Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1. Практикум Греция 22.02.2011.rtf
Скачиваний:
644
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
3.78 Mб
Скачать

2. Вовлечение земельной собственности в товарный оборот

Продажа наследственных земельных участков богатым

афинянином Тимархом (Эсхин. Против Тимарха, 97-106)

«97....Отец оставил ему такое состояние, за счет которого всякий другой мог бы даже выполнять общественные повин­ности, а он не сумел сохранить это состояние даже для себя! Действительно, он получил дом за Акрополем, загородное имение в Сфетте, еще один участок в Алопеке, кроме того, девять или десять рабов, специалистов по кожевенному делу, из которых каждый приносил ему ежедневно два обола об­рока, а заведующий мастерской — даже три. Прибавьте сюда женщину, искусную в выделке одежды из аморгосского льна, которую она сама выносила продавать на рынок, муж­чину-вышивальщика, ряд сумм, оставшихся за должниками его отца, и всякую утварь. 98. ...Итак, дом в городе Тимарх продал комическому поэту Навсикрату… Загородное имение купил у него Мнесифей из дема Мирринунт. Это был участок большой, но страшно запущенный Тимархом. 99. Что же касается участка в Алопеке… то мне рассказывали, что мать Тимарха слезно просила не трогать и не продавать этой земли; она умоляла оставить этот участок ей хотя бы для того, чтобы со временем ее могли там похоронить. Тем не менее он не удержался и продал и эту землю за две тысячи драхм. Он не оставил себе ни одной служанки, ни одного раба, но также всех их распродал… 100. Далее, в подтверждение того, что отец Тимарха ссудил ряду лиц деньги, которые сынок получил и растратил, я представляю вам в качестве свидетеля Метагена из дема Сфетт. Он был должен отцу Тимарха более тридцати мин, причем остаток в семь мин, не выплаченный к моменту смерти отца Тимарха, он отдал уже самому Тимарху... 101. Я хочу показать вам, однако, что отец Тимарха располагал немалыми деньгами, которые сын все растратил. Действительно, испугавшись общественных повинностей, Аризел продал все имущество, которое у него было помимо только что названного, а именно: участок в Кефисии, еще одно поле в Амфитропе, две мастерские в серебряных рудниках— одну в Авлоне, а другую возле гробницы Фрасилла… 106. Но быть может, мне скажут, что, продав отчий дом, Тимарх мог приобрести себе другой в какой-либо иной части города, что деньги, вырученные от продажи загородного име­ния, участка в Алопеке, рабов-ремесленников и прочего имущества, он мог вложить в какое-либо предприятие в серебряных рудниках подобно тому, как раньше сделал его отец. Однако в том-то и дело, что у Тимарха не осталось ничего: ни своего дома, пи сдаваемого внаймы, ни участка, ни ра­бов, ни денег, отданных в долг, ничего другого, что соста­вляет источник существования для честных людей1. Нет, вме­сто отцовского достояния у него остались одни лишь мерзости, ябедничество, наглость, изнеженность, малодушие, бесстыдство, неспособность краснеть за свой позор, в общем все то, что делает человека самым дурным и самым бесполезным гражданином государства».

Продажа земли с целью скрыть свое «видимое» имущество

(Исей. О наследстве Филоктемона, 30-33)

«30. Они прежде всего убеждают Евктемона уничтожить завещание... ведь в случае смерти Евктемона никто не будет иметь права на видимое имущество, кроме дочерей его или их детей. Если же он, продав часть имущества, оставит деньги, то они, безусловно, получат их...

33. И в течение совсем короткого времени... он (Евктемон) продает земельный участок в Афмоне за 75 мин Антифану, а баню в Серангии - за 3000 (драхм) Аристолоху; дом в городе, полученный им в залог за ссуду в 44 мины, он возвратил 1гиерофанту2. Он продал еще - коз с пастухом за 13 мин и две упряжки мулов: одну — за 8 мин, другую — за 550 драхм, и ремесленников, которые у него были. Всего же вскоре после смерти Филоктемона было продано имуще­ства более чем на три таланта...»

Заклад земли

Камни с надписями о закладе земли и другого имущества, так называемые horoi, были найдены в большом количестве (более 200) на территории Аттики и некоторых островов Эгейского моря. Они от­носятся к IVIII вв. до н. э. В надписях обычно указывается, ка­кое имущество и кому заложено (имя кредитора в дательном паде­же), сумма долга или обязательства. Иногда упоминается письмен­ное соглашение, хранящееся у доверенного лица или у фесмофетов. Различаются две формы заклада недвижимого имущества в обеспечение денежного обязательства: прямой заклад и заклад в форме условной продажи (должник обеспечивал свое обязательство, «продавая» кредитору за сумму, равную долгу, свое имущество, сохраняя право «выкупить» его об­ратно; формальным собственником заклада становился кредитор, но он не мог им свободно распоряжаться до истечения срока ссуды). Наряду с закладом для обеспечения займов в Аттике приме­нялся заклад недвижимого имущества и для гарантии других иму­щественных обязательств, как, например, гарантии приданого или арендованного сиротского имущества. Жених, получая приданое, гарантировал его возврат (в случае раз­вода), закладывая эквивалентную приданому часть своего имущества. В то же время и отец невесты, если он не мог сразу выплатить приданое, гарантировал свое обязательство закладом имущества. Многочисленные находки закладных камней свидетельствуют о развитии гарантированного кредита и о свободном обращении земельной собственности в Аттике IV-III вв. до н. э.

Прямой заклад (надпись 291/290 г. до н.э.)

«В архонство Аристонима

Закладной камень дома, заложенного Навсистрату Элевсинцу за 200 драхм согласно соглашению, хранящемуся у Феодора из Энои».

Заклад в форме условной продажи (надпись 309/308 г. до н.э.)

«Закладной камень дома, харчевни и сада, условно проданных Каллиппу из Фалера4 за 500 драхм».

Гарантия приданого

«Закладной камень земельного участка и дома, гарантия при­даного Феномахе, дочери Ктесона, из Кериад, в сумме 3000 драхм».

Гарантия арендованного сиротского имущества

«Закладной камень участка земли, заложенного детям Евфикрата Эрхиэйца».

(Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Д.П.Каллистова.

М., 1964. С. 335-337). Перевод надписей Л. М. Глускиной

Сдача земли в аренду аттическими демами

(надпись 345/344 г. до н. э. - IG, II2, № 2492)

«Эксонейцы1сдали в аренду Автоклу, сыну Автея, и Автею сыну Автокла, Феллейскую землю на 40 лет за 152 драхмы в год с правом возделывать и насаждать <деревья> на следую­щих условиях. Арендную плату вносить в гекатомбеоне. Если же они не внесут, то эксонейцы вправе взять залог как из урожая участка, так из всего остального имущества неплательщика.

Эксонейцам не разрешается ни продавать, ни сдавать в аренду никому другому до истечения 40 лет. Если неприятели прогонят арендаторов <с участка> или повредят что-либо, тогда эксонейцам пусть будет поло­вина урожая с участка. По прошествии 40 лет пусть арендаторы возвратят участок <эксонейцам> вместе с деревьями, если таковые будут на участке, причем половина земли должна быть не засеяна. Виноградаря же в течение последних пяти лет пусть присы­лают эксонейцы. Срок аренды для зерновых культур начинается с архонтства Евбула, а для плодов деревьев — со следующего года, после Евбула. Казна­чеи при демархе Демосфене пусть запишут аренду на камен­ных стелах и поставят одну в храме Гебы, а другую — в Лесхе и, кроме того, <пусть поставят> межевые камни на участке по два с каждой стороны высотой не менее трех футов. И если на участок будет возложена какая-либо эйсфора в пользу государства, пусть ее уплатят эксонейцы. Если же внесут <на­лог> арендаторы, пусть это зачтется в арендную плату. Не разрешается вывозить с участка землю, которая образуется при рытье. Если кто-нибудь внесет предложение или поста­вит на голосование что-либо вопреки этому соглашению, прежде чем истекли 40 лет, арендаторы могут привлечь его к суду по обвинению в причинении им убытка. Сказал Этеокл, сын Скаона, эксонец: так как арендаторы Феллиды Автокл и Автей согласны, чтобы эксонейцы вырубили оливковые де­ревья, надо избрать людей, которые вместе с демархом, каз­начеями и арендатором продадут оливы тому, кто даст наи­большую плату. Рассчитав процент с вырученных денег, снять половину его с аренд­ной платы и записать на стелах соответственно уменьшен­ную сумму арендной платы. Проценты с денег, уплаченных за оливы, пусть получают эксонейцы. Тот, кто купит оливы, пусть вырубит их, когда Анфий2снимет урожай в год после архонтства Архия, перед пахотой. И пусть они в <образовав­шихся при вырубке> ямах оставят пни не меньше чем в 4 пальца для того, чтобы за эти годы оливы выросли как можно лучшие и большие. Для продажи олив избраны следующие: Этеокл, Навсон, Гагнофей».

Перевод Л. М.Глускиной