) деизм – представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир развивается исключительно по своим естественным законам;

3) жесткий детерминизм – учение об абсолютности и однозначности причинно-следственных связей в мире, сквозной необходимости, отсутствии случайностей.

В XVIII в. в философии французских материалистов (Гольбах, Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение, и в том числе приходит к атеизму. Появится и отечественный аналог: по взглядам к этой позиции был близок М. В. Ломоносов.

Вместе с тем в русле общей направленности философии намечается, подчас у тех же авторов, несколько иной взгляд, а именно, дополнение такой строгой натурфилософии религиозной метафизикой, основанной уже не на необходимости достройки картины мира образом Бога, а на нравственной ее необходимости. Это намечено отчасти у Декарта, у Спинозы, очень ярко выражено у Б. Паскаля, который утверждал, что естествознание должно быть строгим и доказательным, опирающимся на математику, но необходима также метафизика, которая должна быть религиозной, так как человеку нужен живой творящий Бог.

Г. Лейбниц считал, что основные понятия метафизики – субстанция и Бог. Бог един, его атрибуты – могущество, знание, воля. Субстанция множественна и представляет собой совокупность единиц бытия – монад (т. е. речь идет о плюрализме субстанций). Монады абсолютно просты, лишены частей. Сущность монад не физическая, а духовная.

Монады по отношению к вещам выступают как их души – они заключаются в вещах, меняя телесные оболочки. Например, для животных монада – это вид, воплощенный в отдельных особях; они могут погибать, но вид выживает, и этот импульс к жизни обеспечен энергией монады.

Каждая монада уникальна. Следовательно, для каждой вещи в природе нет в точности такой же, но есть множество подобных.

Каждая монада замкнута в себе и в то же время связана со всеми остальными, отражая их. Поэтому по одной можно познать все.

Отношения монад организованы исходящим от Бога принципом предустановленной гармонии.