Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВИДы ответы экзамен.doc
Скачиваний:
685
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
666.11 Кб
Скачать

9.Памятники письменности XI - XV вв.

В условиях раннефеодального государства высокого уровня дос­тигает развитие культуры в целом и письменности в частности. Русь создает свои самобытные произведения (летописи, сказания). Письменность становится уделом не только господствующего класса. Она проникает и в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство тому — берестяные грамоты, наибо­лее ранние из которых относятся к XI в., а также надписи ремес­ленников на предметах их труда: изделиях из металла, глины; камня, надписи на фресках и иконах, на церковных стенах.

К сожалению, время донесло до нас лишь минимальную часть поддающихся датировке рукописных источников древнерусского письма, на основе которых исследователи могут делать выводы об особенностях их палеографических данных. Наиболее ранние из рукописных источников относятся ко второй половине XI—XII в. Среди них нужно назвать прежде всего книги «Остромирово Еван­гелие» (1056—Ю57), два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115), а также актовый материал — грамоту великого киевского князя Мстислава Владимировича Нов­городскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).

Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучи­тельного и богослужебного характера)—великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчи­ков. Написаны уставным текстом на пергамене. Страницы книг бо­гато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича — образец актовой письменности Киев­ской Руси. Поскольку она была «жалованной», оформлявшей бога­тый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освяще­ния храма святого Георгия, «внешность» документа украшалась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать вели­кого князя.

Исключительно важным источником явились и берестяные гра­моты, первые находки которых имели место в Новгороде в 1951 г.

10.Рукописный орнамент.

Время позднего устава и его эволюции в полууставное письмо совпадает с распространением нового художественного стиля, получившего названиетератологического, чудовищного или звериного орнамента. Этот орнамент был распростра­нен в XIII и особенно в XIV в. Книги этого периода, как правило, написаны на пергамене. Наибольшее число книг, украшенных орна­ментом тератологического стиля, сохранилось в Новгороде и Пскове.

По вопросу о происхождении тератологического орнамента су­ществуют разные мнения. Ряд авторов (Ф. И. Буслаев', В. Н. Щеп­кин2) высказывались о заимствовании тератологии от южных сла­вян. Некоторые зарубежные исследователи (венские искусствове­ды Иозеф Стржиговский, В. Борн), решая вопрос в духе идеи пангерманизма, утверждали, что Русь восприняла тератологичес­кий орнамент из Скандинавии и Северной Германии, что тератоло­гический орнамент Руси был местной ветвью орнамента германо-скандинавского культурного центра. Ряд историков искали корни тератологии на Востоке.

Большинство исследователей (А. В. Арциховский, Б. А. Рыбаков, М. К. Каргер и др.), признавая взаимовлияние русской и южносла­вянской культур, говорят о самобытности развития русской тера­тологической орнаментации, о ее связях с древнерусским приклад­ным искусством, деревянной резьбой, предметами художественного ремесла (из металла, серебра), с местными художественными тра­дициями и фольклорными мотивами3.

Тератологический орнамент был известен во всех рукописных центрах Руси, но подлинного расцвета он достиг в XIV в. в Нов­городе. Переход к тератологии был постепенным. Уже в XII в. наруша­ется строгость старовизантийского стиля. Рядом с натуралистичес­кими изображениями животных появляются фантастические звери, о которых нельзя сказать, кто это — птица, собака или лев. На смену растительным и геометрическим мотивам приходят тератоло­гические комбинации животных форм и плетений из ремней и змеи­ных хвостов.

Заставка тератологического орнамента не имеет правильной гео­метрической формы. Она напоминает изображение ткани, по кото­рой «стелется» плоскостной орнамент.; Сверху заставку часто вен­чает цветочный узор — навершие, углы заставки оформлены визан­тийской веткой. Узор заставки мог состоять из двух симметрично расположенных друг к другу живых существ — чудищ, запутав­шихся в ремнях. Ремни исходили из клювов, пастей, крыльев, хвос­тов, ног чудищ, оплетали их туловище и переходили в «средник»— вертикальное плетение, спускающееся в заставку с навершия и раз­деляющее ее как бы на левую и правую части.

Из таких же ремней, плетений, нередко завершающихся головами чудищ образовывались инициалы. Для облегчения чтения инициалов которые потеряли рельефность, живописцы стали давать цветной силуэт буквы. В XIII в. в тератологии появился мотив человеческой фигуры. Это так называемые тератологические человечки. В XIV в. они одеты в шапку конической формы. В XIV в. более ин­тересными, чем заставки, стали инициалы, в которых появились це­лые жанровые сценки с использованием изображения людей. Так, буква «М» изображается в виде двух людей, тянущих сеть с рыбой. Букву сопровождает текст, написанный над фигурами людей и пред­ставляющий их перебранку. Буква «Д» изображалась в виде человека, играющего на гуслях. Над буквой имелась надпись: «Царь Давид играет на гуслях».

Основу цвета тератологического орнамента составляет киноварь - краска ртутного состава, огненного оттенка. Применялись также синяя, зеленая, желтая, серая краски и цвет чернил. Для передачи белого цвета использовался естественный цвет пергамена. Золотая и серебряная краски в тератологии не применялись. Тератологический орнамент имел свои местные особенности. Для новгородский тератологии был характерен серо-синий или го­лубой фон. Псковской тератологии были свойственны более крупные пи величине, чем новгородские, инициалы, преимущественно зеленый колорит фона, использование желтого цвета в контурах рисунка. В рязанских рукописях в качестве фона инициалов использовался зеленый цвет.

Тератологический стиль был характерен не только для рукописей. Он существовал в художественном ремесле (например, кольты, наручи - женские украшения), в архитектурной пластике (рель­ефы Дмитровского во Владимире, Георгиевского в Юрьеве-Польском, Борисоглебского и Благовещенского соборов в Чернигове). В XV в. тератология угасает. В заставках исчезают изображения ПК рей, остаются только плетения. Так же как и устав, тератология медленнее уходит из пергаменных книг. В появившихся в XIV—XV вв. образцах бумажных книг сочетание тератологии и устава встречает -I и реже, чем в пергаменных книгах. Дольше всего тератологичес­кий орнамент продержался в рязанских рукописях (до XVI в.). В конце XIV— начале XV в. получают распространение новые типы орнамента: балканский и нововизантийский. Подобная смена была одним из результатов «второго южнославянского влияния», которым оказалась затронута русская культура в результате наплыва произведений южнославянской письменности в русские земли. В XV в. был распространен главным образом балканский (пле­нный, или жгутовой) орнамент. В XVI в. он сохраняется на терри­тории Юго-Западной Руси.

Ранний балканский орнамент был простым, без деталей напол­нения и, так же как тератологический, рисовался от руки. Со вто­рой половины XV в. он усложняется. Характерными особенностями балканского орнамента были следующие: четкие геометрические круги, вплетенные друг в друга, в несколько ярусов, бесконечная восьмерка, прямоугольные решетки, переплетенные между собой, плетения, образующие сложный без просвета рисунок, напоминаю­щим ткань — рогожку или ковер. Деталями наполнения орнамента были жемчужины, ромбики, точки, крестики, квадраты. Заставка орнамента не имела рамы. Но ее могло венчать навершие в виде Изображения букета цветов. Углы заставки украшались стилизован­ными цветами, шишками, бутонами. В стиле плетения выполнялись и инициалы, которые стали четкими и легко читались. Яркие образ­ны заставок балканского орнамента имеются в «Апостоле», написан­ном и 90-х гг. XV в. В этой книге 48 заставок балканского стиля, при­чем ни одна из них не повторяется. Богатые книжные переплеты XIII—XV вв. имели серебряные оклады. украшенные тисненым рисунком, черною, сюжетными средниками и наугольниками.